Мониторинг окружающей среды Урок экологии Мониторинг окружающей среды Начать. Мониторинг воздействия на окружающую среду презентация

Слайд 2

2 Тезисы выступления по данному вопросу базируются на материалах доклада Руководителя Росгидромета А.И. Бедрицкого «О мониторинге загрязнения окружающей среды, проводимом Росгидрометом, и об использовании результатов мониторинга структурными подразделениями Минприроды России, подведомственными федеральными службами и агентствами»на заседании 17 апреля 2009 г.Консультативного совета при Министре природных ресурсов и экологии РФ.

Слайд 3

3 О полномочиях и обязанностях в области мониторинга загрязнения окружающей среды Органы государственной власти РФ - установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга); - формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы. Органы государственной власти субъектов РФ - участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта РФ. ФЗ «Об охране окружающей среды» - «окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов»; - «компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство…»; - «государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется…в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в т.ч.за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды» Водный кодекс РФ (ст. 39), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 23), ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 12) Обязывают владельцев соответствующих объектов проводить наблюдения (мониторинг) за состоянием окружающей среды в зоне воздействия этих объектов

Слайд 4

Общая организационно-структурная схема информационного обеспечения в сфере окружающей среды

4 Органы государственной власти Российской Федерации Органы государственной власти субъектов РФ Отрасли экономики Население Государственные доклады о состоянии: 1. Окружающей природной среды 2. Минерально-сырьевой базы 3. Водных ресурсов 4. Земельных ресурсов 5. Лесных ресурсов 6. Рыбных ресурсов Реестры природных ресурсов Государственные доклады: 1. О состоянии здоровья населения 2. О санитарно-эпидемиоло- гической обстановке Доклады и информация: 1. О фактическом состоянии и ожидаемых изменениях в параметрах погодно-климатической системы 2. О неблагоприятных факторах (в т.ч. загрязнении) природной среды, влияющих на экономику, безопасность населения и устойчивость экосистем Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Оценка и прогноз состояния природных ресурсов, объектов животного и растительного мира и устойчивости экосистем A,C Оценка и прогноз состояния здоровья населения B,C Оценка и прогноз состояния природно-климатической системы и загрязнения компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, почв и поверхностных вод) C Оценка и прогноз состояния защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера B,C,D А Отдельные виды природных ресурсов, источники и уровни антропогенных воздействий, объекты животного и растительного мира Аналитические и прогностические службы Росприроднадзор, Роснедра, Роснедвижимость, Росводресурсы и др. В Человек и окружающая его среда (социально-гигиенический мониторинг) Аналитические и прогностические службы Роспотребнадзор C Параметры погодно-климатической системы, параметры качества компонентов окружающей среды в условиях антропогенного воздействия44 Аналитические и прогностические службы Росгидромет D Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Аналитические и прогностические службы МЧС России, РАН, Ростехнадзор 4 Состояние сейсмической активности, технической безопасности в отраслях экономики и готовности к действиям в чрезвычай-ных ситуациях МЧС России, РАН, Ростехнадзор 3 Физические, химические и др. параметры околоземного космического пространства, атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв Государственная сеть наблюдений за состоянием окр. среды, ее загрязнением Росгидромета, др. ведомств и субъектов РФ, предприятий 2 Качество продуктов питания и питьевой воды, состояние жилой и производственной среды, состояние природно-очаговых инфекций и др. Роспотребнадзор, Россельхознадзор СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ ОБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ 1,2,3,4 1,3,4 1,2,3 1,3

Слайд 5

5 Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов В основном принципы построения измерительных сетей в странах Европейского Союза и Россииидентичны. Размещение пунктов наблюдений – жилые и промышленные зоны, районы крупных автомагистралей. * - в 2 раза меньше в городах с относительно низким уровнем загрязнения

Слайд 6

6 Контролируемые примеси (обязательная программа) (в сравнении с директивой ЕС 2008/50/EC от 21.05.2008) -* - в Москве и Санкт-Петербурге определяется +) – в отдельных городах по специальной программе Общее число измеряемых примесей в России достигает 38 ингредиентов Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов

Слайд 7

В перспективе в ЕС планируется расширение обязательной программы наблюдений до 12 примесей. В ЕС для городских агломераций с относительно высоким уровнем загрязнения – непрерывные измерения с использованием автоматических газоанализаторов. В России автоматизированные системы наблюдений из-за ограниченных ресурсов широкого распространения не получили. Такие системы, созданные за счет средств бюджетов субъектов РФ, полноценно функционируют только в Москве, Санкт-Петербурге и Череповце. Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов Наиболее широко используются методы отбора проб на сорбционные трубки и жидкостные поглотители с последующим анализом в 154 аккредитованных лабораториях. Полная программа наблюдений предусматривает 4-х разовый отбор проб в сутки – в 1.00, 7.00, 13.00 и 19.00 час.

Слайд 8

Сравнение программ наблюдений в России и странах ЕС

8 Мониторинг качества поверхностных вод

Слайд 9

Принцип формирования наблюдательной сети в странах ЕС (1 пункт на 1000 кв.км территории страны) не учитывает специфические условия России, 75%территории которой неподвержено интенсивному антропогенному воздействию.

9 Мониторинг качества поверхностных вод Плотность сети сопоставима с критериями ЕС для Европейской части страны, где численность населения на единицу площади сопоставима со среднеевропейскими показателями (10-40 чел. на кв.км). Для АТС (0,1- 3 чел. на кв.км) плотность сети на порядок и более ниже критериев ЕС. Oб основных проблемах осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды - существующая инфраструктура наблюдательной сети требует существенного расширения и развития; - в коренной модернизации нуждается приборно-техническое оснащение наблюдательной сети; - значительного развития требуют технологии сбора, обработки и представления информации о загрязнении окружающей среды;

Слайд 10

10 в дальнейшем развитии нуждается нормативно-правовой базы, которая пока сдерживает эффективную реализацию полномочий субъектов РФ и обязанностей предприятий по осуществлению мониторинга загрязнения окружающей среды. В настоящее время территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды субъектов РФ и локальные сети наблюдений предприятий составляют суммарно не более 10-15% от сети Росгидромета. Основные направления развития Решение перечисленных проблем предусмотрено в проекте ВЦП Росгидромета «Модернизация и развитие системы мониторинга загрязнения окружающей среды на 2010-2112 годы». Так, в 25 городах будут организованы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха с использованием автоматических газоанализаторов и измерением мелкодисперсных фракций пыли (РМ 10 и РМ 2,5). До 40 возрастет число городов, в которых осуществляются наблюдения за содержанием в атмосферном воздухе приземного озона. Будет осуществлен повсеместный переход от сокращенной (3 раза в сутки) к полной (4 раза в сутки) программе отбора и анализа проб атмосферного воздуха. Предусматривается создание 26 новых пунктов наблюдений за качеством поверхностных вод, а на 28 пунктах – повышена их категорийность (на 5 пунктах – со 2-ой на 1, на 10 – с 3-ей на 2 и на 13 - с 4-ой на 3).

Слайд 11

11 Предусмотрено переоснащение 5 станций наблюдений за трансграничным переносом загрязняющих веществ средствами измерений, отвечающими международным требованиям. Существенной модернизации подвергнется и лабораторно-аналитическая база. В 21 региональном центре Росгидромета предусматривается внедрение современных технических средств и технологий сбора, обработки и представления данных о загрязнении окружающей среды. Необходимый объем финансирования программы (бюджет принимаемых обязательств) в 2010-2012 гг. составляет 921,68 млн. рублей, в том числе: - 503,48 млн. рублей - на капитальные вложения; 78,8 млн. рублей - на НИОКР; 339,40 млн. рублей – на прочие нужды. Одновременно с решением вопросов финансирования ВЦП необходимо принятие нового нормативного акта, регулирующего порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (проект представлен в Минприроды России 03.03.2008 г.) На последующих этапах потребуется переоснащение 620 пунктов наблюдения автоматическими газоанализаторами, организация аналогичных наблюдений в 41 городе с численностью населения более 100 тыс.человек, создание 315 дополнительных пунктов наблюдений за загрязнением поверхностных вод 1 и 2 категорий, расширение сети и программ наблюдений на озерах и водохранилищах (озера Байкал, Ладожское, Онежское и др., Усть-Илимском, Цимлянском и др. вдхр.). По предварительным оценкам для этого необходимо 17,5-18 млрд.рублей.

Слайд 12

12 Основные политические предпосылки для развития Важность использования результатов мониторинга в целях охраны окружающей среды подчеркнута в итоговых документах Киевской конференции Министров окружающей среды региона ЕЭК ООН, определивших мониторинг загрязнения, как «практический инструмент для разработки экологической политики, установления целей, подготовки стратегий и мероприятий, направленных на снижение загрязнения, а также для оценки прогресса в достижении поставленных целей и эффективности природоохранных мероприятий». Реализация данного подхода предусмотрена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, которым в качестве одного из целевых показателей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года принято «сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз». В состав показателей и целевых индикаторов ряда проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1663-р) включены: - снижение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения со 170 в 2008 г. до 160 – в 2010 и 135 – в 2012 г.; - снижение доли городов, где среднегодовые концентрации одного или нескольких загрязняющих веществ в атмосферном воздухе превышают ПДК, в общем числе городов, где проводятся регулярные наблюдения, с 85% в 2008 г., до 82% – в 2010 и 80% - 2012 г.

Слайд 13

13 Спасибо за внимание!

Слайд 14

14 Oб использовании результатов осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды Подготовленные Росгидрометом перечни городов, указанных в распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 г. по состоянию на 01.01.2008 г., представлены в Минприроды России 15 апреля с.г. Спасибо за внимание!

Слайд 15

15 Предварительный анализ полученных в 2008 г. результатов мониторинга загрязнения окружающей среды показывает, что в целом, в большинстве регионов страны отмечается стабилизация или незначительное снижение уровней загрязнения поверхностных вод по сравнению с 2007 г. Аналогичные тенденции характерны и для загрязнения атмосферного воздуха многих городов страны. Вместе с тем, в некоторых городах страны отмечается некоторый рост уровней загрязнения, связанный в первую очередь, с продолжающимся ростом автотранспортного парка. Об изменении уровней загрязнения окружающей среды в 2008 г. по сравнению с 2007 г. В значительной мере отмеченные изменения обусловлены снижением случаев аварийного загрязнения окружающей среды. В 2008 г. количество аварий, сопровождавшихся поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду, снизилось по сравнению с 2007 г. с 77 до 55. Аварий, связанных с поступлением радиоактивных веществ в природную среду, в 2008 г. не было. Радиационная обстановка оставалась стабильной, содержание радионуклидов антропогенного происхождения в атмосферном воздухе, почвах, поверхностных водах суши и морей сохранилось на уровне 2007 г.

Слайд 16

16 Организационно-структурная схема осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды Росгидромет (формирование и обеспечение функционирования наблюдательной сети; научно-методическое и метрологическое сопровождение деятельности наблюдательной сети; сбор, обобщение и анализ данных; подготовка и представление материалов с оценкой уровней загрязнения окружающей среды на территории страны; ведение разделов Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнения) Мониторинг химического загрязнения окружающей среды

Слайд 17

17 Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды Осуществляется в соответствии с постановлением Правительства СССР от 04.02.1961 г. На первом этапе его основной задачей являлась оценка радиационной обстановки на территории страны в результате глобальных радиоактивных выпадений, обусловленных проведением «атмосферных» ядерных испытаний. В последующем этот вид мониторинга внес определяющий вклад в оценку уровней радиоактивного загрязнения окружающей среды, обусловленных радиационными авариями на ПО «Маяк» на Южном Урале, катастрофы на Чернобыльской АЭС, захоронением радиоактивных отходов на акваториях Арктических и Дальневосточных морей и т.д. Основные задачив настоящее время: - участие в выполнении обязательств в рамках Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (постановление Правительства РФ от 18.05.2006 г. № 297); - реализация обязательств по Межправительственному Соглашению об обмене данными радиационного мониторинга между Североевропейскими странами (постановление Правительства РФ от 28.02.2002 г. № 133); - уточнение радиационной обстановки в рамках ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»; - создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».

Слайд 18

18  – АЭС; - РОО ●– аэрозоли ●– выпадения Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды По состоянию на 01.01.2009 г. действуют: 1308 пунктов по измерению мощности экспозиционной дозы гамма-излучения; 49 пунктов по отбору проб радиоактивных аэрозолей; 407 пунктов по отбору проб радиоактивных выпадений; 45 пунктов по отбору проб поверхностных вод и 10 пунктов по отбору проб морских вод для анализа на содержание Sr-90; 31 пункт по отбору проб осадков и 15 пунктов по отбору проб речной воды для определения содержания трития. Анализ проб выполняется в 40 радиометрических лабораториях. Аналитическая информация Оперативные данные

Слайд 19

19 Мониторинг химического загрязнения окружающей среды Осуществляется с 1972 года(постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов») Состав наблюдательной сети по состоянию на 01.01.2009 г.

Слайд 20

Мониторинг химического загрязнения окружающей среды

20 Требования к организации наблюдений: ГОСТ 17.2.3.01-86 «Правила контроля качества воздуха населенных пунктов»; ГОСТ 17.1.3.07-82 «Правила контроля качества воды водоемов и водотоков»; ГОСТ 17.4.3.04-85 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения». Специализированные (*) виды наблюдений осуществляются по международным программам.

Слайд 21

21 Прогнозирование неблагоприятных для рассеивания примесей метеорологических условий (НМУ) в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов Предупреждения о возникновении НМУ для 318 городов передавались в 2008 г. в городские администрации, органы контроля и надзора, а также на 3132 предприятия для осуществления мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ. Достоверность передаваемых предупреждений о возникновении НМУ составляет в среднем 94-97%, т.к. она определяется достоверностью краткосрочных (1-3 суток) прогнозов метеорологических параметров.

Слайд 22

Мониторинг качества поверхностных водОбщий перечень определяемых показателей

Слайд 23

Мониторинг качества поверхностных водКатегории пунктов наблюдений и факторы, определяющие их установление

Слайд 24

Мониторинг загрязнения морской среды90% из 320 станций наблюдений по состоянию на 01.01.2008 г. располагались в прибрежных водахи территориальном море, для которых характерны высокие уровни антропогенной нагрузки (жилищно-коммунальное хозяйство, промышленная и сельскохозяйственная деятельность). Из-за ограниченных ресурсов и специализированных судов ежегодные целевые наблюдения на станцияхв открытом море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерациипрекращены. Они выполняются как сопутствующие при комплексных экспедициях.Регулярные наблюдения за загрязнением донных отложений, которые включены в стандартную программу ЕС, проводятся не более чем на 10% станций.

24 Мониторинг качества поверхностных вод Национальные требования к формированию наблюдательной сети, «привязывающие» пункты наблюдений к фоновым и трансграничным участкам акваторий, расположению крупных населенных пунктов и предприятий, замыкающим створам больших и средних рек и устьям загрязненных притоков крупных водоемов и водотоков и т.д., не противоречат подходам ЕС и учитывают специфические особенности территории России. Раздел «Загрязнение» Единой системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) Ежегодник качества морских вод по гидрохимическим показателям

Слайд 25

Мониторинг качества поверхностных водСпециализированная сеть наблюдений

25 Показатели, определяемые в донных отложениях

Слайд 26

Мониторинг качества поверхностных водПрограммы наблюдений в пунктах разной категории

Слайд 27

27 В соответствии с законодательством незамедлительное предоставление территориальными органами Росгидромета информации о загрязнении окружающей среды осуществляется при выявлении уровней загрязнения, которые «оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду», а также в условиях «аварийного» загрязнения. Конкретный порядок взаимодействия ФОИВ и использования результатов мониторинга регулируется «Временным положения о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды» (регистрационный № 946 Минюста России от 11.09.1995 г.). В настоящее времяновая редакция данного документа, откорректированная с учетом уточнения функций Минприроды России и подведомственных федеральных агентств и служб, представлена Росгидрометом в министерство 05.03.2009 г. По мнению Росгидромета принятие данного документа позволит существенно повысить эффективность использования мониторинговой информации при возникновении высоких уровней загрязнения и в условия техногенных аварий. Что касается использования результатов мониторинга о «хроническом» характере загрязнения, то по этому направлению действуют следующие правовые нормы:

Слайд 28

28 Oб использовании результатов осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды - «информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды» (ст. 63 ФЗ «Об охране окружающей среды»); - ежегодные государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации должны служить «основой для уточнения приоритетных областей и направлений природоохранной деятельности, а также программ, направленных на улучшение экологической обстановки в Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 24.01.1993 г. № 53). Сводная аналитическая информация, подготовленная Росгидрометом по результатам ежегодного обобщения данных представляется в Минприроды России для использования при подготовке вышеуказанных Государственных докладов.

Посмотреть все слайды


Подписи к слайдам:

По данным инвентаризации объектов захоронения и хранения отходов на территориях города и 439 населенных пунктов Астраханской области выявлено более 440 свалок отходов, из которых около 300 - несанкционированных, 7 полигонов отходов, из них 6 полигонов ТБО и 1 полигон промышленных отходов. Общая площадь земель, занятых свалками, составляет 634 га, полигонами - 65 га. Из общего количества несанкционированных свалок в г. Астрахани имеется 91 свалка. Общая площадь земель, занятых несанкционированными свалками отходов - 182,4 га, в т.ч. в г. Астрахани - 63,0 га.
На несанкционированных свалках размещаются твердые бытовые отходы, отходы из жилищ, формируемые населением, отходы потребления на производстве подобные бытовым, мусор уличный, выборочно мусор строительный и металлолом.
Количество отходов, накопленных на санкционированных свалках, составляет 282,2 тыс. т, несанкционированных - 47,7 тыс. т., на полигонах ТБО и отходов производства 2677 тыс. т.

Экологический мониторинг окружающей среды с.
Мултаново
.
Село
Мултаново
раскинулось на одном из живописных уголков природы, в дельте реки Волги. Наш край привлекает своей красотой и рыбным богатствам. С наступлением весны к нам приезжают люди с палатками из разных городов отдыхать и порыбачить. И очень важно, чтобы каждый из нас научился ценить эту красоту, беречь её, приумножить богатство края.
Экологические проблемы моего села те же, что и везде. Это первую очередь, загрязнение территории села. С ранней весны и до поздней осени в окрестностях села можно увидеть не только красивые цветы, но и целые свалки мусора. Жители села выбрасывают отходы где попало: сзади домов, на берегу реки, на дороги.
Ещё одна проблема – это загрязнение воды бытовыми отходами. Каждый человек в быту использует воду для различных целей: для питья, приготовления пищи, стирки, мойки. При этом он загрязняет воду различными веществами.

СОДЕРЖАНИЕ
1.Эппиграф. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Основные источники загрязнения окружающей среды
г. Астрахани. . . . . . . . . . . . . . 4 – 9
3. Основные источники загрязнения окружающей среды
Володарского района. . . . . . . . . . . . . . .10 – 12
4. Основные источники загрязнения окружающей среды
с.
Мултаново
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .13-14
5. Моё отношение. . . . . . . . . . . . . . . . .15
6.Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . .16
На территории г. Астрахань на несанкционированных свалках накоплено 30,8 тыс. т отходов. В Правобережной части города вновь создалась напряженная экологическая обстановка, связанная с отсутствием площадей под размещение твердых промышленных и бытовых отходов. Аналогичное положение в ближайшие 1-2 года возможно сложится и в Левобережной части города, так как существующий полигон твердых бытовых отходов, расположенный в пос.
Фунтово
Приволжского района, может принимать отходы до 2006 г.
Неблагоприятная экологическая ситуация сложилось с утилизацией жидких нечистот и
хозбытовых
сточных вод из выгребных ям
неканализованной
части города, размещаемых в настоящее время на иловых (сливных) картах южных очистных сооружениях биологической очистки канализации. В данное время требуется их ликвидация и строительство сливных насосных станций в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Главные источники загрязнения атмосферы -- промышленные, транспортные и бытовые выбросы.
Ежегодно промышленность и транспорт Астраханской области выбрасывают в атмосферу около 200 тысяч тонн загрязняющих веществ. Это означает, что на одного жителя области в среднем приходится до 200 кг загрязнений. Значительная часть выбросов в атмосферу области (около 60%) приходится на предприятие
«
Астраханьгазпром
»
.
Для того, чтобы защитить людей и другие организмы от воздействия загрязнителей, устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в природной среде.
В балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения доля поверхностных вод составляет 100 %. Запасы пресных подземных вод на территории МО «Поселок Володарский» не разведаны.
Качество волжской воды ниже Волгоградского водохранилища и водотоков, формирующих дельту Волги, зависит от степени загрязнения вод, сбрасываемых в нижний бьеф Волгоградского гидроузла.
В 2002 году по данным АЦ ГМОС наиболее загрязненными были воды рукава
Бузан
, по состоянию которых этот рукав был отнесен в категорию кризисной экологической ситуации (2 градация из 5) или очень высокой степени экологического неблагополучия (I градация из 3).
Территории характеризуется загрязнением водных ресурсов, истощением рыбных запасов, общим засолением почв (обвалованная территория).
Современные физико-геологические процессы на территории (эрозионная деятельность рек, затопление территории паводковыми водами, подтопление грунтовыми водами,
просадочные
явления и другие) требуют осуществления специальных инженерных мероприятий
.
Презентация на тему

«Экологический мониторинг окружающей среды
с.
Мултаново
».
Выполнила ученица 11 класса
МБОУ «
Мултановская
СОШ»
Джалмукашева
Динара.
Руководитель: учитель географии
Кулушев
И. К.
2013 год
Список используемой литературы:
1.

Бернард Небел. Наука об окружающей среде (В 2х томах), М.: Мир,

1993
2. Информационное агентство
«
ВолгаИнформ
»
//1.12.04
3.
Радзевич
Н.Н.,
Пашканг
К.В. Охрана и преобразование природы. - М.: Просвещение, 1986.
4. Экология, окружающая среда и человек/под ред. Ю.В.Новикова. Издательско-торговый дом
«
Гранд
»
, Москва, 1998
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха
- ООО

Астраханьгазпром

, ООО

Астраханьэнерго

.
Основные источники загрязнения водных объектов -
ЖКХ г. Астрахань, морской транспорт
В области отмечается низкое качество возвратных вод, сбрасываемых в открытые водоемы предприятиями -
природопользователями
. Наиболее часто отмечается превышение по таким ингредиентам как азот аммония, азот нитритов, азот нитратов, нефтепродукты, железо, медь. Проверены сбросы 26 предприятий, 43 очистных сооружений канализации и водопроводов, 4 рыбоводных предприятий, 6
ливнево-дренажных
канализаций.
В атмосферу от стационарных источников поступило 118,5 тыс. т загрязняющих веществ, в том числе в г. Астрахань - 9,2 тыс. т.
Основным загрязнителем воздушного бассейна области является предприятие ООО “
Астраханьгазпром
” - его выбросы составляют 102 тыс. т или 86% от областного объема. Увеличение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии ООО “
Астраханьгазпром
” по сравнению с 2002 г. на 3,2 тыс. т связано с увеличением объемов переработки пластового газа.
Источниками техногенных выбросов в атмосферу на территории МО «Поселок Володарский» являются отопительные котельные, автотранспорт и обслуживающие его объекты, промышленные и пищевые предприятия, объекты дорожной ремонтно-строительной службы.
Источниками
шумового и иного воздействия служат проходящие по территории муниципального образования автомобильные дороги, расположенные в жилой зоне поселка, трансформаторы,
электроподстанций
.
Источниками загрязнения поверхностных и подземных вод являются площадки промпредприятий с неорганизованным сбором
промливневых
стоков, причальные сооружения и речной флот, выгребные ямы на территории населенных мест, объекты размещения канализационных стоков и нечистот (поля фильтрации), площадки складирования навоза.
Экологически опасными объектами являются расположенные в
водоохранной
зоне реки Чурки и в границах жилой застройки асфальтобетонный завод ГП ОА «
Володарское
», производственная база ОАО «
Астраханьавтодор
», ООО РПСК «
Держава-Шиппинг
» (рыбоконсервный
завод
), производственная зона ВЧ 2349 ПС ФСБ РФ.
Большая часть производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха, находится в селитебной зоне пос. Володарский. Санитарно-защитные зоны
промплощадок
в основном не организованы, в границах СЗЗ расположена жилая застройка.
Величина атмохимической нагрузки на территории муниципального образования достигает 14,0 тонн выбросов /км
2
в год, что значительно превышает средний показатель по району.
Источником воды для водоснабжения населения МО «Володарский сельсовет» служит пр. Чурка в месте разветвления р.
Бузан
. Вода перед подачей потребителям проходит очистку на водопроводных очистных сооружениях, расположенных в с. Козлово.
Основные источники загрязнения окружающей среды
г. Астрахани.
Главная геофизическая обсерватория им. Войкова ежегодно проводит исследования замеров воздуха с помощью Федеральной государственной метеорологической службы «Росгидромет» в 260 городах России. По результатам исследований составляется так называемый приоритетный список городов с самым высоким уровнем загрязнения воздуха. По сравнению с прошлым годом «черный список» существенно изменился. В него попали наши ближайшие соседи: Волгоград, Ставрополь, Ростов-на-Дону, причем столица Южного федерального округа оказалась в первой десятке этого списка. Как нас заверили в областном центре по гидрометеорологии, Астрахани пока не грозит занесение в «черный список». Конечно, нашу область нельзя отнести к числу самых чистых городов, но положение у нас достаточно стабильное. За последние пять лет уровень загрязнения воздуха существенно не изменился и даже имеет тенденцию снижения по некоторым загрязнителям. Контроль за качеством воздуха носит систематический характер.
Закройте глаза и представьте такую картину: вы на берегу чистой речки, на зеленой лужайке, вдыхаете аромат свежего воздуха, подбегаете босиком к реке и, прильнув к ней губами, жадно пьете вкусную прохладную воду. А теперь откройте глаза, оглянитесь вокруг и скажите, где вы можете наяву увидеть подобное. Наши реки, лужайки, леса, воздух испытали такое тлетворное влияние цивилизации, что пора бить тревогу. Разумный человек уже давно не рискнет напиться из реки или озера, пройтись босиком по берегу. Горы мусора, свалки, деревья с гирляндами полиэтиленовых пакетов - вот и вся красота окружающей природы.
Удивительно, как мы выживаем в таких условиях. Ведь воздух и вода содержат такую гремучую смесь тяжелых металлов и других вредных для здоровья компонентов, что превышает все мыслимые и немыслимые нормы. Даже пребывая в туристических зонах родной страны, мы испытываем разочарование, так как «Цивилизация» делает свое «черное дело» и здесь.
Почему человечество столь беспечно? Создается ощущение, что большинство живет по принципу «а после нас хоть потоп». Сколько ужасных ошибок допущено, сколько произошло глобальных катастроф. И ничему это нас не учит.
Та экологическая работа, которая проводится сейчас - лишь жалкое подобие необходимой деятельности. А ведь это несложно - жить в гармонии с природой, отвечать благодарностью и заботой на ее дары.
Нельзя допустить, чтобы люди
направляли на свое собственное
уничтожение те силы природы,
которые они сумели открыть и покорить.
Ф.
Жолио-Кюри
Вырубаете леса - посадите молодняк, потребляете воду - очистите реки. На практике же получается, что мы плюем в колодец, из которого сами же и пьем. В результате мы имеем высокую смертность, низкий уровень здоровья, отсутствие элементарной культуры у большого процента населения (где живу, там и сорю). А исправлять допущенные ошибки с каждым годом все сложнее и сложнее. Для очистки только нескольких метров водоема необходимо столько денежных затрат, что хватило бы для строительства одноэтажного дома. Не хватает природе хозяйской руки, которая бы уберегла, защитила от технологических «монстров».
Не отдаляйтесь от своей матери - природы, а то возвращаться «блудным детям» будет некуда. Пусть экологический набат прозвучит в сердце каждого. Начинайте бороться за выживание уже сегодня. Вместе мы сможем многое, но только вместе.
Моё отношение.

Источники загрязнения окружающей среды
Володарского района.
Загрязнение природной среды Астраханской области, включая территорию МО «Поселок Володарский», обусловлено ее физико-географическим положением в низовье реки Волги, являющемся аккумулятором загрязнений, поступающих с вышележащих территорий.
Основной объем загрязняющих веществ (до 99,0%) на территорию области поступает с транзитным стоком волжских вод. Значительный вклад в загрязнение поверхностных вод р. Волги, ее рукавов и протоков, в т.ч. и расположенных на территории Володарского района, вносит региональный фактор: в поверхностные водотоки сбрасываются недостаточно очищенные канализационные сточные воды, загрязненные
промливневые
стоки с площадок предприятий, территории населенных пунктов.
Схемой территориального планирования Астраханской области (ЮРГЦ, 2006 год) экологическая ситуация в целом по Володарскому району оценивается как напряженная.
«Есть такое твердое правило Встал поутру, умылся, привел себя в порядок
И сразу же приведи в порядок свою планету».
С.
Экзюпери
.
Еще в давние времена народная мудрость вывела формулу взаимосвязи поведения человека по отношению к воде. В народе это взаимосвязь определена на пословицей: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться». Она отражает зависимость будущих последствий от нынешних последствии загрязняющих воду. Мы должны помнить, что всегда будет необходимость в чистой воде, чтоб потом не пришлось жалеть о своих действиях, надо беречь воду и не допускать её загрязнения сегодня.
Мы, учащиеся, чтобы помочь своему селу, устраиваем субботники: убираем территории села школы. Берег реки помогаем ветеранам, весной сажаем деревья.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Типовая структура, схемы, процедуры локального экологического мониторинга и мониторинга источников загрязнения окружающей среды

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Организация и задачи локального экологического мониторинга При организации и проведении локального мониторинга должны определяться приоритетные загрязнители, прежде всего, за которыми уже ведутся наблюдения по программам глобального и национального мониторинга (или хотя бы большинство из них) Для интерпретации результатов наблюдений необходимы данные о ме­стных гидрометеорологических условиях, что и делает необходимым участие в локальном мониторинге подразделений Росгидромета. Сетка точек отбора проб, периодичность наблюдений, сроки выдачи информации органам местного самоуправления и другие детали организации мониторинга определяются на основе общих требований, изложенных ранее, и специфики местных условий По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут приостанавливать деятельность предприятий, приводящих к сверхнормативному загрязнению окружающей среды, до ликвидации ава­рийной ситуации и ее последствий или улучшения технологического процес­са, устраняющего возможность таких загрязнений

4 слайд

Описание слайда:

Локальный экологический мониторинг Обусловлен наличием большого количества лицензионных участков Организован с целью отслеживания динамики состояния компонентов природной среды под влиянием нефтегазодобывающего комплекса на локальном уровне Обеспечивает основной объем систематических наблюдений за качеством компонентов природной среды

5 слайд

Описание слайда:

Для правильной организации локального мониторинга необходимо определить наиболее чувствительное к ожидаемому или уже существующему набору загрязнителей звено экосистемы в данном районе или хотя бы ряд та­ких предполагаемых критических звеньев в окружающей среде и биоте. Час­то выявление одного наиболее чувствительного звена является весьма слож­ной задачей, которая не может быть решена однозначно. При планировании и проведении локального мониторинга необходимо учитывать не только распространение загрязнителей из местных источников, но и поступление их извне за счет глобального и регионального переноса, что существенно также и при определении ПДВ и допустимой нагрузки на окружающую среду.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

При разработке мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна отдельного города или крупного промышленного района иногда необходимо: - детально изучить состояние загрязнения атмосферы в целях выделения рай­онов, подверженных влиянию определенных источников загрязнения; - уточ­нить распределение по территории города основных и некоторых специфи­ческих вредных веществ, наблюдения за которыми ранее не проводились; - уточнить правильность расчета полей максимальных концентраций при разработках нормативов ПДВ, особенностей переноса вредных выбросов на десятки, а иногда и сотни километров от источника и изучения взаимного влияния отдельных промышленных центров на крупный промрайон.

8 слайд

Описание слайда:

Программа должна включать следующие работы: 1.Уточнение характеристики выбросов промышленных предприятий и автотранспорта (перечень предприятий, подлежащих обследованию; ве­ществ, выбросы которых должны определяться; автомагистралей для опреде­ления характеристик движения с указанием периода обследования и их час­тоты). 2.Изучение метеорологического режима (определение метеопарамет­ров, за которыми должны осуществляться наблюдения, сроков проведения наблюдений, указание точек наблюдений на карте-схеме). 3.Определение программы наблюдений: - установление количества ста­ционарных постов и дополнительных точек наблюдений с указанием их ме­стоположения на карте-схеме города, - составление перечня подлежащих кон­тролю веществ и сроков наблюдений, - перечня предприятий, в районе кото­рых будут проведены подфакельные наблюдения, с указанием расстояний и количества точек наблюдений, сроков наблюдений и веществ, концентрации которых будут определяться. 4.Сбор медико-биологических сведений (составление перечня показателей мест обследования и т.п.), который проводится в соответствии с мето­дическими указаниями Министерства здравоохранения РФ, а также со специ­альными программами по изучению влияния загрязнения атмосферы на со­стояние здоровья населения.

1 слайд

Формирование и обеспечение функционирования дополнительной (региональной) сети государственного мониторинга окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Докладчик: начальник ГУ «Ханты - Мансийский ЦГМС» Надежда Викторовна Точёнова Составил:начальник отдела мониторинга-Волковская Ольга Михай-ловна 900igr.net

2 слайд

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра S = 534,8 тыс. км2, из которых 152,3 тыс. км2 (или 28,5%) занято лицензионными участками недр и активно подвергается промышленной эксплуатации. Гидрографическая сеть относится к бассейну Карского моря. Речную сеть территории автономного округа формируют Обь и Иртыш, (протяженность которых 1165 и 244 км соответственно) и 12 их притоков, а также множество мелких речек. Общее число рек в автономном округе около 30 тысяч. Административно – территориальное деление: 16 городов, наиболее крупные – Сургут и Нижневартовск (более 200 тыс. человек), Нефтеюганск (более 100 тыс. человек). Административный центр – г. Ханты – Мансийск с населением более 50 тыс. человек. *

3 слайд

Государственная наблюдательная сеть 1 ПНЗ, 26 ГХП, 2 М-2 атмосферные осадки, 12 М-2 снежный покров, 11 пунктов контроля радиоактивного загрязнения

4 слайд

Экономические показатели I место – по добыче нефти; I место – по производству электроэнергии; I место – по поступлению налогов в бюджетную систему; II место – по добыче газа; II место – по объёму инвестиций в основной капитал

5 слайд

Концепция экологической безопасности (утверждена распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2007 г. n 110-рп) развитие хозяйственной деятельности, в основе которой находятся энергоресурсосберегающие и экологически более чистые технологии; ведение деятельности, способствующей сохранению или увеличению биологического разнообразия в экосистемах; экологическое воспитание и образование населения; создание региональной сети мониторинга как оперативной информационно-аналитической системы наблюдений за динамикой показателей, характеризующих состояние и развитие природной среды; обеспечение рационального и безопасного природопользования, предусматривающее рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов и их глубокую переработку, а также неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов и меры по их воспроизводству; повышение качества и увеличение продолжительности жизни населения за счет обеспечения безопасного состояния окружающей среды как неотъемлемого условия жизни, здоровья и благополучия нынешнего и будущих поколений жителей, а также улучшения демографической ситуации в автономном округе; снижение уровня опасного воздействия факторов природного и техногенного характера на население и территорию автономного округа, а также на соседние территории; охрана и восстановление естественных экологических систем на территории автономного округа в целях поддержания их жизнеобеспечивающих функций для населения, обеспечение их целостности, способности к саморегуляции и сохранение биологического разнообразия.

6 слайд

7 слайд

Региональная сеть наблюдений за состоянием окружающей природной среды Базовая Дополнительная Государственная Региональная Локальная (ГУ «Ханты – Мансийский (вне лицензионных (на лицензионных ЦГМС») участков) участках) Вода – 26 постов Вода – 111 точек Вода – 1929 точек Воздух – 1 постов Воздух – 7 постов Воздух – 1027 точек Донные – 111 точек Донные – 1878 точек Снег – 18 точек Снег – 1027 точек Почвы – 1654 точки

8 слайд

9 слайд

Наполнение баз данных Госфонда Периодичность отбора проб: поверхностная вода 4 раза в год (основные гидрологические фазы) донные отложения 1 раз в год (летне-осенняя межень) почва 1 раз в год (сентябрь) снег 1 раз в год (март-апрель) атмосферный воздух 2 раза в год (июнь, сентябрь) Общее количество измерений качества природных сред, поступивших в единую базу данных за 2005-2008 годы более 592000 В первом квартале 2009 года в единую базу данных поступило 15723 измерений загрязняющих веществ поверхностных вод и снежного покрова

10 слайд

Локальный экологический мониторинг Обусловлен наличием большого количества лицензионных участков Организован с целью отслеживания динамики состояния компонентов природной среды под влиянием нефтегазодобывающего комплекса на локальном уровне Обеспечивает основной объем систематических наблюдений за качеством компонентов природной среды

11 слайд

Функционирование региональной системы экологического мониторинга Росгидромет (Госфонд) Обь-Иртышское УГМС ГУ «Ханты- Мансийский ЦГМС» Базовая (Государственная) Правительство Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Закон «о комплексной целевой программе Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Оздоровление экологической обстановки в Ханты – Мансийском автономном округе Югре в 2005-2010» Постанолвление №302-п «Об утверждении требований к определению исходной загрязнённости компонентов природнеой среды, проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории Ханты – Мансийского авытономного округа-Югры Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты – Мансийского автономного округа - Югры Лицензиаты Росгидромета: ГУ «Ханты-Мансийский ЦГМС» ОАО «НПЦ Мониторинг» ФГУ «ЦЛАТИ по УрФО» по ХМАО Компании - недропользователи Дополнительная Региональная (вне лицензионных участков) Локальная (на лицензионных участках)

12 слайд

Достижения отдела мониторинга окружающей среды ГУ «Ханты - Мансийский ЦГМС» -расширена лаборатория мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в плане отбора и анализа проб снежного покрова на 16 компонентов; - открыта лаборатория почв и донных отложений с анализом проб на 17 и 14 компонентов соответственно. В ноябре 2007 года лаборатории ОМОС аккредитованы с учётом расширенной области деятельности.

13 слайд

Достижения отдела мониторинга окружающей среды ГУ «Ханты - Мансийский ЦГМС» Дополнительный объём выполненных работ за период 1-3 кварталы 2008 года возрос на 113% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: вода – 347 проб 6540 определений, донные отложения – 101 проба 1345 определений, воздух – 651 проба 651 определение, снег – 27 проб 350 определений, почвы – 29 проб 493 определения.

14 слайд

Политика Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области ведения экологического мониторинга Направлена на взаимодействие различных структур всех уровней власти Большая заслуга принадлежит куратору нашей службы – заместителю председателя Правительства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры по вопросам недропользования и ТЭК Владимиру Ивановичу Карасёва

15 слайд

Участие в крупных проектах сотрудников ГУ «Ханты – Мансийский ЦГМС» - освоение Приполярного Урала, строительство газопровода «Алтай»; - ЕС ТАСИС «Система мониторинга и оповещения для радиационного контроля в бассейне рек Обь и Иртыш; - в проведении международной экологической акции «Спасти и сохранить»; - в проведении съездов экологов нефтяных регионов РФ. - в подготовке проекта комплексной целевой программы Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Оздоровление экологической обстановки в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре в 2011 – 2015 гг.»

16 слайд

Угроза закрытия региональной сети – пунктов наблюдений за загрязнением атмосферы (ПНЗ) С наступлением мирового финансового кризиса существует реальная угроза закрытия региональных ПНЗ. * прекращено окружное финансирование функционирования ПНЗ; * федеральное финансирование невозможно по причине значительного сокращения объемов бюджетных ассигнований, выделенных Росгидромету на 2010 и последующие годы. В настоящее время ГУ «Ханты – Мансийский ЦГМС» не имеет средств на содержание ПНЗ.