Каков порядок избрания счетной комиссии общего собрания собственников многоквартирного дома и кто может войти в ее состав? Кто может быть членом счетной комиссии, при проведении общего собрания собственников жилья? Председатель счетной комиссии.

Именно поэтому на собрании обязательно нужно избрать секретаря, председателя и счётную комиссию – людей, которые хорошо знают этот процесс. У последней особая роль – ведь её участниками подсчитываются голоса собственников МКД и подводятся итоги.

Счетная Комиссия МКД: можно ли обойтись без неё?

Согласно ЖК РФ Счётная Комиссия общего собрания собственников избирается в начале собрания сразу после назначения секретаря и председателя.

Кто может входить в её состав? Любой присутствующий на обсуждении. Зачастую это несколько жильцов, пользующихся доверием соседей.

Сколько человек должно входить в её состав, вы решаете самостоятельно.

Её единственная задача – зафиксировать на бумаге, как голосуют собравшиеся.

Обычно члены комиссии считают поднятые руки независимо друг от друга, после сверяя результаты. Получается, что вы проверяете результаты на месте.

Сложность состоит в том, что по-старинке может считаться одна рука за один голос. Это в корне не законно.

Другой вариант избежать трудностей в подсчётах — воспользоваться бланками (образцы мы приводим ниже).

Жилищный Кодекс требует от каждого члена Счётной Комиссии поставить свою подпись в протокол подсчёта.

Сделать это они должны уже после окончания схода и подведения итогов. Так они подтверждают точность результатов.

Правила очного голосования: пример проведения

На очном голосовании может присутствовать достаточно много людей.

Определение кворума на общем собрании собственников сложно. Если в доме 100 квартир, то участвующих может быть 40, 50 или вовсе 80 человек.

Следует понимать, что в последнем случае для принятия решения могут быть нужны голоса не 50 собственников, а большего или меньшего количества.

Подробнее о том, что такое кворум, и как его подсчитать мы пишем

С целью оказания собственникам помещений в многоквартирном доме помощи в подготовке и проведении общего собрания Приказом Минстроя России от 31 июля 2014 № 411/пр утверждены Методические рекомендации по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее – Методические рекомендации), которыми в том числе регулируются вопросы об избрании председателя общего собрания, секретаря общего собрания, состава счетной комиссии общего собрания. Хотя данные Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, они помогают собственникам избежать ситуации, когда «технические» ошибки в организации проведения и оформлении документов общих собраний собственников, становятся основанием для признания недействительными их решений.

В Методических рекомендациях установлено, что подведение итогов голосования по вопросам, включенным в повестку дня данного общего собрания, осуществляется счетной комиссией, члены которой избираются на общем собрании (пункт 6). Протокол общего собрания составляется в письменной форме, подписывается председателем и секретарем общего собрания, а также членами счетной комиссии (пункт 22). При этом следует иметь в виду, что если счетная комиссия не выбрана на предыдущих общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, то она может быть выбрана только на общем собрании в форме очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование). Это обусловлено тем, что при проведении общих собраний в форме заочного или очно-заочного голосования решения считаются принятыми только по завершении голосования посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и составления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. На очной части общего собрания в форме очно-заочного голосования не определяется наличие кворума и принятие решения по вопросу выбора членов счетной комиссии невозможно. До этого момента члены счетной комиссии не являются выбранными (неизвестны результаты голосования по вопросу выбора членов счетной комиссии). Поэтому до составления протокола общего собрания лица, внесенные в решения (бюллетени для голосования), как кандидаты в члены счетной комиссии не имеют полномочий вести подсчет голосов по вопросам голосования. Тоже самое касается председателя и секретаря общего собрания.

Действующее законодательство не содержит требований, в том числе ограничений и запретов, к составу счетной комиссии и не ставит его в зависимость от того, кто является инициатором общего собрания. Поэтому вполне допустимо избрание в состав счетной комиссии общего собрания в форме очного голосования из числа собственников помещений в многоквартирном доме председателя общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также секретаря собрания при условии, что решением общего собрания не установлено иное. В частности, нужно учитывать, что требования к членам счетной комиссии могут содержаться в ранее принятом общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решении. А решение общего собрания собственников помещений в доме, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 ЖК РФ).

Учитывая вышеизложенное, считаем, что в состав счетной комиссии общего собрания в форме очного голосования могут входить председатель и секретарь собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Состав счетной комиссии определяется решением собственников помещений в доме, принятом общем собрании собственников помещений в таком доме.

Утверждено

решением Общего собрания собственников помещений в , расположенном по адресу
0,

Положение
о Счётной комиссии общего собрания
собственников помещений многоквартирного дома,
расположенного по адресу 0

I. Общие положения

1. В тексте настоящего Положения используются следующие сокращения и :

ЖК РФ – Жилищный кодекс Российской Федерации;

МКД – многоквартирный дом, расположенный по адресу: 0;

Общее собрание - общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу 0;

Собственники – совершеннолетние и дееспособные собственники жилых и нежилых помещений, расположенных в МКД, законные представители несовершеннолетних и недееспособных собственников и юридические лица, владеющие помещениями в МКД;

Совет МКД – совет МКД, избираемый Общим собранием и действующий в соответствии со статьей 161.1 ЖК Российской Федерации и Положением о Совете МКД;

Счётная комиссия - независимый рабочий орган Общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу
0, избираемый общим собранием и выполняющий функции по обеспечению равных прав всех Собственников МКД на участие в Общем собрании при голосовании по вопросам , а также достоверного определения результатов волеизъявления Собственников на таком собрании;

УО – организация, осуществляющая управление МКД.

2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением об Общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу 0 (далее - Положение об Общем собрании) и определяет порядок формирования и деятельности Счётной комиссии.


3. В своей деятельности Счётная комиссия руководствуется ЖК РФ, другими нормативными Российской Федерации, решениями общего собрания Собственников, Положением об Общем собрании и настоящим Положением.

4. Счётная комиссия для исполнения своих полномочий и функций взаимодействует с Советом МКД.

5. Если решениями общего собрания Собственников и (или) Положением об Общем собрании установлено правило, отличающееся от правила настоящего Положения, применяются правила, установленные решениями Общего собрания Собственников и (или) Положением об Общем собрании.

6. Если какие-либо вопросы, связанные с созывом, подготовкой и проведением Общего собрания, не урегулированы нормами законодательства, правилами, установленными решениями Общего собрания Собственников, и (или) Положением об Общем собрании, и (или) настоящим Положением, то они должны решаться Счётной комиссией исходя из необходимости максимального обеспечения прав Собственников на участие в Общем собрании.

7. Правила, предусмотренные настоящим Положением, распространяются на действия председателя Общего собрания в части выполнения им функций Счётной комиссии при избрании нового состава Счётной комиссии, когда полномочия предыдущего состава Счётной комиссии на момент проведения Общего собрания истекли или прекращены досрочно.

II. Порядок формирования, состав и статус Комиссии

8. Счётная комиссия избирается на Общем собрании сроком на два года.

9. Членом Счётной комиссии может быть любой дееспособный Собственник в возрасте не моложе 18 лет, за исключением членов Совета МКД и лиц, выдвигаемых кандидатами в члены Совета МКД.

10. Количество членов Счётной комиссии устанавливается на Общем собрании Собственников и должно быть не менее трех и не более девяти, при этом от каждой секции МКД должен быть, по возможности, хотя бы один член Счётной комиссии.

11. Список кандидатов для избрания в Счётную комиссию составляется инициатором общего собрания Собственников по результатам предложений Собственников каждой из секции МКД, а также в порядке самовыдвижения. Собственники – юридические лица имеют право выдвигать своего представителя из числа Собственников. Выдвижение кандидатов начинается с момента сообщения о проведении Общего собрания Собственников, а заканчивается не позднее, чем за 2 дня до даты проведения общего собрания Собственников.

12. Кандидат в члены Счётной комиссии не может быть избран в Счетную комиссию без его согласия, выраженного в письменной либо в устной форме непосредственно на Общем собрании.

13. Если член Счётной комиссии выдвинут кандидатом в Совет МКД и дал согласие на избрание в этот орган, то до момента подведения итогов голосования по данному вопросу его полномочия как члена Счётной комиссии приостанавливаются.

14. Избрание членов Счётной комиссии производится раздельным голосованием по каждому кандидату большинством голосов Собственников, присутствующих на общем собрании Собственников.

По предложению председателя Общего собрания и по решению Собственников при отсутствии голосов «против», избрание членов Счётной комиссии может осуществляться за весь предложенный список кандидатур.


15. Счётная комиссии действует с даты принятия на общем собрании Собственников решения об избрании Счётной комиссии до переизбрания на Общем собрании или окончания срока полномочий.

16. За один месяц до окончания срока полномочий Счётной комиссии Счётная комиссии информирует Собственников о предстоящем прекращении её полномочий и инициирует проведение Общего собрания Собственников для избрания нового состава Счётной комиссии. Если по какой-либо причине Общее собрание не будет проведено, или новый состав Счётной комиссии на нем не будет избран, то по истечении двух лет с момента избрания полномочия Счётной комиссии автоматически прекращаются.

17. В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей Счётная комиссия может быть досрочно переизбрана Общим собранием Собственников.

18. В необходимых случаях, а также в случае, когда число членов Счётной комиссии снижается до трех человек и менее, Счётная комиссия в месячный срок инициирует проведение общего собрания Собственников по довыборам (выборам) в состав Счётной комиссии.

Если количество членов Счётной комиссии становится менее трех, оставшиеся члены Счётной комиссии вправе принимать решение только об обращении к Совету МКД об избрании Счётной комиссии на ближайшем Общем собрании.

19. Любой член Счётной комиссии может досрочно сложить с себя полномочия на основании личного заявления, поданного на имя председателя Счётной комиссии, а также может быть досрочно исключен из её состава по решению общего собрания Собственников.

20. Председатель Счётной комиссии может досрочно сложить свои полномочия на основании личного заявления, поданного в письменном виде председателю Совета МКД, а также может быть досрочно лишен полномочий по решению общего собрания Собственников.

21. Полномочия члена Счётной комиссии и председателя Счётной комиссии прекращаются в связи с утратой права собственности на помещение в МКД.

22. В случае досрочного сложения или прекращения полномочий председателя и (или) секретаря Счётной комиссии, члены Счётной комиссии в месячный срок на своем заседании выбирают нового председателя и (или) секретаря Счётной комиссии.

23. В случае досрочного прекращения полномочий члена Счётной комиссии полномочия остальных членов Счётной комиссии не прекращаются, за исключением случая, когда количество членов Счётной комиссии становится менее трёх.

III. Решения Счётной комиссии

24. Место, время и порядок проведения заседания Счётной комиссии определяются ее председателем исходя из необходимости.

25. Решение, принятое Счётной комиссией, может быть отменено или изменено путём принятия иного решения Счётной комиссией.

26. Отмена решения может быть произведена в случае нарушения установленного законом, и (или) Положением об Общем собрании, и (или) настоящим Положением порядка проведения голосования, повлекшего невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников Общего собрания;

IV. Функции Счётной комиссии

27. Основными задачами Счётной комиссии являются обеспечение равной возможности участия всех лиц, имеющих право на участие в Общем собрании и достоверного определения волеизъявления участников Общего собрания по вопросам, выносимым на решение Общего собрания.

28. Счётная комиссия осуществляет следующие функции:

1) проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в Общем собрании, ведёт список (реестр) регистрации Собственников;

2) ведет учёт доверенностей и иных документов, на основании которых представители Собственников действует от имени Собственников;

3) выдаёт проекты решений (бюллетени) для голосования и иную информацию (материалы) зарегистрированным участникам Общего собрания;

4) определяет кворум Общего собрания, а также кворум по отдельным вопросам повестки дня, по которым кворум определяется отдельно в соответствии с требованиями ЖК РФ;

5) разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией участниками Общего собрания права голоса на собрании;

9) принимает решения (бюллетени) с результатами голосования, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования;

10) составляет протоколы о результатах подсчета голосов и об итогах голосования;

12) сдаёт для хранения председателю Совета МКД протоколы о результатах подсчета голосов и об итогах голосования, списки (реестры) регистрации участников Общего собрания, учёта доверенностей и иных документов, подтверждающих право участника собрания действовать от имени Собственника, решения Собственников (бюллетени) с результатами голосования, а также сводные таблицы и другие документы об итогах голосования;

13) осуществляет иные функции, предусмотренные Положением об Общем собрании и настоящим Положением.

V. Права и обязанности членов Счётной комиссии

29. Члены Счётной комиссии при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в целях обеспечения прав и интересов Собственников, осуществлять свои права и исполнять обязанности добросовестно и разумно.

30. Член Счётной комиссии имеет право:

1) требовать от Собственников информацию (документы и материалы), необходимую для обеспечения проведения Общего собрания;

2) знакомиться с протоколами Счётной комиссии;

3) требовать внесения в протоколы Счётной комиссии своего особого мнения по вопросам и принимаемым решениям.

31. Член Счётной комиссии обязан:

1) знать основные положения ЖК РФ, а также Положение об Общем собрании и настоящее Положение;

2) действовать в пределах своих прав, в соответствии с целями и задачами Счётной комиссии;

3) действовать разумно, добросовестно, с должной заботливостью в отношении обеспечения прав Собственников;

4) действовать в интересах всех Собственников МКД, а не отдельных Собственников, должностных и других лиц УО и иных организаций;

5) не разглашать ставшую ему известной информацию о персональных данных Собственников;

6) инициировать заседания Счётной комиссии для решения неотложных вопросов;

7) присутствовать на заседаниях Счётной комиссии;

8) участвовать в подготовке и проведении Общих собраний;

9) принимать обоснованные решения, для чего изучать всю необходимую информацию (материалы) и доводить до сведения всех членов Счётной комиссии всю без исключения информацию, имеющую отношение к принимаемым решениям;

10) своевременно сообщать Счётной комиссии о вопросах, требующих решения Счётной комиссии;

11) сообщать председателю и другим членам Счётной комиссии ставшие ему известными факты нарушения актов, Положения об Общем собрании, настоящего Положения и иных документов в части прав и интересов Собственников;

12) отвечать на вопросы участников Общего собрания;

14) осуществлять иные функции, предусмотренные Положением об Общем собрании и настоящим Положением.

VI. Председатель и секретарь Счётной комиссии

32. Председатель и секретарь Счётной комиссии избираются из числа её членов большинством голосов присутствующих на заседании Счётной комиссии.

33. Счётная комиссия вправе в любое время переизбрать своего председателя и (или) секретаря.

34. Члены Счётной комиссии вправе избрать заместителя председателя, который осуществляет функции председателя на время его отсутствия.

35. Председатель и секретарь Счётной комиссии обладают всеми правами члена Счётной комиссии.

36. На председателя Счётной комиссии возлагаются все обязанности члена Счётной комиссии, кроме этого он:

1) организует работу Счётной комиссии;

2) созывает заседания Счётной комиссии и председательствует на них;

3) заблаговременно сообщает членам Счётной комиссии о проведении заседаний и мероприятий по подготовке и проведению Общих собраний;

4) оповещает членов Счётной комиссии о месте и времени проведения мероприятий по подготовке и проведению Общих собраний;

5) обеспечивает на заседаниях Счётной комиссии ведение протокола;

6) представляет Счетную комиссию перед Собственниками;

7) подписывает вместе с остальными членами Счётной комиссии протокол об итогах голосования на Общем собрании;

8) подписывает протоколы заседаний Счётной комиссии;

9) осуществляет иные функции, предусмотренные Положением об Общем собрании и настоящим Положением.

37. На секретаря Счётной комиссии возлагаются все обязанности члена Счётной комиссии, кроме этого он:

1) исполняет обязанности секретаря Общего собрания, ведет и составляет протокол Общего собрания;

2) ведет и составляет протоколы заседаний Счётной комиссии;

3) ведет учет всех входящих, исходящих и подготовленных документов за МКД и своевременно передает их на хранение председателю Совета МКД;

4) обеспечивает подготовку документов к заседаниям Счётной комиссии;

5) направляет членам Счётной комиссии документы, необходимые для осуществления ими своих функций;

6) организует техническую подготовку (печатание, размножение, рассылку) по изготовлению проектов решений (бюллетеней) для голосования на Общем собрании;

7) подписывает протоколы Общих собраний;

8) подписывает вместе с остальными членами Счётной комиссии протокол об итогах голосования на Общем собрании;

9) подписывает протоколы заседаний Счётной комиссии;

10) осуществляет иные действия по организационно-техническому обеспечению деятельности Счётной комиссии по указанию председателя Счётной комиссии;

11) осуществляет иные функции, предусмотренные Положением об Общем собрании и настоящим Положением.

VII. Мероприятия, осуществляемые Счётной комиссией
при подготовке к Общему собранию

38. При подготовке к Общему собранию Счётная комиссия:

1) по решению Совета МКД, Собственника или инициативной группы, по инициативе которых созывается Общее собрание (далее – инициатор Общего собрания), может направлять (вручать) проекты решения (бюллетени) для голосования при проведении Общего собрания в случае, предусматривающем предварительную рассылку проектов решений (бюллетеней) для голосования, а также при проведении Общего собрания в форме заочного голосования;

2) направляет (вручает) Собственникам информацию (материалы) Общего собрания, предоставляемую при подготовке к Общему собранию.

40. Форма и текст решения (бюллетеня) предоставляются председателю Счётной комиссии инициатором Общего собрания, в срок, необходимый для своевременного изготовления нужного количества решений (бюллетеней).

41. Число изготавливаемых бюллетеней не должно быть менее числа Собственников МКД, при этом учитывается количество вопросов повестки дня Общего собрания.

42. В бюллетене должны быть указаны:

1) сведения о Собственнике и, при необходимости, его представителе, участвующем в голосовании (фамилия, имя и отчество);

2) сведения о документе, подтверждающем лица, участвующего в голосовании, на помещение в МКД (номер квартиры, квартиры, доля в праве собственности на квартиру, номер и дата выдачи документа, подтверждающего право собственности);

3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».

Если решение (бюллетень) содержит фамилии кандидатов, то они вносятся в бюллетень в порядке.

4) место для личной подписи Собственника или его представителя.

43. В бюллетене для голосования точно воспроизводится форма и текст бюллетеня, утвержденные инициатором Общего собрания. В случае вынесения на голосование нескольких вариантов решения по одному вопросу повестки дня они могут включаться в один бюллетень для голосования, при этом варианты решения последовательно нумеруются и отделяются друг от друга.

В бюллетене воспроизводится текст проекта решения по вопросу повестки дня Общего собрания.

44. В случае выбытия некоторых кандидатов (списков кандидатов) после изготовления бюллетеней и при невозможности или существенных затруднениях изготовить новые бюллетени Счётная комиссия по указанию инициатора Общего собрания, вычеркивает в бюллетенях данные о соответствующих кандидатах (списках кандидатов).

VIII. Регистрация участников Общего собрания

45. Принявшими участие в Общем собрании, проводимом в форме совместного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, являются Собственники, зарегистрировавшиеся для участия в нём.

46. Принявшими участие в Общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, считаются Собственники, бюллетени которых получены не позднее даты окончания приема Счётной комиссией бюллетеней для голосования.

47. Счётная комиссия проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в Общем собрании.

48. При регистрации Счётная комиссия должна вести следующие документы:

1) список (реестр) регистрации участников Общего собрания;

2) список (реестр) учета доверенностей и иных документов, подтверждающих право участника собрания действовать от имени Собственника.

Счётная комиссия по своей инициативе может вести указанные документы по секциям МКД, а также объединять обе формы в общий список (реестр) регистрации участников Общего собрания.

Счётная комиссия, при необходимости, может вести и другие регистрационные формы и журналы.

Оформленные при регистрации документы являются приложением к протоколу Общего собрания и хранятся вместе с ним.

49. Регистрация начинается и заканчивается во время, определенное в сообщении о созыве Общего собрания.

50. При регистрации участники Общего собрания предъявляют членам Счётной комиссии документ, подтверждающий право собственности лица на помещение в МКД, а также следующие документы:

1) Собственник (физическое лицо) - документ, удостоверяющий личность;

2) представитель Собственника (физического лица) - доверенность от имени Собственника и документ, удостоверяющий личность представителя;

3) представитель Собственника (юридического лица) - доверенность от имени юридического лица и документ, удостоверяющий личность представителя;

4) руководитель юридического лица, являющегося Собственником помещения МКД - документ, подтверждающий его должностное положение в соответствии с действующим законодательством, и документ, удостоверяющий личность.

При отсутствии установленных документов данные лица не могут принимать участие в собрании.

51. Члены Счётной комиссии:

1) удостоверяют личность участника Общего собрания и его право собственности на помещение в МКД;

2) проставляют отметки о регистрации и выдают под роспись в реестре (списке) Собственникам и их полномочным представителям проекты решений (бюллетени) для принятия Собственниками решения по вопросам, поставленным на голосование, а также иные материалы, подлежащие раздаче участникам собрания.

52. Собственники помещений и их полномочные представители расписываются в реестре (списке) в получении проекта решения (бюллетеня) для голосования, а также иных материалов, подлежащих раздаче участникам собрания.

53. Участник собрания вправе отказаться от получения бюллетеня для голосования, о чем в списке (реестре) регистрации делается соответствующая отметка членом Счётной комиссии.

54. Доверенности и иные документы, подтверждающие право участника Общего собрания действовать от имени Собственника, сдаются Счётной комиссии при регистрации. По желанию участника Общего собрания могут сдаваться копии этих документов.

55. По итогам регистрации участников Общего собрания Счётная комиссия определяет наличие или отсутствие кворума Общего собрания и оформляет протокол итогов регистрации участников Общего собрания и выданных проектов решений (бюллетеней) для принятия Собственниками решения по вопросам, поставленным на голосование. Содержание протокола объявляется председателем Счётной комиссии на Общем собрании.

При необходимости Счётная комиссия докладывает участникам Общего собрания о наличии кворума по каждому вопросу повестки дня Общего собрания.

56. Общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем принимают участие Собственники помещений МКД, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

57. В случае проведения Общего собрания в форме заочного голосования регистрация проводится членами Счётной комиссии на основании списка (реестра) регистрации при вручении Собственнику проектов решений Собственников (бюллетеней) для голосования по вопросам, внесенным в повестку дня. В случае отправки решений (бюллетеней) заказным письмом участник собрания свое решение (заполненный бюллетень) направляет по указанному в сообщении о проведении собрания адресу с приложением копий документов, перечисленных в пункте 50 настоящего Положения.

Кворум в случае заочного голосования определяется путем подсчета количества голосов Собственников исходя из полученных решений Собственников (бюллетеней) для голосования и сравнения полученного результата с общим количеством голосов Собственников в МКД.

60. Вопросы, возникающие в связи с реализацией Собственниками права голоса на Общем собрании, могут быть направлены в устной или письменной форме председателю Счётной комиссии.

61. Заполнение бюллетеней участниками собрания ведется на месте, без использования кабин для голосования.

62. В случае если голосующий считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену Счётной комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член Счётной комиссии выдает голосующему новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке (реестре) выдачи бюллетеней для голосования против фамилии данного лица. Испорченный бюллетень погашается, о чем проставляется отметка в списке (реестре) выдачи бюллетеней.

63. Счётная комиссия осуществляет сбор бюллетеней для голосования. Заполненные бюллетени для голосования сдаются членам Счётной комиссии под роспись участника Общего собрания и члена Счётной комиссии.

64. Член Счётной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а иные лица удаляются из помещения для работы Счётной комиссии, если они пытаются воспрепятствовать работе Счётной комиссии либо осуществлению права участника собрания голосовать. Решение об этом принимается Счётной комиссией большинством голосов в три четверти от участвующих в работе.

65. В случае проведения Общего собрания в форме заочного голосования решения Собственников (бюллетени) по вопросам, поставленным на голосование, принимаются членами комиссии до даты окончания их приема в месте или по адресу, указанному в сообщении о проведении Общего собрания в форме заочного голосования.

66. Члены Счётной комиссии устанавливают результаты голосования лично. Подсчет голосов осуществляется открыто и гласно всеми членами Счётной комиссии.

67. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены Счётной комиссии председатель Общего собрания.

68. После окончания времени голосования члены Счётной комиссии погашают неиспользованные бюллетени для голосования (при этом не допускается повреждение полей для голосования с формулировками "за", "против" и "воздержался"), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также испорченных бюллетеней, в протокол об итогах голосования на Общем собрании.

69. Члены Счётной комиссии производят сортировку бюллетеней, и после её проведения осуществляют подсчёт голосов по действительным бюллетеням.

71. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным Счётная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии. Количество недействительных бюллетеней заносится в протокол об итогах голосования.

72. При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений Собственников (бюллетеней) засчитываются голоса по вопросам, в которых участвующим в голосовании Собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения (бюллетени) признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае если решение Собственника (бюллетень) по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.

Бюллетени без подписи Собственников или их представителей признаются недействительными.

73. При проведении голосования на Общем собрании при совместном присутствии Собственников, когда голосование производится посредством устного опроса каждого Собственника о принятом им решении по каждому вопросу повестки дня, Счётная комиссия проставляет в реестре (списке) соответствующие формулировки «за», «против» или «воздержался», а каждый Собственник подтверждает личной подписью результаты своего голосования.

74. Председатель Счётной комиссии уточняет и оглашает вносимые в протокол об итогах голосования данные.

75. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены Счётной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

76. Члены Счётной комиссии вправе использовать технические средства подсчета голосов, а также заблаговременно составлять и использовать сводные таблицы для подсчета голосов.

77. В случае проведения Общего собрания в форме заочного голосования подсчет голосов проводится в назначенное председателем Счётной комиссии время на следующий день после дня окончания приёма решений Собственников (бюллетеней).

78. Протоколы Счётной комиссии не нуждаются в утверждении Общим собранием или в одобрении Советом МКД.

79. Член Счётной комиссии, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

К протоколам приобщаются особые мнения членов Счётной комиссии, а также поступившие в Счетную комиссию жалобы (заявления) на нарушения законов, и (или) Положения о порядке проведения собрания, и (или) настоящего Положения и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений Счётной комиссии могут при необходимости приобщаться ко второму и последующим экземплярам протокола, если протокол составляется в двух или нескольких экземплярах.

80. В протоколе заседания Счётной комиссии помимо информации, обязательной для протоколов об итогах голосования на Общем собрании указываются:

1) вид Общего собрания (годовое или внеочередное);

2) полный адрес МКД;

3) форма проведения Общего собрания (собрание или заочное голосование);

4) дата проведения Общего собрания;

5) место проведения Общего собрания, проведенного в форме собрания (адрес, по которому проводилось собрание);

6) фамилии и инициалы членов Счётной комиссии, или фамилия и инициалы председателя Общего собрания в случае, если он выполнял функции Счётной комиссии;

7) дата составления протокола Счётной комиссии об итогах голосования на общем собрании.

8) повестка дня Общего собрания;

9) время начала и время окончания регистрации лиц, имевших право на участие в Общем собрании, проведенном в форме собрания;

10) время открытия и время закрытия Общего собрания, проведенного в форме собрания, а в случае, если решения, принятые общим собранием, и итоги голосования по ним оглашались на Общем собрании, также время начала подсчета голосов;

82. Протоколы заседаний Счётной комиссии подписываются всеми членами Счётной комиссии, участвующими в заседании, и в этот же день вместе со списками (реестрами) регистрации участников Общего собрания, учета доверенностей и иных документов, подтверждающих право участника собрания действовать от имени Собственника, решения Собственников (бюллетени), а также сводные таблицы об итогах голосования передаются председателю Совета МКД.

83. При выявлении ошибок и несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц председатель единолично или Счётная комиссия большинством голосов вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов.

84. В случае если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы и направления их первых экземпляров председателю Общего собрания Счётная комиссия выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в вычислении данных), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении Счётная комиссия в обязательном порядке информирует председателя Общего собрания. В этом случае Счётная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный». Указанный протокол незамедлительно направляется председателю Общего собрания.

XII. Заключительные положения

87. Финансовое обеспечение деятельности Счётной комиссии осуществляется в соответствии с Положением об Общем собрании.

88. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение осуществляется только на основании решения Общего собрания, принятого большинством голосов от общего числа Собственников, принявших участие в данном собрании.

89. Если в результате изменения законодательства и актов Российской Федерации отдельные нормы настоящего Положения вступают в противоречие с ними, то эти нормы утрачивают силу и до момента внесения изменений в настоящее Положение руководствуются законодательством и Российской Федерации.

Председатель собрания

Секретарь собрания