Проект зимующие птицы познавательно речевой средняя группа. Краткосрочный экологический проект "зимующие птицы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «СКВОРУШКА» ПИОНЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ

«Детский сад №1 «Скворушка»

Мархайчук А.В.

«____»___________ 2017 г.

« ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ »

ПРОЕКТ

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ИВУШКА»

Разработала: Дудина Анжелика Анатольевна ,

воспитатель первой квалификационной категории

г. Пионерский

2017 год

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Актуальность

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 23 опрошенных воспитанников меньше половины группы (11 детей) узнали и назвали правильно (6 птиц: воробья, голубя, синицу, ворону, дятла, сова) почти всех предъявленных птиц, каждый третий (7 детей) смог узнать и уверенно назвать 4 птицы (воробей, голубь, дятел, сова) а каждый шестой (5 детей) смог вспомнить и назвать только 3 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Именно поэтому мы и решили на холодный зимний период взять проект: «Зимующие птицы ».

Вид проекта: информационный, познавательный.

Цель проекта: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.

Задачи проекта:

Образовательные

    Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.

    Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.

    Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.

Развивающие

    Развивать познавательные способности детей, учить проявлять

любознательность и самостоятельность.

    Ф ормировать умения и навыки наблюдения за птицами.

    Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

    Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Воспитательные

    Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (февраль месяц)

Участники проекта: воспитатели, родители, дети 3-5 лет.

Этапы реализации и содержание проекта

Формы работы

Сроки реализации

Ответственные

Литература

I этап – организационно-подготовительный

21.

Определение цели и задач проекта

30.01.17 г.

Дудина А.А.

32.

Подбор материала для проведения образовательной деятельности

30.01.17 г.

Дудина А.А.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям

31.01.17 г.

Дудина А.А.

II этап – внедренческий

Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц

01.02.17 г.

Дудина А.А.

Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»

01.02.17 г

Дудина А.А.

Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма

01.02.17 г

Дудина А.А.

2

Дидактические игры «Кормушка», «Угадай-ка»

06.02.17 г

Дудина А.А.

Развешивание кормушек на территории детского сада

06.02.17 г

Дудина А.А.

Беседа «Синичка - гостья нашего двора»

09.02.17 г

Дудина А.А.

10.

Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

09.02.17 г

Дудина А.А.

11.

Дидактические игры «Разрезные картинки», лото «Птицы»

09.02.17 г

Дудина А.А.

12.

Лепка «Воробушки на кормушке»

10.02.17 г.

Легензова С.М.

13.

Беседа «Помощь пернатым в зимнее время года»

14.02.17 г

Дудина А.А.

14.

Рисование «Снегири»

14.02.17 г

Дудина А.А.

15.

Театрализация: «Где обедал воробей»

14.02.17 г

Дудина А.А.

16.

ФЭМП «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

17.02.17 г

Дудина А.А.

17.

Аппликация «Синички»

22.02.17 г

Дудина А.А.

18.

Творческое рассказывание «Как я спас птичку».

22.02.17 г

Дудина А.А.

19.

Дидактические игры «Один -много», «Счет птиц», «Четвертый лишний»

В течение месяца

Дудина А.А.,

Легензова С.М.

20.

Подвижные игры: «Совушка»,

«Воробушки и автомобиль»,

«Воробушки и кот»

В течение месяца

Дудина А.А.,

Легензова С.М.

21.

Наблюдение: за синицей;

за вороной; за голубем

В течение месяца

Дудина А.А.,

Легензова С.М.

22.

Прослушивание аудиозаписи из серии П.И. Чайковского «Времена года»; голосов птиц (синицы, воробья, вороны, сороки и др.)

В течение месяца

Дудина А.А.,

Легензова С.М.

III этап - обобщающий

23.

Подведение итогов в реализации проекта

01.03.17 г.

Дудина А.А.,

Легензова С.М.

24.

Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах нашей области

01.03.17 г.

Дудина А.А.,

Легензова С.М.

25.

Выставка «Лучшая кормушка для птиц»

01.03.17 г.

Дудина А.А.,

Легензова С.М.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Дети:

    Расширился кругозор детей о зимующих птицах Калининградской области (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

    У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность.

    Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.

    Р азвивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

    Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Родители:

    Изменение отношения к данной проблеме.

    Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах.

    Активное участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»

Литература

    Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004.

    Горький М.А. Воробьишко. – Ленинград: «Детская литература», 1974

    Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004

    Чарушин Е.И. Воробей. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. – Воронеж: ООО «Учитель», 2013

    www.maam.ru

    m

Приложение №1

БЕСЕДЫ О ПТИЦАХ

«ЗНАКОМСТВО С ВОРОБЬЕМ»

Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.

Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.

Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?

Дети: нет.

Воспитатель: А кошка умеет прыгать?

Дети: Да.

Воспитатель: А летать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Так про кого я рассказала?

Дети: Про воробья.

Воспитатель: Докажите, что это птица, а не кошка. Воробей – это животное такое, воробей - птица?

Воспитатель:

    Почему воробей – птица?

    Что есть у птицы? (показать модель)

    какого цвета грудка?

    Чем покрыто тело?

    Какого цвета перышки?

    Какого цвета шапочка?

    Что это? (показать клюв)

    Какой клюв?

    Зачем он нужен?

    Что воробей клюет?

    Зачем нужен хвост?

    Зачем воробью глазки?

    Кто у него враги?

    Могут ли птицы прожить без еды?

Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?

Дети отвечают.

Беседа «ПОЧЕМУ ПТИЦ СТАЛО МЕНЬШЕ?»

Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.

Воспитатель:

    Кто это?

    Какие они?

    Они живые?

    Что они едят?

    А как зовут эту птицу? (Показать картинку с изображением синицы).

    Что она ест?

    Много ли сейчас насекомых?

    Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).

    Какие птицы улетают?

    Как их называют?

    Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).

    Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?

    Так какие же птицы бывают?

Дети отвечают.

Беседа «КОРМУШКА. НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»

Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

Наглядный материал : кормушки для птиц.

    Что это?

    Зачем нужна кормушка?

    Для кого они нужны?

Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.

    Что ест голубь, воробей, синичка?

    Так зачем подкармливать птиц зимой?

Дети отвечают.

Беседа «СИНИЧКА - ГОСТЬЯ НАШЕГО ДВОРА»

Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.

Наглядный материал: Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.

Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками (показать модели). Кто это?

Дети: Синички.

Воспитатель: А Мишка говорит, что это жуки: они желтые и у них есть крылья. Давайте докажем, что это синички.

Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка - это птица.

Воспитатель: Что есть у птиц? (Дети отвечают).

Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике? (Дети отвечают).

Чем она питается?

Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.

Воспитатель. Так почему же синица – птица?

Дети отвечают.

Беседа «ПОМОЩЬ ПЕРНАТЫМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»

Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.

Воспитатель читает детям рассказ Л.Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:

    Куда вышли дети?

    Для кого они несли зерно?

    Куда они насыпали зерно? Зачем?

    Почему прилетели птицы?

    Кому насыпали семечки?

    Птицы были рады?

    Так почему же надо подкармливать птиц?

Дети отвечают.

Приложение №2

Н. Сладков

Сказки о птицах

С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы» , которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Каких птиц вы видит е во дворе и зимой, и летом ? (Объяснить, что э то птицы зимующие ) .

А есть птицы - гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша облась как - будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. Оказывается, мы с вами зимой на курорте Сосулька» живем! А мы и не знали!

Курорт «Сосулька»

Н. Сладков

Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:
- Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
- Это смотря на какой зимовке, Сорока! На какой, на какой - на обыкновенной! Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие - в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные - как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать - курортничать с Севера прилетели. Я - Сова белая, они - Свиристель и Снегирь и они - Пуночка и белая Куропатка.
- Что-то я вас не пойму толком! - удивляется Сорока. - Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег - и у нас снег, у вас мороз - и у вас мороз. Тоже мне курорт - одно горе!
Но Свиристель не согласен:
- Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное - это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая куропатка не согласна:
- Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь - чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
- В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
- Век живи, век учись! - удивляется Сорока. - Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!
- Так-то, Сорока! - кричат все. - А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, - от них пока ни слуху ни духу.

Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? О чем беседовала с ними Сорока? Чем понравились гостям наши края? Что понравилось Свиристели (Рябина) . А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться) . Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). А тебе что нравится у нас зимой?

Почему же мы снегирей, свиристелей называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей, со всеми соседями из одного села и со своим стадом ) . Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое. Ты уже догадался, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Подскажите ребенку, что главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать и жить на одном месте)


Волшебная полочка

Н.Сладков

Я повелитель птиц! Захочу, и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят голуби и воробьи, синицы или снегири. Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. У меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.Так и быть, открою вам секрет. И к вам тоже станут прилетать дикие птицы. На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила! На простую полочку нужно насыпать простой крупы, простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё тут же прилетят голуби и воробьи. А если вы укрепите на полочке кусочек сала, то к вам прилетят синицы. Кисти рябины привлекут внимание снегирей. Сделайте волшебную полочку! Каждый день будут прилетать к вам разные птицы. Смотрите на них, любуйтесь, фотографируйте! Вы станете добрым покровителем птиц!

Кто такой Добрый повелитель птиц?

    Как им можно стать?

    Что нужно Волшебнику – волшебная палочка или волшебная полочка?

    Что нужно положить на волшебную полочку, чтобы на нее прилетели птицы?

    Как пригласить на волшебную полочку воробьев? А как пригласить синичек? А как сделать, чтобы на волшебную полочку прилетели снегири и свиристели?

Приложение №3

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра «Кто прилетел к кормушке»

Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это у нас висит на дереве?

Дети: Кормушка!

Воспитатель: А зачем нужна кормушка?

Дети: Насыпать корм птицам.

Воспитатель: Что мы можем насыпать в кормушку?

Дети: Хлеб, зернышки, семечки, пшено.

(На тарелке настоящие семечки, пшено, хлеб.

Дети по очереди насыпают угощение в кормушку.)

Воспитатель: Сейчас к кормушке на угощение будут слетаться птицы. Кто прилетел к кормушке?

Дети: К кормушке прилетел воробей. И т.д.

Воспитатель: Как одним словом называются все птицы ? П очему их так назвали?

Игра «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку.

Игра «Собери картинку»

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат картинки, но чтобы узнать, что на них изображе но, надо их собрать. Аня, что нарисовано на твоей картинке? Что он делает? И т.д.

Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали?

Воспитатель: Ребята, встаем на ковер и представим себе, что мы гуляем в лесу. Давайте послушаем, чьи голоса слышатся в лесу?

Аудиозапись

Воспитатель: Ч ей это голос? (Ответы детей). И т.д.

Игра «Разукрась птицу»

Воспитатель: Ребята, у вас на столе в корзинке лежат картинки, возьмите их. Только картинки не раскрашены. Кто на них нарисован?

Дети: Синица!

Воспитатель: Какого цвета у синицы грудка,

Дети: Желтого!

Воспитатель: Возьмите карандаш нужного цвета и раскрасьте грудку синице.

Воспитатель: Что мы сейчас делали?

Игра «Угадай-ка»

Игра с мячом; говорить перелётная это птица или зимующая.

Игра «Веселый мячик»

движения по слова м стихотворения

Ты катись весёлый мячик

быстро, быстро по рукам,

у кого весёлый мячик

называет птицу нам…..

Игра Ворона и воробьи

Дети надевают шапочки воробьев и садятся вокруг стола, изображающего кормушку, один ребенок надевает шапочку вороны. Воробьи клюют зернышки и чирикают. По сигналу воспитателя: “Ворона!” – ворона находящаяся вне круга, летит к кормушке и прогоняет из нее (салит) воробьев, не успевших вовремя выпрыгнуть. Осаленные выходят из игры. Подвижная игра кончается, когда ворона осалит 2–3 воробьев.

Игра «Кормушка»

Воспитатель: у меня есть вот такая кормушка. (Воспитатель показывает детям панно «Кормушка»). Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.

Чернокрылый,
Красногрудый.

И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)

Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит... (сорока)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.

Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело»

Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело?

Мы расскажем

Ритмично сжимают и разжимают . кулачки

Две синицы, воробей,

Шесть ворон и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

на каждое название птицы загибают по

одному пальчику.)

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Приложение №4

КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ ИЗ БУТЫЛКИ

Пожалуй, это самый простой и распространенный вариант самодельной кормушки. Подойдет пластиковая бутылка любого размера, не имеет значения, будет она прозрачная или нет. Если взять бутылку на 5 литров, то получится целая столовая, в которой смогут пообедать не только синички, воробушки, но даже голуби и вороны.

Итак, маркером, фломастером или карандашом (чем удобнее) на бутылке намечаем линии будущего окошка или нескольких окошек. Затем ножницами или канцелярским ножом вырезаем по ним. Острые края лучше как-нибудь обезопасить, чтобы птички не поранились. Места среза можно обклеить скотчем, изолентой, тканью или просто оплавить. У входа можно приделать палочку, по которой птичкам будет удобно забираться внутрь.

Теперь осталось только повесить нашу кормушку. Здесь несколько вариантов. Можно привязать веревку за крышку или проделать несколько дырочек в верхней части бутылки, а потом продеть туда веревку, а можно приделать крючок к самой крышке.

Поскольку пластиковая бутылка очень легкая, она будет сильно раскачиваться на ветру или когда в нее будут залетать птицы . Устойчивость нашей кормушке можно придать при помощи дополнительного груза. На дно бутылки нужно положить землю, песок или еще что-то тяжелое, предварительно упаковав это в пакет или какую-нибудь коробочку.

КОРМУШКА ИЗ КАРТОННОЙ КОРОБКИ

Тоже очень простой вариант кормушки, который наверняка многие делали в детстве. В качестве основы подойдет любая коробка: из-под обуви, молока, сока или какой-нибудь техники. В принципе, такая кормушка делается абсолютно так же, как и из пластиковой бутылки, но она будет не такой практичной, от дождя и снега она может быстро развалиться. Нужно проделать одно или несколько окошек для входа и закрепить у него жердочку. Все - кормушка готова. Кстати, некоторые птицы больше доверяют открытым кормушкам, а не тем, у которых только одна «дверь».

ДЕРЕВЯННАЯ КОРМУШКА

Очень практична и симпатична кормушка, выполненная из деревянных дощечек или влагостойкой фанеры. Обычно ее выполняют в виде домика с треугольной крышей, но можно смастерить и более простую форму с плоским верхом. Итак, как сделать кормушку для птиц из деревянных дощечек? Для начала лучше нарисовать чертеж, на котором будут указаны все размеры, чтобы потом не напутать чего-нибудь. Кормушка будет состоять из крыши, боковых стенок и дна. Нужно выпилить все требующиеся детали и зашкурить их, если это необходимо. Затем идет этап соединения. Все детали можно скрепить при помощи клея или саморезов.

КОРМУШКИ-ГИРЛЯНДЫ

Такие кормушки для птиц своими руками подвешиваются за веревочку на деревья и представляют собой что-то съедобное. Понадобятся: формочка для изготовления, кормовые компоненты и основа, которая будет их склеивать.

Первый рецепт: Булку нужно размочить в воде и смешать ее с зерном, затем скатать шарики, прикрепить к ним веревки и отправить их в духовку, чтобы немного подсушить.

Второй рецепт Он на основе сала. Его топят на небольшом огне в кастрюльке. Когда сало растает, его смешивают с зернами, сухофруктами и переливают в формочки, в которые уже вставлены проволоки с веревками. Когда смесь станет холодной, формочки кладут в морозилку до полного застывания. Теперь съедобные кормушки можно развешивать на деревьях по одной или несколько, связав их в одну гирлянду.

Третий рецепт: Он на основе желатина, но делается все таким же образом. Желатин нужно залить горячей водой, смешать со съедобными компонентами и разложить по формочкам.

Четвертый рецепт: Готовится клейстер из воды и муки, наносится на небольшую деревяшку (в нее можно вкрутить крючок), обваливается в зернах.

ЧЕМ ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ ЗИМОЙ

В морозы птицам сложнее добыть не только корм, но и воду, поскольку она просто замерзает, поэтому важно мастерить не только кормушки, поилки для птицы тоже будут спасением. Если вы заметили, что к вам птицы прилетают полакомиться в определенное время, можете в кормушку поставить блюдце с кипятком. На морозе вода быстро остывает, поэтому никто не ошпарится. Теперь разберемся с тем, чем нельзя подкармливать птиц. Это жареное, соленое, пряное, острое и кислое. Также не рекомендуется давать черный хлеб, поскольку в мороз он плохо переваривается и закисает в зобу. Продукты, которыми можно кормить птиц: семечки подсолнуха (отличный источник энергии); кукуруза (помогает согреться, но постоянно таким продуктом кормить не следует); просо (пшено – то же просо, но без шелухи); овес; семена тыквы, арбуза, дыни; семена крапивы, репейника, лебеды, чертополоха и других сорных трав; несоленое сало, маргарин (это отличный источник калорий); орехи; отварные яйца (куриные или перепелиные); мед; вареный картофель; хлебные крошки; яичная скорлупа; корм для попугаев.

Правила «Как кормить птиц»:

    Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (никаких острых краёв, недоступность для кошки).

    Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Зимующие птицы любят: арбузные, дынные семечки и семечки подсолнечника, свежее сало, овёс, пшено, хлебные крошки.

    Нельзя кормить птиц солёными продуктами (от соли птицы слепнут) и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них). Мокрые продукты на морозе превращаются в лед и становятся недоступны для птиц, не станут клевать пернатые жареные семечки. Корм должен быть свежим - от испорченного корма птицы болеют и могут погибнуть.

    Корм должен быть защищён от непогоды, чтобы его не заносило снегом, не сдувало ветром.

    Кормушку нужно регулярно чистить.

    Необходимо следить, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми.

Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Приложение №5

Стихи и загадки о птицах

Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.

Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.

Но больше всего
Беспокойно за птиц -
За наших воробышков,
Галок, синиц.

У нас приготовлено
Всё для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.

Побольше сенца
В конуру принесём,
Беднягу дворнягу
От стужи спасём.

Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.

Е.Благинина

Пришла зима холодная

С метелями и вьюгами,

Пришла зима голодная.

Решили мы с подругами,

Чтоб лишних слов не говорить,

Нам нужно птиц зимой кормить.

Мы дали крошек воробью,

Синичке дали сало.

Зимой так холодно вокруг,

Еды для птиц так мало.

О.Зыкова

Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?

С. Егоров

Две горстки пшеницы
несу в рукавице -
Одна снегирю,
а другая синице .
И радость свою
им тоже дарю –
Сначала синице,
потом снегирю!

- Синица , синица,
Что тебе снится?
- Зёрнышки, мошки,
Да хлебные крошки.
- Синица, синица,
Ещё что-то снится?
- Солнышко, речка,
Домик с крылечком,
Мальчик Антошка
И... хлебные крошки.

- Чайки, чайки! Где ваш дом?
Чайки, чайки, где ваш дом?
На земле, на волне
Или в синей вышине?

Ну конечно, на земле!
Н а земле рождаемся!
Ну конечно, на волне!
На волне качаемся!
Ну конечно, в вышине!
В вышине летаем!
Край земли, волну и небо
Домом мы считаем!

В. Берестов

Солнечный, погожий
Выдался денек.
Всей семьей на лыжах
Выбрались в лесок.

Вдруг трехлетний Вовка
Маме говорит:
"Чудеса! На елке
Яблоко висит!"

А взглянул левее
И застыл без слов:
На соседней ели
Россыпи плодов!

Но пронесся ветер,
И тотчас с ветвей
Упорхнули яблоки
Стайкой снегирей.

Т. Гусарова

К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…

А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек,

А ещё б немного сала
Мне бы в стужу не мешало…
С вами буду я дружить –
Обещайте лишь кормить.

Если вам не жалко крошек –
Созову моих подружек.
Вместе станем прилетать,
На окошке щебетать".

С. Богдан

А. Яшин

Нет синиц: не прилетели!
Где же две синицы?
В нашей книжке опустели
Пестрые страницы.
Что же с птицами случилось?
Где они, скажи на милость?!
Поглядите, возле вас
В садике, на скверике
Скачут, может быть, сейчас
Две пичужки сереньких?
Или в дом влетели птицы
Прямо с книжного листа?
Любопытные синицы
Любят новые места.
Просим вас: бегите вслед
За каждою синицею.
Нет синиц!
Все нет и нет!
Хоть звони в милицию.

А. Барто

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец.

З. Александрова

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...
(Снегири)

Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)

Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)

Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит...
(Сорока)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой!
(Дятел)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

Приложение №6

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Тема: «Рассматривание птичьих следов»

Цель: научить различать птичьи следы.

Наглядный материал: рисунки птичьих следов.

Воспитатель задает вопросы

    Что это?

    Кто их оставил?

    Кто догадался?

    Чьи это следы? А это?

    Почему у воробья следы маленькие?

    Почему тут следы кончились?

Тема: Исследование птичьего пера

Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах.

Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.

Воспитатель задает детям вопросы.

    Кто это?

    Что есть у птицы?

    Чем покрыты ее тело и крылья?

    Зачем ей нужны перья?

    На что перья похожи?

Что вы можете сказать о пере?

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Сегодня я вам расскажу о реализации одного из своих проектов - «Зимующие птицы».

Тип проекта : информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

    Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

    Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

    Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

    Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Реализацию проекта осуществила в три этапа:

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный.

    Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

    Создание необходимых условий для реализации проекта.

    Перспективное планирование проекта.

    Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап - основной (практический).

    Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап - заключительный.

    Оформление результата проекта в виде презентации.

    Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».

    Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».

Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

  • Совместно с ребенком сделать кормушку.
  • Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.

4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.

I. Игровая деятельность:

  1. Дидактические игры.
  2. Сюжетно-ролевые игры.
  3. Театрализация.
  4. Подвижные игры.
  5. Упражнения на дыхание.
  6. Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

II. Познавательная деятельность:

  1. Формирование целостной картины мира.
  2. ФЭМП.

III. Беседы.

IV. Решение проблемной ситуации.

V. Наблюдение за птицами зимой.

VII. Коммуникация.

VIII.Творческое рассказывание.

IX. Художественное творчество:

  1. Рисование.
  2. Лепка из пластилина.
  3. Аппликация.

X. Музыка.

XI. Работа с родителями.

Развёрнутое содержание реализации проекта изложено в презентации.

Педагогический проект в средней группе на тему: «Покормите птиц зимой»

Данный проект будет полезен для воспитателей детей дошкольного возраста, педагогов дополнительного образования, студентов педагогического профиля.
Название проекта: «Покормите птиц зимой»
Автор : воспитатель средней группы детского сада «Октябрьский детский сад» Василькова Татьяна Леонидовна.
Продолжительность проекта : краткосрочный 2 недели с 11 ноября по 28 ноября.
Тип проекта : познавательно, информационно, продуктивный.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Возраст детей : 3-5 лет.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Формирование у детей элементарных представлений о зимующих птицах родного края.В нашем случае Калужской области. У детей не сформировано знания о названиях птиц, о зимующих и перелётных птицах. Дети владеют небольшим запасом знаний о среде обитания птиц, о том, зачем заботиться о них в зимний период, и о том как они сами могут помочь птицам.
Актуальность проекта : 2017 год, указом нашего президента В.В.Путина объявлен годом Экологии в России. В стремительно развивающимся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно остро и актуально. Ведь именно в этом сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе,научиться беречь окружающий мир. Приобретённые в дошкольном детстве знания о окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе.
Также в холодное время года для птиц становиться всё меньше и меньше корма, в результате они могут доже погибнуть, что допустить нельзя! Задача взрослых (педагогов, родителей) воспитывать интерес, заботу, желание узнавать новые факты их жизни, испытывать радость от осознания того,что они сами могут, делясь крохами, спасти птиц от гибели.
Цель проекта : Формировать представление детей о зимующих птицах,об их образе жизни,о том чем их кормить. Создавать условия для развития познавательного интереса.
Задачи проекта:
Образовательные
:
Дать представление детям о зимующих птицах родного края (Калужской области).
Расширять и углублять знания дошкольников на тему: «Жизнь птиц зимой»
Активизировать словарь детей терминами из темы проекта.
Развивающие:
Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь.
Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
Развивать любознательность и интерес к живой природе.
Воспитывающие:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных холодных условиях.
Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Способствовать формированию интереса к окружающему миру.
Для педагога:
А. Дать детям знания о зимующих птицах Калужской области.
Б. Развивать любознательность, «живой» интерес.
В. Расширять знания детей живой природе, о среде обитания зимующих птиц и их образе жизни.
Г. Развивать творческие способности детей.
Предполагаемый результат :
А.Совершенствовать уровень знаний детей о окружающем мире,о зимующих птицах.
Б.Формирование у детей заботливого отношения к живой природе.
В.Повышение уровня знаний родителей.
Г.Изготовление родителями кормушек для птиц.
Д.Проявление интереса и заинтересованности детей совместно с родителями к заботе о птицах,желании им помогать в зимний период.
Продукт проектной деятельности :

Б. Рисование гуашью: «Снегирёк»
В. Презентация «Перелётные и зимующие птицы»
Г. Папка-передвижка «12 ноября Синичкин день»
Д. Пластилинография «Снегирь на веточке рябины»
Е. Изготовление кормушки из втулки от туалетной бумаги.
Ё.Разукрашивание шаблонов снегиря,синички,воробья.
Ж.Аппликация снегирь.
3.Изготовление родителями кормушек для птиц.
И.Лепка воробья.
Реализация проекта:
Подготовительный этап
:
А. Определить тему проекта.
Б. Сформулировать цели и задачи проекта.
В. Составить план реализации проекта.
Г.Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.
Д. Подбор материала для продуктивной деятельности.

Основной этап .
А. Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.
Б. Проведение НОД по окружающему миру: «Птицы родного края»
В. Проведение НОД по окружающему миру: «12 ноября Синичкин день»
(в результате проведённого занятия детьми были сделаны мини-кормушки из бросового материала)
Г. Проведение НОД по ХЭР аппликация тема: «Снегирь»
Д. Проведение НОД АО ХЭР рисование гуашью: «Снегирёк»
Е. Проведение НОД по музыке с прослушиванием и разучиванием песни «Воробей»
Ж.Просмотр презентации: «Перелётные и зимующие птицы»
З. Разучивание стихотворение: Е.Евсеевой«Синица,синица,что тебе сниться?»
И.Проведение пальчиковой гимнастики: «Сел на ветку снегирёк..» , «Я по дереву стучу…»
К.Консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку»
Л.Проведение конкурса для семей воспитанников по изготовлению кормушек: «Покормите птиц зимой»
М.Проведение НОД по ХЭР пластилинография «Снегирёк на веточке рябины.
Завершающий этап.
А. Выполнение коллективной работы в нетрадиционной смешанной технике (Рисование ладошкой,ватной палочкой и отпечаток пластиковой пробки)красками: «Птичья столовая»
Б. Проведение НОД по окружающему миру: «Чем мы можем помочь зимующим птицам?»
В. Подведение итогов конкурса кормушек.
Г. Развешивание кормушек. Одну кормушку мы повесили за окно нашей группы.
Д. Проведение наблюдения за птицами в кормушках.
Результат.
В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания. Которые им дали родители и воспитатели. Расширяя кругозор и представления о зимующих птицах. Повысился общий уровень знания детей о окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе.Они стали делится полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.






















« Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц» . Э. Н. Голованова

О ПРОЕКТЕ Тип проекта: информационно-творческий Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы Срок реализации проекта: краткосрочный Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах.

Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним. Задачи: 1. Пополнить предметно - развивающую среду по теме проекта. 2. Расширить кругозор детей о зимующих птицах. 3. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. 4. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный II этап – основной (практический) III этап- заключительный

I этап – подготовительный Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический) Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Домашние задание родителям Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Заучивание стихотворений о зимующих птиц. Отгадывание загадок про зимующих птиц. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

Содержание работы в процессе реализации проекта. Игровая деятельность Дидактические игры: «Один-много» , «Назови ласково» , «Счёт птиц» , «Четвертый лишний» , "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост? » , «Кто что ест» , « Узнай по голосу» , «Что едят птицы» . Н/и «Домино» (птицы) , «Разрезные картинки» , Лото. Лабиринт Зимующие птицы. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор» . Театрализация: «Где обедал воробей» .

Подвижные игры «Снегири» , «Воробушки и кот» , «Зимующие и перелетные птицы» , «Воробушки и автомобиль» , «Совушка» .

Познавательная деятельность: Формирование целостной картины мира. Тема: «Стайка снегирей на ветках рябины» Задачи: расширять представления о многообразии птиц; учить выделять характерные особенности снегирей; формировать желание наблюдать за птицами, подкармливать их; закрепить умение правильно держать карандаш; продолжать учить работать сообща. ФЭМП Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? » (Порядковый и количественный счёт до пяти).

Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой» , «Кто заботится о птицах» , «Пользу или вред приносят птицы? » , «Меню птиц» , «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой? » . Проблемная ситуация: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой» .

Наблюдение за птицами зимой: Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями, наблюдение за синичкой.

Коммуникация: Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей» М. Горького «Воробьишко» просмотр мультфильма «Воробьишка - хвастунишка» просмотр презентаций: «Зимующие птицы» , «Покормите птиц зимой» , «Голоса птиц» В. Бианки «Терентий – Тетерев» Сладков «Волшебная полочка» И. Гурина « Как появляется птица» Творческое рассказывание «Как я спас птичку» . Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах (мнемотаблицы); обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Художественное творчество: Рисование «Синичка» (оттиск ладошкой). Задача: учить детей рисовать птицу нетрадиционным способом, располагать изображения по центру листа бумаги. Развивать память, воображение, мышление. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к рисованию.

Лепка из пластилина «Птицы на кормушке» Задачи: продолжать учить детей лепить птиц, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Отметить разнообразие получившихся изображений, радоваться им.

Аппликация «Снегирь» . Задачи: упражнять в срезании углов у квадратов, округляя их. Развивать умение правильно работать с ножницами. Воспитывать сочувствие к зимующим птицам, желание помочь им.

Актуальность проекта : Помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц , помочь птицам выжить зимой , подружиться с ними.

1. по составу участников - групповой ;

2. по целевой установке - информационно - практико-ориентированный проект :

дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

3. по срокам реализации - среднесрочный (1 месяц) .

Основная цель проекта - нравственное воспитание :

1. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;

2. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

3. Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам , желание помогать им, заботиться о них.

4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

А также решаются следующие цели :

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, с использованием различных вариантов;

Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности.

Cхема осуществления проекта

«Зимующие птицы - наши друзья »

по образовательным областям :

1. Коммуникация :

. «Беседа о птицах » .

Цели : рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие ) ; учить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам .

Беседа «Жалобная книга природы» : повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период , способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.

Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой » : обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами ; установить связь между формой клюва и питанием птиц ; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки ; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу .

Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице , обитающих в нашем регионе : об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.

Беседа «Кто заботится о птицах » : обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их. . Заучивание скороговорок, дразнилок о зимующих птицах

2. Социализация :

Подвижная игра «Снегири» : координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

Игра «Совы» : знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.

Игра «Воробушки и кот» птиц

Игра с мячом «Подбери действие» : закрепить знания детей о птицах , о действиях, которые они совершают.

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы » : закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие -перелетные » .

Подвижная игра "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

. «Собачка и воробьи» : закрепить знания детей о характерных движениях птиц , научить имитировать их голоса.

Д/и «Один-много» : образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)

Д/и «Назови ласково» : упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко) .. Д/и «Счёт птиц » : закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)

Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.

Д/и "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц .

Д/и "Угадай птицу по описанию ": загадывание загадок от имени птиц ,

Д/и «Кто больше "- подбор действий,признаков : закрепить знания о зимующих птицах , об их признаках и выполняемых действиях.

3 Чтение художественной литературы :

Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного» , М. Н. Богданова «Домашний воробей» : знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам .

Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой » , В. Звягиной «Воробей» (5, С. А. Есенина «Поёт зима, аукает» (6, В. Токмаковой «Сизари» (7, А. Прокофьева «Снегири» (8, Н. Рубцова «Ворона» и др.: продолжать совершенствовать художественно -речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам , эстетические чувства.

4 Познание :

Экологическое воспитание :

Наблюдение за птицами на участке : закрепить знания детей о зимующих птицах , сформировать желание заботиться о живых существах.

. Наблюдение за синичками : познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой птиц в холодное время года.

. Наблюдение за вороной : познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой , познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

. Наблюдение за воробьями : познакомить с зимующими птицами - воробьями , учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой , познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Наблюдение «Какие звуки издают птицы » : учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять , в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

5 Художественное творчество :

Коллективное рисование «Стайка воробьёв» : учить передавать позу клюющего воробья. Закреплять навыки рисования цветными карандашами (в линии использовать разный нажим, штриховать разнохарактерно при изображении оперения, развивать фантазию у детей, предлагая дополнить рисунок деталями.

Рисование по шаблону «Сорока-белобока» : продолжать учить детей отличать одну птицу от другой , выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях. ,упражнять в произвольном нажатии карандаша до получения нужной интенсивности цвета

Рисование «Синички» : учить рисовать птичку-синичку,. Продолжать учить равномерно закрашивать гуашью, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию.

Рисование «Совушка-сова» : учить рисовать детей фигуру совы несложным конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал, учить отмечать отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва и глаз) . Совершенствовать технический элемент - контурную линию.

Коллективное рисование «Снегири на ветке рябины» : учить детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей , отображающих главные признаки птицы . Учить проявлять творчество в создании художественного образе

Лепка «Учимся лепить птиц » : учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения

Аппликация «Снегирь на ветке рябины» : учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками

6 Трудовое воспитание :

Ручной труд - совместно с родителями сделать кормушку для птиц .

Труд в природе - чистка кормушек

Кормление птиц

Наглядная информация :

Оформление папки- передвижки «Покормите птиц » ,фотоальбома «Зимующие птицы- наши друзья » .

Выставка картин «Зимующие птицы » , «Зимние забавы» , «Наши зимние друзья » .

Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад

Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

Заучивание стихотворений про зимующих птиц

Отгадывание загадок про зимующих птиц .

Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Используемая литература :

1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.

2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.

3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.

4. Птицы России : школьный словарик. Москва, 2010. 96с.

5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада .