Брет гарт произведения. Гарт, френсис брет (брет гарт)

ГАРТ, Фрэнсис Брет - американский писатель и поэт. Родился в городке Олбани штата Нью-Йорк, где отец его был преподавателем греческого языка в колледже. Брет Гарт был попеременно: учителем, рудокопом, правительственным куьером и наконец наборщиком. Работа в типографии помогла выявиться его призванию, и в 1857 он был приглашен редакцией журнала «The golden Era» в Сан-Франциско. С этих пор началась его карьера журналиста, издателя и писателя. Своей журнальной работы он не бросил даже когда получил место секретаря монетного двора в Сан-Франциско . Первые его рассказы - «The Condensed Novels» напечатаны в журнале «The Californian», который он редактировал, а с 1868 - стал самостоятельно издавать ежемесячник «The Overland Monthly», первый значительный журнал в западных штатах Америки. Опубликованные там произведения Брет Гарта окончательно упрочили его славу как писателя и для Америки, и для Европы. Весною 1871 г. Брет Гарт прекратил издание журнала, оставил кафедру литературы в Калифорнийском университете, где до этого работал год, и по настоятельному приглашению журнала «The Atlantic Monthly» переехал в Нью-Йорк; в 1878 уехал в Европу, откуда уже не возвращался; сначала был назначен консулом в Крефельд (Германия), а в 1880 переведен консулом же в Глазго (Англия). В 1885 оставил службу и поселился в Лондоне, посвятив последние годы жизни исключительно литературной работе. Умер в местечке Кэмберлей (Англия).
Начало литературной работы Брет Гарта совпало с его пребыванием в западных штатах, которые в то время сильно отставали от восточных в культурном отношении, но считались демократическими по сравнению с цивилизованным и аристократическим востоком США; оптимизм, активность и дерзость молодой страны нашли свои особые пути и формы не только в жизни, но и в литературе, тогда как на востоке США держались еще вывезенные из Европы традиции. Брет Гарт родился на востоке и после нескольких лет, проведенных в Калифорнии, снова вернулся туда, но творчество его навсегда окрасилось своеобразным колоритом Запада. Его жизнь, полная неожиданных и разнообразных занятий, бросившая его из окружения средней американской интеллигенции в мало культурную и авантюристически настроенную среду золотоискателей и переселенцев, дала ему богатый запас впечатлений и тем. Незнакомую до тех пор американской литературе тематику Брет Гарт почерпнул из жизни золотоискателей, игроков, азиатских переселенцев, преступников и проституток. Несмотря на явно выраженные симпатии его к миру отверженных, он никогда не затрагивал вопроса о классовом неравенстве или о социальных взаимоотношениях угнетенных и угнетателей. Все темные стороны жизни им старательно облагораживались, а его юмор и некоторый пафос сглаживали остроту темы, придавая ей трогательность и романтичность. Брет Гарт является не только одним из первых писателей Запада, но и одним из основателей школы «местного колорита» в литературе и одним из самых ранних мастеров новеллы, нового для того времени жанра. Формой короткого рассказа Брет Гарт владел вполне, поэтому такие вещи как «The Luck of the Roaring Camp», «The Outcosts of Poker Island» или «How Santa Clous came to Simpson’s Bar» - стоят гораздо выше его больших повестей, а роман его «Gabriel Conroy» и драма «Two Men of Sandy Bar» - неудачны.
Брет Гарт писал также стихи, своеобразие которых в том, что большинство их написано на местном диалекте, так наз. «pike». Это делало произведения его родными и понятными тем слоям населения, которым обычная литература была мало доступна. Особой популярностью пользуется стихотворение «Plain language of the truthful James», известное под названием «The heathen Chince». В стихах, как и в прозе, Брет Гарт затрагивал те же темы и описывал ту же жизнь 1850-х гг. в Калифорнии. Стихи его на диалекте более удачны, чем написанные на литературном английском. С 1871 г. - со времени появления его книги стихов «East and West Poems» - стихи и рассказы, взятые из народной жизни, на диалекте считались узаконенными.
Поздние произведения Брет Гарта слабее первых и в сущности повторяют прежние темы и приемы. Период его расцвета - 1870-е и 1880-е гг. - явился переходной ступенью от романтического и сентиментального романа Готорна и Бичер Стоу к новому натуралистическому американскому роману.

(1836-1902) американский прозаик, поэт и журналист

Биография Фрэнсиса Брета Гарта связана с авантюрной эпохой калифорнийской золотой лихорадки - интереснейшего периода в общественной жизни Америки 50-х гг. XIX века.

Брет Гарт родился в небольшом городке в семье учителя-интеллигента, мало приспособленного ко времени предпринимательства и накопительства. Отца считали неудачником. Он рано умер, и подростку с 13 лет пришлось зарабатывать на жизнь. А потом, когда первые старатели донесли с Запада до центральных штатов весть об открытии золота, 17-летний юноша вслед за братом, матерью и отчимом махнул в Калифорнию, куда устремились десятки тысяч искателей счастья.

Изначальными владельцами нынешней американской Калифорнии были индейские племена. Во второй половине XVIII века испанские колонисты захватили огромные земельные угодья по берегу Гихого океана и стали насильственно превращать индейцев в христиан. В 30 гг. XIX века на востоке США заинтересовались благодатной страной, лежавшей к западу от реки Миссисипи, и туда устремились переселенческие партии. В результате войны Калифорния вошла в состав Мексиканской республики. В июне 1846 г. американские поселенцы восстали против власти мексиканцев и провозгласили «Республику Звезды и Медведя». Это было началом создания первого штата Америки на западе страны, Севернее Сан-Франциско была расположена русская колония, названная Форт-Росс. Она была основана в результате открытия Берингом и Чириковым Аляски. Из-за отсутствия поддержки со стороны русского правительства Форт-Росс был продан в 1842 г. одному предприимчивому мексиканцу по фамилии Саттер. Он начал строить лесопильню, и его рабочий, углубляя русло реки, в 45 милях от Форт-Росса, наткнулся на загадочные желтые крупинки.

Весть о золоте поразила заштатный городок Сан-Франциско, а затем и всю Калифорнию. Ремесленники, фермеры, учителя, адвокаты, матросы, бросив свое ремесло, устремились на запад - с кирками, лопатами и ковшами для промывки золота. На пути с востока на запад были безводные пустыни, опасные горные переправы, встречи с индейцами. Но ничто не могло остановить движения за золотом. В снегах Сьерра-Невады застрявшая партия золотоискателей в отчаянии дошла до людоедства. И скоро на пути новых партий уже стояли холмики с темнеющими крестами - полторы тысячи безмолвных могил. К северу и к юго-востоку от Сан-Франциско возникали старательские станы и городки с остроумными названиями: Держу пари, Ослиная лощина, Висельный город, Гоморра и другие. Драки, поножовщина, убийства были обычными явлениями, у всех на поясе висели револьверы и длинные ножи. Молитвам старатели предпочитали игорные дома и питейные салуны. Быт здесь был суровым, а жизнь - опасной. Разбогатеть удавалось совсем немногим. И все-таки здесь дышалось свободнее, чем в старых штатах.

В 1854 г. в одном из таких поселков и оказался 17-летний Фрэнсис Брет Гарт и провел здесь, в Калифорнии, шесть лет. Он был школьным учителем, рудокопом, аптекарем, почтальоном, наборщиком и, наконец, помощником редактора газеты в приисковом городке Юнионтаун. Он пережил иллюзии успеха и горечь разочарования старателя, опасную романтику курьера почтового дилижанса, был свидетелем страшной расправы над индейцами, учиненной в городе обывателями. Он выступил в газете в защиту индейцев и заклеймил убийц, в результате чего его жизнь оказалась в опасности, и он уехал в Сан-Франциско. Огромный материал впечатлений оказался дороже золота Калифорнии.

Здесь, в Сан-Франциско, став профессиональным журналистом, Брет Гарт начинает печатать первые калифорнийские рассказы, выступив первооткрывателем новой темы. Он встречается с видными деятелями аболиционистского движения (движения за отмену рабства), борется за избрание президентом Авраама Линкольна , пишет стихи в поддержку Севера против рабовладельческого Юга. Вместе с группой литературной и артистической молодежи издает журнал «Калифорнией», поддерживает молодого Марка Твена . Пока Брет Гарт больше известен как остроумный мастер пародий на корифеев американской и европейской литературы: Диккенса , Дюма , Гюго , Купера . Его «Романы в сжатом изложении» находчивы и остроумны. Писателям достается и за слащавый сентиментализм, и за напыщенность стиля, и за сусальность описаний, и за мелодраматизм. Брет Гарт проходит таким образом школу литературного мастерства. Но славу ему приносит рассказ «Счастье Ревущего Стана» (1868), а затем сборник старательских рассказов с таким же названием.

Перед читателем открылся новый мир - мир золотоискателей, горняков, различных отщепенцев, быт старательских селений. Брет Гарт не стремился разрешать крупные социальные проблемы. Гуманизм его рассказов заключается в том, что он показал калифорнийскую жизнь полной смертельной опасности, разгула беззаконий и как бы предостерегал американцев от наивной веры в то, что здесь, в Калифорнии, бедняки превращаются в богачей. Жизнь старателя была суровой и физически трудной. Работа шла с раннего утра до позднего вечера. Ютились золотодобытчики в землянках, хижинах, палатках. Пища была грубой и однообразной. Медицины не было, и болезни уносили даже крепких людей. В противовес официальной печати, стремившейся преподнести поход за золотом как героическую эпопею, а все недуги старателей свалить на «подонков общества», писатель не стал певцом «золотого похода», но показал «отверженных» настоящими людьми. Под грубой внешностью он увидел бескорыстие, сердечную доброту и высокое благородство.

Разгульный и пьяный старательский поселок с материнской нежностью воспитывает сироту («Счастье Ревущего Стана»). Во время неожиданного наводнения Кентукки жертвует жизнью, чтобы спасти младенца, в романе «Млисс» веселая красавица с приисков оказывается примером душевной чистоты и нравственной самоотверженности. Она отдает все ради разбитого параличом бывшего любовника. Бесшабашный игрок в «Брауне из Калавераса» во имя семейного счастья друга отказывается от любимой женщины. Дружба старателей - одно из самых светлых человеческих проявлений, особенно в суровых обстоятельствах. В «Компаньоне Теннесси» старатель рыцарски предан своему беспутному компаньону, бескорыстен и благороден в заботе о друге. Как демократ-гуманист, Брет Гарт утверждал, что «добродетель покинула дворцы богачей и живет в лачугах трудящихся».

Брет Гарт любит авантюрный сюжет, романтически эффектные описания ураганов, землетрясений, наводнений, снежных лавин и прочих стихийных бедствий. Его сюжеты подчас гротескны. Вот старик Планкет, любимец рудокопов Монте-Флета, создал легенду о дочери - красавице и умнице. Он так привык за десять лет к этой выдумке, что внезапное появление неказистой «красотки» повергает старика в отчаяние и лишает его жизни («Монте-Флетская пастораль»).

Двое друзей-рудокопов поссорились в хижине за завтраком. Ссора перерастает в кровавую вендетту, в многолетнюю судебную тяжбу. Умирая, один из рудокопов, Скотт, возвращаясь к причине ссоры, говорит: «Старик, а ведь ты переложил тогда соды в лепешки». Эта нелепая причина ссоры раскрывает трагические и трагикомические парадоксы человеческого сердца как отражение парадоксов самой американской жизни периода золотой лихорадки. Целая нация впала в безумие, гонясь за химерой стремительного обогащения. В атмосфере золотоискательской конкуренции немудрено было растерять истинные человеческие ценности. И если герои осознают свои слабости и прощают друг другу обиды - это их нравственная победа. Тлетворную власть золота Брет Гарт изобразил в романах «Миллионер из Скороспелки», «Человек из Солано» и в романе «Габриел Кон-рой». Обличение расизма дано в романах «Вань-Ли-Язычник», «Трое бродяг из Тринидада».

Николай Гаврилович Чернышевский , в далекой сибирской ссылке прочитав рассказы Фрэнсиса Брета Гарта, был восхищен «могущественным природным умом», «благородной душой» и «благородным понятием о вещах» американского новеллиста. Диккенс называл рассказы Гарта «правдивым художественным созданием» и приглашал его к себе в Англию.

Честность, достоинство, бескорыстие, готовность к самопожертвованию - эти богатства простых людей писатель противопоставляет стяжательству, эгоизму и пошлости богатых. Между тем американское прагматическое общество не сочувствовало такой антитезе. И рассказ «Счастье Ревущего Стана» был назван в Америке «неприличным, антирелигиозным, безнравственным». Многие в США долго считали Брета Гарта писателем чужим и странным, «дурным американцем».

Между тем его мировая слава росла, его рассказы переводились на многие языки. Открытую Бретом Гартом тему подхватывает Марк Твен. Брет Гарт переезжает в Бостон, а затем в Нью-Йорк, в центр интеллектуальной жизни Америки. Очень скоро наступает пора неудач и материальных лишений. Безденежье доводит писателя до отчаяния, и он в 1878 г. принимает скромное предложение стать коммерческим агентом в захолустном немецком городке Крефельде, потом он стал консулом в Глазго.

Американская печать продолжает ненавидеть писателя. На родину он уже не вернулся, став добровольным изгнанником. Поселившись в Англии, Брет Гарт пишет: «Я люблю свою родину, но она не настолько любит меня, чтобы дать мне приют и позволить кормиться своим пером». Писатель стареет, но продолжает ежегодно выпускать по небольшому томику своих произведений.

Отвечая критикам, обвинившим его творчество в аморальности, Брет Гарт со свойственным ему юмором пишет в 1889 г. о героине своей повести «Кресси»: «Что ни делай, а мои персонажи не хотят вести себя так, как им следовало бы. Сколько я ни растолковываю им, чего от них ждет добродетельный читатель, они не обращают на меня никакого внимания. Даже Кресси - а уж как я нянчился с ней! - скрылась в последний момент со страниц моей повести с человеком, с которым я едва успел ее познакомить».

Повести «Степной найденыш» (1891), «Сюзи» (1893) и «Кларенс» (1895) образуют трилогию. Это история жизни Кларенса Бранта от переселения его еще мальчиком в составе партии в Калифорнию до службы в качестве офицера армии северян, убежденного и активного борца с рабовладельческим Югом.

Писатель хотел напомнить своим соотечественникам о недавнем героическом времени гражданской войны, разъяснить им, «что в их истории является подлинно великим и сильным». Самой удачной в трилогии является повесть «Степной найденыш» - «хроника детских лет Кларенса Бранта», мужественного подростка, независимого и гордого, умеющего любить и делать добро. В злоключениях мальчика, пересекающего Великую прерию по пути на запад, отразились личные впечатления автора, прекрасное знание им мест, быта и характера старателей.

Новое американское поколение литераторов, вышедших в основном из народных слоев, видит в Брете Гарте одного из своих наставников и по-новому оценивает его вклад в американскую литературу.

На русский язык переведены рассказы Брета Гарта, стихи и баллады, романы «Габриел Конрой», повести «Кресси», «Степной найденыш», «Сюзи», «Кларенс». Русскому читателю небезынтересно знать, что в одной из своих баллад, «Консепсьон де Аргельо», Брет Гарт рассказал о русском дипломате графе Резанове, который прибыл в Сан-Франциско для важных государственных переговоров с испанскими властями и полюбил дочь коменданта крепости - юную Кончиту. Резанов был образованным и дальновидным послом, видел выгоду Российского государства во владении «лутчим кряжем земли» и сокрушался по поводу равнодушия русского правительства к положению русской колонии. Он намеревался по возвращении в Калифорнию с договором, подписанным государем, обвенчаться с дочерью коменданта. Но на пути в Россию он погибает. Кончите, не дождавшись своего возлюбленного, уходит в монастырь. Только через 40 лет она узнает о гибели Резанова. В наше время эту романтическую историю воскресил театр «Ленком» в спектакле «Юнона» и «Авось».

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Фрэнсис Брет Гарт
Francis Bret Harte
Имя при рождении:

Фрэнсис Бретт Харт (Francis Brett Hart )

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:

Биография

Фрэнсис Бретт Гарт родился 25 августа 1836 года в Олбани (штат Нью-Йорк), где отец его был преподавателем греческого языка в колледже. Своё имя получил в честь прадеда - Фрэнсиса Бретта (Francis Brett ). Отец со временем сменил фамилию с Hart на Harte , а сам Фрэнсис Бретт Гарт предпочитал второе имя, которое он сократил до Брет.

Отец рано умер, будущему писателю пришлось самому зарабатывать на жизнь, и в 1854 году , вскоре после начала «золотой лихорадки», он перебрался в Калифорнию , где перепробовал множество профессий.

Свои первые рассказы Брет Гарт опубликовал в 1856 году в журнале «The Californian», который он сам и редактировал. В дальнейшем издавал также журнал «The Overland Monthly» ( -), первый значительный журнал в западных штатах Америки. В 1870-е годы , будучи уже известным писателем, Гарт жил в Нью-Йорке, а затем - отчасти по материальным соображениям, отчасти ввиду обострившегося конфликта с американской общественностью, вызванного жёсткостью и непримиримостью гражданской позиции писателя, - уехал в Европу: был американским консулом в прусском городе Крефельд, затем в Глазго . Остаток жизни провёл в Англии .

Брету Гарту принадлежат роман «Гэбриел Конрой», ряд повестей, из которых наиболее известна поздняя трилогия «Степной найдёныш», «Сюзи» и «Кларенс» (действие происходит во время Войны за независимость Америки), оригинальные стихотворения, популярные в своё время литературные пародии (на Диккенса , Шарлотту Бронте , Виктора Гюго и др.) и даже пьеса, написанная в соавторстве с Марком Твеном . Однако наибольшую популярность ему принесли рассказы, а в рассказах - образы простых людей Дикого Запада, особенно девичьи и женские.

Трилогия

Три повести Гарта образуют трилогию, в центре которой - история жизни главного героя всех трех книг - Кларенса Бранта. «Степной найденыш» («The Waif of the Plains») вышел отдельным изданием в 1891 году; «Сюзи» («Susy») - в 1893 году; «Кларенс» («Clarence») - в 1895 году.

Исторический интерес имеет воссозданная Гартом по личным воспоминаниям общественная обстановка в Калифорнии в деятельности сторонников Юга. «Кларенса» можно рассматривать как протест против забвения в США прогрессивных, освободительных традиций Гражданской войны. Вскоре после выхода заключительной части трилогии Брет Гарт в письме к другу говорит, что писал эту книгу как «американец для американцев», чтобы разъяснить соотечественникам, «что в их истории является подлинно великим и сильным».

Брет Гарт в России

Широкая известность Брета Гарта распространялась не только на США, но и на Европу, где его прозой восхищались Диккенс и молодой Киплинг . Достаточно рано произведения Гарта проникли и в Россию (первая публикация в 1872 году), где одним из его первых переводчиков был отбывавший якутскую ссылку Чернышевский . Уже в 1895 году в Санкт-Петербурге вышло собрание сочинений Брета Гарта в шести томах. Высоко ставил Гарта поэт Осип Мандельштам . В СССР по рассказам Гарта был снят фильм «Вооружён и очень опасен » (1977).

Связь Гарта с Россией этим не ограничивается: путешествие русского купца Николая Резанова в Америку и обручение его с Консепсьон де Аргуэльо , дочерью коменданта испанской крепости, знакомое нынешнему читателю и зрителю по поэме Андрея Вознесенского и мюзиклу Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», сотней лет раньше послужило сюжетом для баллады Брета Гарта «Консепсьон де Аргуэльо».

Собрания сочинений на русском языке

  • Собрание сочинений с биографическим очерком и портретом автора в 12-ти книгах.
  • Приложение к журналу «Вокруг света» за 1915 г. М: Издание Товарищества Сытина И. Д. 1915 г.
  • Полное собрание сочинений в 12 томах. Л: Издание Красной газеты. 1928 г.
  • Собрание сочинений в 6 томах. М: Правда. 1966 г.

Напишите отзыв о статье "Гарт, Брет"

Примечания

Литература

  • Брет-Гарт, Фрэнсис // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Гарт, Брет

Было видно, что малышка рада произведённым эффектом и буквально ёрзает от желания его продлить...
– Тебе правда нравится? А хочешь, чтобы так и осталось?
Человек только кивнул, не в состоянии произнести ни слова.
Я даже не пыталась представить, какое счастье он должен был испытать, после того чёрного ужаса, в котором он ежедневно, и уже так долго, находился!..
– Спасибо тебе, милая... – тихо прошептал мужчина. – Только скажи, как же это может остаться?..
– О, это просто! Твой мир будет только здесь, в этой пещере, и, кроме тебя, его никто не увидит. И если ты не будешь отсюда уходить – он навсегда останется с тобой. Ну, а я буду к тебе приходить, чтобы проверить... Меня зовут Стелла.
– Я не знаю, что и сказать за такое... Не заслужил я. Наверно неправильно это... Меня Светилом зовут. Да не очень-то много «света» пока принёс, как видите...
– Ой, ничего, принесёшь ещё! – было видно, что малышка очень горда содеянным и прямо лопается от удовольствия.
– Спасибо вам, милые... – Светило сидел, опустив свою гордую голову, и вдруг совершенно по-детски заплакал...
– Ну, а как же другие, такие же?.. – тихо прошептала я Стелле в ушко. – Их ведь наверное очень много? Что же с ними делать? Ведь это не честно – помочь одному. Да и кто дал нам право судить о том, кто из них такой помощи достоин?
Стеллино личико сразу нахмурилось...
– Не знаю... Но я точно знаю, что это правильно. Если бы это было неправильно – у нас бы не получилось. Здесь другие законы...
Вдруг меня осенило:
– Погоди-ка, а как же наш Гарольд?!.. Ведь он был рыцарем, значит, он тоже убивал? Как же он сумел остаться там, на «верхнем этаже»?..
– Он заплатил за всё, что творил... Я спрашивала его об этом – он очень дорого заплатил... – смешно сморщив лобик, серьёзно ответила Стелла.
– Чем – заплатил? – не поняла я.
– Сущностью... – печально прошептала малышка. – Он отдал часть своей сущности за то, что при жизни творил. Но сущность у него была очень высокой, поэтому, даже отдав её часть, он всё ещё смог остаться «на верху». Но очень мало кто это может, только по-настоящему очень высоко развитые сущности. Обычно люди слишком много теряют, и уходят намного ниже, чем были изначально. Как Светило...
Это было потрясающе... Значит, сотворив что-то плохое на Земле, люди теряли какую-то свою часть (вернее – часть своего эволюционного потенциала), и даже при этом, всё ещё должны были оставаться в том кошмарном ужасе, который звался – «нижний» Астрал... Да, за ошибки, и в правду, приходилось дорого платить...
– Ну вот, теперь мы можем идти, – довольно помахав ручкой, прощебетала малышка. – До свидания, Светило! Я буду к тебе приходить!
Мы двинулись дальше, а наш новый друг всё ещё сидел, застыв от неожиданного счастья, жадно впитывая в себя тепло и красоту созданного Стеллой мира, и окунаясь в него так глубоко, как делал бы умирающий, впитывающий вдруг вернувшуюся к нему жизнь, человек...
– Да, это правильно, ты была абсолютно права!.. – задумчиво сказала я.
Стелла сияла.
Пребывая в самом «радужном» настроении мы только-только повернули к горам, как из туч внезапно вынырнула громадная, шипасто-когтистая тварь и кинулась прямо на нас...
– Береги-и-сь! – взвизгнула Стела, а я только лишь успела увидеть два ряда острых, как бритва, зубов, и от сильного удара в спину, кубарем покатилась на землю...
От охватившего нас дикого ужаса мы пулями неслись по широкой долине, даже не подумав о том, что могли бы быстренько уйти на другой «этаж»... У нас просто не было времени об этом подумать – мы слишком сильно перепугались.
Тварь летела прямо над нами, громко щёлкая своим разинутым зубастым клювом, а мы мчались, насколько хватало сил, разбрызгивая в стороны мерзкие слизистые брызги, и мысленно моля, чтобы что-то другое вдруг заинтересовало эту жуткую «чудо-птицу»... Чувствовалось, что она намного быстрее и оторваться от неё у нас просто не было никаких шансов. Как на зло, поблизости не росло ни одно дерево, не было ни кустов, ни даже камней, за которыми можно было бы скрыться, только в дали виднелась зловещая чёрная скала.
– Туда! – показывая пальчиком на ту же скалу, закричала Стелла.
Но вдруг, неожиданно, прямо перед нами откуда-то появилось существо, от вида которого у нас буквально застыла в жилах кровь... Оно возникло как бы «прямо из воздуха» и было по-настоящему ужасающим... Огромную чёрную тушу сплошь покрывали длинные жёсткие волосы, делая его похожим на пузатого медведя, только этот «медведь» был ростом с трёхэтажный дом... Бугристая голова чудовища «венчалась» двумя огромными изогнутыми рогами, а жуткую пасть украшала пара невероятно длинных, острых как ножи клыков, только посмотрев на которые, с перепугу подкашивались ноги... И тут, несказанно нас удивив, монстр легко подпрыгнул вверх и....подцепил летящую «гадость» на один из своих огромных клыков... Мы ошарашено застыли.
– Бежим!!! – завизжала Стелла. – Бежим, пока он «занят»!..
И мы уже готовы были снова нестись без оглядки, как вдруг за нашими спинами прозвучал тоненький голосок:
– Девочки, постойте!!! Не надо убегать!.. Дин спас вас, он не враг!
Мы резко обернулись – сзади стояла крохотная, очень красивая черноглазая девочка... и спокойно гладила подошедшее к ней чудовище!.. У нас от удивления глаза полезли на лоб... Это было невероятно! Уж точно – это был день сюрпризов!.. Девочка, глядя на нас, приветливо улыбалась, совершенно не боясь рядом стоящего мохнатого чудища.

Гарт, Фрэнсис Брет - американский писатель и поэт. Родился в городке Олбани штата Нью-Йорк, где отец его был преподавателем греческого языка в колледже. Брет Гарт был попеременно: учителем, рудокопом, правительственным куьером и наконец наборщиком. Работа в типографии помогла выявиться его призванию, и в 1857 он был приглашен редакцией журнала «The golden Era» в Сан-Франциско. С этих пор началась его карьера журналиста, издателя и писателя. Своей журнальной работы он не бросил даже когда получил место секретаря монетного двора в Сан-Франциско . Первые его рассказы - «The Condensed Novels» напечатаны в журнале «The Californian», который он редактировал, а с 1868 - стал самостоятельно издавать ежемесячник «The Overland Monthly», первый значительный журнал в западных штатах Америки. Опубликованные там произведения Брет Гарта окончательно упрочили его славу как писателя и для Америки, и для Европы. Весною 1871 г. Брет Гарт прекратил издание журнала, оставил кафедру литературы в Калифорнийском университете, где до этого работал год, и по настоятельному приглашению журнала «The Atlantic Monthly» переехал в Нью-Йорк; в 1878 уехал в Европу, откуда уже не возвращался; сначала был назначен консулом в Крефельд (Германия), а в 1880 переведен консулом же в Глазго (Англия). В 1885 оставил службу и поселился в Лондоне, посвятив последние годы жизни исключительно литературной работе. Умер в местечке Кэмберлей (Англия).
Начало литературной работы Брет Гарта совпало с его пребыванием в западных штатах, которые в то время сильно отставали от восточных в культурном отношении, но считались демократическими по сравнению с цивилизованным и аристократическим востоком США; оптимизм, активность и дерзость молодой страны нашли свои особые пути и формы не только в жизни, но и в литературе, тогда как на востоке США держались еще вывезенные из Европы традиции. Брет Гарт родился на востоке и после нескольких лет, проведенных в Калифорнии, снова вернулся туда, но творчество его навсегда окрасилось своеобразным колоритом Запада. Его жизнь, полная неожиданных и разнообразных занятий, бросившая его из окружения средней американской интеллигенции в мало культурную и авантюристически настроенную среду золотоискателей и переселенцев, дала ему богатый запас впечатлений и тем. Незнакомую до тех пор американской литературе тематику Брет Гарт почерпнул из жизни золотоискателей, игроков, азиатских переселенцев, преступников и проституток. Несмотря на явно выраженные симпатии его к миру отверженных, он никогда не затрагивал вопроса о классовом неравенстве или о социальных взаимоотношениях угнетенных и угнетателей. Все темные стороны жизни им старательно облагораживались, а его юмор и некоторый пафос сглаживали остроту темы, придавая ей трогательность и романтичность. Брет Гарт является не только одним из первых писателей Запада, но и одним из основателей школы «местного колорита» в литературе и одним из самых ранних мастеров новеллы, нового для того времени жанра. Формой короткого рассказа Брет Гарт владел вполне, поэтому такие вещи как «The Luck of the Roaring Camp», «The Outcosts of Poker Island» или «How Santa Clous came to Simpson’s Bar» - стоят гораздо выше его больших повестей, а роман его «Gabriel Conroy» и драма «Two Men of Sandy Bar» - неудачны.

Брет Гарт писал также стихи, своеобразие которых в том, что большинство их написано на местном диалекте, так наз. «pike». Это делало произведения его родными и понятными тем слоям населения, которым обычная литература была мало доступна. Особой популярностью пользуется стихотворение «Plain language of the truthful James», известное под названием «The heathen Chince». В стихах, как и в прозе, Брет Гарт затрагивал те же темы и описывал ту же жизнь 1850-х гг. в Калифорнии. Стихи его на диалекте более удачны, чем написанные на литературном английском. С 1871 г. - со времени появления его книги стихов «East and West Poems» - стихи и рассказы, взятые из народной жизни, на диалекте считались узаконенными.

Поздние произведения Брет Гарта слабее первых и в сущности повторяют прежние темы и приемы. Период его расцвета - 1870-е и 1880-е гг. - явился переходной ступенью от романтического и сентиментального романа Готорна и Бичер Стоу к новому натуралистическому американскому роману.

Брет Гарту принадлежат роман «Гэбриел Конрой», ряд повестей, из которых наиболее известна поздняя трилогия «Степной найдёныш», «Сюзи» и «Кларенс» (действие происходит во время Войны за независимость Америки), оригинальные стихотворения, популярные в своё время литературные пародии (на Диккенса , Шарлотту Бронте , Виктора Гюго и др.) и даже пьеса, написанная в соавторстве с Марком Твеном . Однако наибольшую популярность ему принесли рассказы, а в рассказах - образы простых людей Дикого Запада, особенно девичьи и женские.

Широкая известность Брет Гарта распространялась не только на США, но и на Европу, где его прозой восхищались Диккенс и молодой Киплинг . Достаточно рано произведения Брет Гарта проникли и в Россию (первая публикация в г.), где одним из его первых переводчиков был отбывавший якутскую ссылку Чернышевский . Уже в г. в Санкт-Петербурге вышло собрание сочинений Брет Гарта в шести томах. Связь Брет Гарта с Россией этим не ограничивается: путешествие русского купца Николая Резанова в Америку и обручение его с Консепсьон де Аргуэльо , дочерью коменданта испанской крепости, знакомое нынешнему читателю и зрителю по поэме Андрея Вознесенского и мюзиклу Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», сотней лет раньше послужило сюжетом для баллады Брет Гарта «Консепсьон де Аргуэльо». Поэт Осип Мандельштам высоко ставил Брет Гарта: «…Я брошу беллетристику с психологией Андреева, Горького, Шмелева… ради великолепного Брет-Гарта» .

Трилогия

«Степной найденыш» («The Waif of the Plains») вышел отдельным изданием в 1891 году; «Сюзи» («Susy») - в 1893 году; «Кларенс» («Clarence») - в 1895 году. Эти три повести образуют трилогию, в центре которой - история жизни главного героя всех трех книг - Кларенса Бранта. Исторический интерес имеет воссозданная Гартом по личным воспоминаниям общественная обстановка в Калифорнии в деятельности сторонников Юга. «Кларенса» можно рассматривать как протест против забвения в США прогрессивных, освободительных традиций Гражданской войны. Вскоре после выхода заключительной части трилогии Брет Гарт в письме к другу говорит, что писал эту книгу как «американец для американцев», чтобы разъяснить соотечественникам, «что в их истории является подлинно великим и сильным».

Собрания сочинений на русском языке

  • Собрание сочинений с биографическим очерком и портретом автора в 12-ти книгах.
  • Приложение к журналу Вокруг света за 1915 г. М Издание Товарищества Сытина И. Д. 1915 г.
  • Полное собрание сочинений в 12 томах. Л. Издание Красной газеты. 1928 г.
  • Собрание сочинений в 6 томах. М. Правда. 1966 г.

Ссылки

  • Фрэнсис Брет Гарт в библиотеке Максима Мошкова
  • Фрэнсис Брет Гарт - биографическая справка и стихотворения в переводах Александра Лукьянова
  • ФЭБ: Брет-Гарт // Литературная энциклопедия. Т. 1. - 1930 (текст)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 25 августа
  • Родившиеся в 1836 году
  • Родившиеся в Олбани
  • Умершие 5 мая
  • Умершие в 1902 году
  • Умершие в Суррее
  • Писатели США
  • Английские писатели
  • Писатели XIX века
  • Авторы вестернов

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Краснодар
  • Броды

Смотреть что такое "Гарт, Фрэнсис Брет" в других словарях:

    Гарт Фрэнсис Брет - (Брет Гарт), Харт (Harte) (1836 1902), американский писатель. Неоромантические новеллы о Калифорнии (сборники «Счастье ревущего стана», 1870, «Рассказы об аргонавтах», 1875), романы («Габриел Конрой», 1875 76) о золотоискателях, о мужестве людей … Энциклопедический словарь

    Гарт Фрэнсис Брет - Гарт, Харт (Harte) Фрэнсис Брет (Брет Гарт) (25.8.1836, Олбани, 5.5.1902, Лондон), американский писатель. Сын школьного учителя. Был золотоискателем, журналистом. В цикле «Калифорнийские рассказы» (1857 71) описал быт и нравы старателей на… … Большая советская энциклопедия

    ГАРТ Фрэнсис Брет - ГАРТ (Harte) Фрэнсис Брет (Брет Гарт) (1836—1902), американский писатель. «Калифорнийские рассказы» (1857—71, п. 1887). Пов. «Млисс» (1860). Сб. пародий «Романы в самом кратком изложении» (1867). Ром. «Габриел Конрой» (1875—76).… … Литературный энциклопедический словарь

    ГАРТ Фрэнсис Брет - (БРЕТ ГАРТ) (Harte, Frarncis Bret []) (1836 1902), американский писатель. Родился 25 августа 1836 в Олбани (шт. Нью Йорк). Из за слабого здоровья и частых переездов его формальное образование закончилось в 1849, тогда же он начал… … Энциклопедия Кольера

    Гарт Фрэнсис Брет - … Википедия

    Брет-Гарт Фрэнсис - Фрэнсис Брет Гарт Francis Bret Harte Дата рождения: 25 августа 1836 Место рождения: Нью Йорк, США Дата смерти: 5 мая 1902 Место смерти: США Гражданство … Википедия

    Фрэнсис Брет Гарт - Francis Bret Harte Дата рождения: 25 августа 1836 Место рождения: Нью Йорк, США Дата смерти: 5 мая 1902 Место смерти: США Гражданство … Википедия

    ГАРТ (Harte) Фрэнсис Брет - ГАРТ (Харт) (Harte) Фрэнсис Брет (Брет Гарт) (1836 1902) американский писатель. Неоромантические новеллы о Калифорнии (сборники: Счастье ревущего стана, 1870, Рассказы об аргонавтах, 1875), романы (Габриел Конрой, 1875 76) о золотоискателях,… … Большой Энциклопедический словарь

    Гарт (Harte), Фрэнсис Брет - (25. VIII. 1836, Олбани, Нью Йорк 5.V.1902, Кэмберли, Англия) прозаик, поэт, редактор. Родился в семье учителя и с детских лет приобщился к литературе, читая У. Шекспира, Ч. Диккенса, Г. Филдинга, В. Ирвинга. После смерти отца оставил школу и … Писатели США. Краткие творческие биографии

    Брет-Гарт Фрэнсис - I (Bret Hart) североамерик. поэт и новеллист, род. в 1837 г. в Олбани, в штате Нью Йорк, в 1854 г. отправился в Калифорнию, где был на приисках землемером, школьным учителем, наконец, наборщиком; достигнув известности рядом стихотворений, полных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Собрание сочинений в шести томах (количество томов: 6) , Гарт Фрэнсис Брет. Брет Гарт (1836-1902) - выдающийся американский писатель. Приобретя известность, в 1870-х годах Гарт жил в Нью-Йорке, но из-за конфликтов с американской общественностью и невозможностью…