Тяжелый атомный крейсер «Адмирал Нахимов»: когда взлетит «Орлан. “Адмирал Нахимов” атомный крейсер – будущее российского флота Ракетный крейсер адмирал нахимов

" проекта 11442, шифр "Орлан", планируют оснастить новыми российскими системами обнаружения пожара. Об этом Mil.Press FlotProm сообщил источник в Северном проектно-конструкторском бюро. По его словам, соответствующие изделия в составе комплекса "Гамма-01Ф" разработали в НПО "Пожарная автоматика сервис" (НПО "ПАС"). Предприятие заключает договор с ПО "Севмаш" об оснащении крейсера системами пожарной, температурно-тревожной и охранной сигнализаций, документ направлен в Северодвинск 24 апреля 2018 года.

"Изначально на "Орланы" установили "половинчатую" систему температурно-тревожной сигнализации с тепловыми датчиками СТ-072М, – объяснил собеседник издания. – Порог их срабатывания – 70 градусов. К тому же эту систему поставили только в помещениях электроэнергетической и энергустановок, в машинных отделениях".


Он добавил, что аппаратура уже старая и работала ненадежно. СТ-072М производили на Ивано-Франковском приборостроительном заводе. Новые датчики системы "Гамма" – российские, так что можно говорить и об импортозамещении, резюмировал источник.

Северное ПКБ сейчас продолжает работы по обеспечению ремонта с модернизацией ТАРКР "Адмирал Нахимов" (проект 11442М). По информации издания, до конца декабря специалисты бюро должны закончить разработку рабочей конструкторской документации на систему пожарной сигнализации.

Директор Северо-Западного представительства НПО "ПАС" Валерий Климентов подтвердил журналисту Mil.Press FlotProm информацию об оснащении "Нахимова" системами комплекса "Гамма-01Ф". В ответ на просьбу рассказать о преимуществах новой системы он сообщил, что порог в 70 градусов недостаточен: "Пожар может бушевать и при меньшей температуре". Климентов также добавил, что в рамках модернизации большим количеством современных пожарных извещателей оснастят гораздо больше помещений крейсера, а не только энергетические отсеки.
Охранную сигнализацию также заменят. Первоначально установленную на крейсере систему разработали для других кораблей еще в начале 1950-х годов. В НПО "ПАС" не уточнили цену договора. Издание направило в адрес ПО "Севмаш" соответствующий запрос. Новую систему обнаружения пожара в ходе модернизации также тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" проекта 11435. На корабль установят комплект приборов системы "Краб-М" разработки и производства завода "Кризо". Ее стоимость, по данным источника издания, – порядка 500 млн рублей.

Справка Mil.Press FlotProm

"Адмирал Нахимов " (экс-"Калинин") – третий корабль в серии тяжелых атомных ракетных крейсеров класса "Орлан" (проекты 1144 и 11442). С 1997 года находился на консервации. Контракт на его ремонт и модернизацию силами производственного объединения "Севмаш" подписали в 2013 году. В 2014-м "Нахимова" предприятия, в 2016 году с корабля .

Сроки завершения работ неоднократно переносили: вначале на 2020, потом на 2021 годы. В 2020 году корабль из бассейна на воду.

В августе 2017 года Mil.Press FlotProm опубликовал "Как сократить обнаружение корабельного пожара с 15 до 5 минут без ложных срабатываний". В материале рассказывается о новых решениях, сокращающих время поиска очага возгорания. "Флот и промышленность ищут пути обновления систем пожарной сигнализации на кораблях", опубликованная в октябре 2018 года, посвящена новым подходам к модернизации систем поиска и ликвидации возгораний на флоте.

Существующие технические требования к пожарным сигнализациям разработаны в 1989 году, такие системы на крейсерах "Петр Великий", "Москва" и "Варяг" пока не обновляли. Начало ремонта и модернизации последнего оставшегося в строю "Орлана" – крейсера "

Адмирал Нахимов атомный крейсер модернизация 2019 года – последние новости о том, что уже сделано и будет сделано на знаменитом корабле ВМФ России, а также когда он наконец-то пойдет в поход. Имя Нахимова какое-то неудачное – в 1986 году под этим названием затонул пароход, в катастрофе которого погибло более 400 человек, а ракетный крейсер, который называли «убийцей американских авианосцев» не прослужил и 10 лет. Спущенный в 1986 году на воду атомный крейсер «Адмирал Нахимов» уже в 1997 году встал на модернизацию, в состоянии которой находится по сей день. В течение 20 лет корабль находится в доке Северодвинска на предприятии «Севмаш», еще 2 года назад шел процесс демонтажа старого оборудования.

Необходимо отметить, что при СССР крейсер был построен всего за 3 года. До 2013 на корабле работы почти не велись, потом шел демонтаж, и вот в последний год активно осуществляются корпусные работы, сварка палубы и фундаментов. Также был загрунтован корпус крейсера, параллельна шла внутренняя перепланировка корабля.

Почему так долго идет модернизация «Адмирала Нахимова»? Все дело в отсутствии надлежащего финансирования, кроме того, существенно не хватает квалифицированных кадров. Советские специалисты уже ушли на пенсию, а среди молодых не так-то просто отыскать даже толкового сварщика.

Что будет установлено на крейсер?

Силовая установка на атомном крейсере «Адмирал Нахимов» модернизирована не будет, ее только заправят свежим ядерным топливом, которое позволит кораблю плавать без дозаправок на протяжении нескольких лет.

В остальном – будет произведена замена вооружения, навигационных систем, связи, электроники, аварийных, погрузочных и вспомогательных средств.

Список работ по модернизации, системы и стоимость указаны в таблице.

Общая стоимость модернизации «Адмирала Нахимова» составит около 10 миллиардов рублей.

Система

Описание

Стоимость в рублях

Система управления техническими средствами крейсера

500 миллионов

РЭСУ 5П-10 «Пума»

Система управления артиллерией

40 миллионов

УКСУР ЗР-14Н-11442М

Система управления стрельбой

120 миллионов

Общая система управления

450 миллионов

Погрузочная система

88 миллионов

МРЭК 5П-20К

Радиоэлектронный комплекс обнаружения целей

60 миллионов рублей

Комплекс обработки радиоэлектронной информации

71 миллион

МР-650 «Подберезовик»

Корабельная радиоэлектронная станция образца 1982 года

144 миллиона

НРЛС МР-232−3 и МР-231

Системы навигации

30 миллионов

Аварийная система

4 миллиона

Минотавр ИСПН-М.1

Буксируемая гидроакустическая система

Система против диверсий

15 миллионов

ПОА-РГ АРГА-М

10 миллионов

Вооружение

Пусковая установка для ракет «Калибр», «Оникс», «Брамос», «Циркон».

1,2 миллиарда

Автоматическая система управления противовоздушной обороны

80 миллионов

ЗМ-48 «Форт-М»

Зенитно-ракетный комплекс С-300 образца 1984 года с дальностью поражения 150 км

Зенитно-ракетный комплекс образца 1970-х годов

280 миллионов

Зенитно-ракетный комплекс «Панцирь-М» образца 1994 года малой дальности.

80 миллионов

Управляющий модуль

75,2 миллиона

МТПК Пакет

Противолодочный комплекс для отражения торпедных атак и подавления подлодок.

203 миллиона рублей

Это далеко не полный список модернизации ядерного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», дополнительное оборудование насчитывает тысячи позиций.

Учитывая, что большая часть модернизированного вооружения разработано еще в СССР (хотя и доработано в наши дни), некоторые эксперты придерживаются мнения, что после спуска на воду обновленного «Нахимова», его сразу же впору снова модернизировать.

Когда будет закончена модернизация?

По предварительным данным модернизация «Адмирала Нахимова» будет закончена к 2020 году. Однако, по другой информации крейсер выпустят в плаванье уже в 2019 году, когда в док уйдет на ремонт аналогичный корабль «Петр Великий».

Многие связывают с восстановлением крейсера возрождение ВМФ России, однако, стране так и не удалось вернуться к показателям СССР по численности крейсеров и атомных подводных лодок. Более того, корабли такого класса, были не по карману даже достаточно устойчивой (в 70-е-80-е годы) экономики страны Советов.

Тем не менее, модернизация «Адмирала Нахимова» является серьезным шагом по укреплению позиций России в морском пространстве, хотя особой угрозы потенциальным противникам (если к ним относить блок стран НАТО) не несет, поскольку у них такого типа кораблей в десятки раз больше.

Флота в 2018 году должен стать крейсер «Адмирал Нахимов». Модернизация его началась в 2014-м и по плану продлится четыре года. Затем настанет черед другого корабля - «Петра Великого», флагмана СФ, построенного по тому же проекту «Орлан» № 11442. Эти исполины могут нести службу вдали от родных берегов, обеспечивая военное присутствие в любом районе Мирового океана. Создавались боевые флотские единицы в соответствии с советской военной доктриной первой половины 80-х годов прошлого века, они обошлись государственному бюджету СССР в круглую сумму (всего их было спущено на воду четыре), и теперь этим наследством нужно правильно распорядиться. Следует также оценить степень необходимости этих типов кораблей и их возможную эффективность в случае вооруженного конфликта.

Общее назначение

С макроэкономической точки зрения любые затраты должны нестись в соответствии с конкретной целесообразностью. Государство, не имеющее возможности отстаивать свои интересы в глобальном масштабе, обречено на периферийное прозябание. Несмотря на обилие международных соглашений, наличие международных наднациональных структур, контролирующих соблюдение установленных правил, во многих случаях сильные в военном отношении страны применяют авиацию, флоты и наземные войска, нарушая все писаные и неписаные законы для обеспечения своего регионального доминирования. Есть резолюция Совбеза ООН - хорошо, но если она не получена, «большая дубинка» всегда наготове. Для противодействия угрозам подобного рода и существуют такие гигантские атомоходы, как «Адмирал Нахимов». Крейсер предназначен для обеспечения мощного прикрытия целой эскадры, выполняющей задачи на большом удалении. На военном языке это называется «приданием устойчивости». В сущности, такой корабль является ядром флотского соединения, лишенного возможности получать поддержку своих или дружественных береговых баз в силу большого удаления и находящегося под угрозой враждебных вооруженных воздействий. Атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», как предполагается, будет иметь возможность раскрыть своеобразный «зонт», состоящий из средств противовоздушных, противоракетных, противолодочных и прочих систем, отбить атаки, а в случае необходимости - нанести ответный сокрушающий удар.

Архитектура корабля и технология «Стеллс»

В начале восьмидесятых годов советский военно-промышленный комплекс был развитой отраслью промышленности, включавшей в себя тысячи предприятий и научных учреждений. Успехи отечественных разработчиков оборонных систем обеспечивались щедрым финансированием. При создании новых образцов учитывались самые последние достижения в области наступательных вооружений ВПК стран - вероятных противников. Примером может служить корабль «Адмирал Нахимов». Крейсер строился по принципу малой заметности его корпуса для радаров. Очертания надстроек выполнены в виде пирамид, состоящих из наклонных плоскостей, надводная часть имеет «заваленные» борта, прямых углов практически нет. Для покраски применена особая технологически безупречная субстанция, носящая ничего не говорящее название «лак» и по виду не отличающаяся от обычного шарового покрытия военных кораблей, но имеющая важное уникальное свойство поглощать высокочастотные излучения, минимизируя их отражение. Эксперты спорят о том, насколько эффективны усилия по приданию малой радиолокационной заметности объекту длиной 250 метров, но научные наработки в этой области имеют ценность сами по себе, с учетом их дальнейшего применения. Действительно, столь крупный корабль разглядеть можно не только на экранах РЛС, но и со спутника, не говоря уже о разведывательных самолетах. Технология «Стеллс» имеет значение для возможного введения в заблуждение блоков наведения «Пятно» засветки на экране станет меньшим, к тому же крейсер может проецировать ложные цели с помощью электронных средств ПРО.

Модернизационные возможности

За прошедшие почти три десятилетия практически все технические средства и системы вооружения корабля устарели, и теперь только огромный корпус, оснащенный мощной ядерной силовой установкой, представляет ценность для флота. Однако стоимость этой «платформы» такова, что пренебрегать ею не следует. Примером бережного отношения к дорогостоящей материальной части могут служить американские военно-морские силы. Все крупнотоннажные корабли США изначально строятся с учетом возможной модернизации, кабельканалы электропитания и установочные размеры выполняются таким образом, чтобы замена любого оборудования - в случае появления более современного - не составляла проблемы. Ремонт крейсера «Адмирал Нахимов», формально начавшийся в 1998 году, затянулся именно из-за того, что возникла потребность в огромном количестве конструктивных изменений, необходимых для эффективной модернизации. ТАРК «Калинин» (под этим названием корабль был заложен в 1983 году и служил до 1993-го) не мог бы удовлетворять условиям морского боя начала третьего тысячелетия. Проект перестройки был поручен Северному ПКБ (г. Санкт-Петербург), на его проработку выделялся 21 месяц. Смета документации составила почти 2,8 млрд рублей. Предполагается, что вся модернизация корабля обойдется в десятки миллиардов. Сразу же нашлись критики, утверждающие, что за такие деньги можно построить несколько новых боевых единиц класса «фрегат» или «корвет», обладающих в сумме большими боевыми возможностями. Мнение такое, безусловно, имеет право на существование, но корабли легкого класса не предназначены для выполнения задач, для которых строился «Адмирал Нахимов». Крейсер имеет больший оперативный радиус, служит намного дольше эсминца или БПК, потому в целом его модернизация экономически оправдана.

О названии

Моряки - народ не только отважный, но и изрядно суеверный. Они под любым предлогом стремятся избежать выхода из порта по тринадцатым числам, верят в разные приметы и не любят несчастливых названий. К сожалению, основания для беспокойства в этом случае есть.

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» был пущен на дно своим экипажем во избежание его захвата японцами в 1905 году в ходе Цусимского сражения. Сражались моряки героически, потопили несколько вражеских миноносцев, серьезно повредили крейсер «Ивате» и никоим образом не посрамили славы флота Российского. «Варяг», погибший при подобных обстоятельствах, свое грозное имя передал современному кораблю.

Менее известна судьба другого «Нахимова» - торгового парохода общества РОПИТ, затонувшего у турецких берегов в 1897 году при сильном шторме.

В 1941 году, во время героической немецкой авиацией был потоплен корабль «Червона Украина», ранее (до Гражданской войны) носивший название «Адмирал Нахимов». Крейсер затонул, получив множество пробоин.

В 1960 году был выведен из состава ЧФ еще один корабль, носивший имя прославленного флотоводца. История получилась загадочная: ракетному крейсеру было всего полтора десятка лет, и есть предположение, что его использовали для изучения влияния на корпус подводной волны, возникающей при ядерном взрыве.

В 1973 году затонул еще один «Адмирал Нахимов». Крушение научно-исследовательского судна случилось по иронии судьбы в том месте, где великий русский флотоводец совершил одну из своих самых блестящих побед, - в Цемесской бухте. Судно внезапно обледенело и ушло на дно прямо у мола.

По причине сильных повреждений, полученных при столкновении с подводной лодкой, был списан большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов». Крейсер (Цусима), научное судно еще один крейсер (Севастополь), торговый пароход (северное побережье Турции), РК (50 километров от Южного берега Крыма), - к этому мартирологу нельзя не добавить одну из страшнейших морских трагедий за всю историю судоходства. В ней принимали участие сухогруз «Петр Васев» и пароход, в момент спуска на воду носивший имя «Берлин». В 1986 году два больших судна не смогли разминуться в новороссийской Цемесской бухте. После Победы трофейный «Берлин» получил название «Адмирал Нахимов». Катастрофа унесла жизни сотен пассажиров и членов команды.

Как тут не поверить в злой рок, преследующий несчастливое название?

И все же, почему именно «Нахимов»?

Изложенные выше трагические эпизоды не составляют тайны для руководителей, в обязанности которых входит выбор наименования корабля. И если решение, несмотря на столь грустную статистику, все же принято, то для этого есть веские основания. К тому же при более детальном и беспристрастном анализе можно прийти к выводу о том, что боевые корабли, носившие имя прославленного флотоводца, в большинстве своем достойны доброй памяти, а судьба их вызывает гордость за родную страну и ее доблестных сынов. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» повторил вместе со своим экипажем подвиг гордого «Варяга», в 41-м другой корабль бился с врагом до последнего снаряда.

Гибель их нельзя назвать случайной или нелепой, она была героической.

Что же касается двух других случаев, то выход из состава флотов происходил без людских жертв, в силу непреодолимых обстоятельств или по решению командования.

Адмирал

Павел Степанович Нахимов прошел весь путь русского офицера, начав карьеру кадетом морского училища и приняв геройскую смерть от вражеской пули на бастионе Севастополя с адмиральскими эполетами на плечах. В пятнадцатилетнем возрасте он участвовал в дальнем походе к берегам Дании и Швеции, получив звание мичмана, занял должность во 2-м флотском экипаже Петербургского порта (1818 г.). В 1822 году удостоился ордена Св. Владимира IV степени за участие в кругосветном плавании. Командовал палубной батареей на крейсере «Азов» во время битвы при Наварине и легендарным фрегатом «Паллада», входившим в эскадру Ф. Ф. Беллинсгаузена. На Черноморском флоте служил с 1834 года, командовал линкором «Силистрия». Участвовал в операциях на Кавказе, за что был награжден орденом Св. Владимира III степени. В октябре 1852 года получил звание вице-адмирала.

Героическая Севастопольская эпопея заслуживает отдельных слов. Высокие качества флотоводца проявились в ней наиболее ярко. Память о таком человеке заслуживает того, чтобы его имя носил самый мощный и современный ракетный крейсер. Адмирал Нахимов - русский национальный герой.

Начало модернизации

После окончательного согласования и приемки технической документации настал черед реальных действий. Для начала следовало освободить корабль от всего груза оборудования, подлежащего списанию и утилизации. Эта работа хоть и трудоемкая, но благодарная. Значительная часть стоимости работ по модернизации будет компенсирована за счет извлечения большой массы ценного металла. Атомный крейсер «Адмирал Нахимов» стал источником вторичных ресурсов общей массой 878 тонн, из которых 644 - черные (чугун), алюминиевые и медные сплавы (168 т), а также легированная высококачественная сталь с высоким содержанием углерода (66 т). Кроме этого, утилизации подлежат и драгметаллы, содержащиеся в электрическом и электронном оборудовании. На процесс разборки и сортировку потрачено всего 20 млн руб., что значительно меньше стоимости полученных ресурсов.

Помимо утилитарного значения, процесс демонтажа всего ненужного оборудования преследовал и другую цель: максимальное облегчение объекта для уменьшения его осадки. Столь крупное плавсредство не так просто завести в осушаемый док (батопорт) - для этого требуются понтоны, крепящиеся к корпусу (всего их шесть). Два из них уже были готовы, их собрали для ремонта авианесущего крейсера «Викрамадитья», купленного ранее Индией. Пригодился и полученный во время выполнения этого заказа опыт. Изготовление понтонов, их испытание и крепление требовали и времени, и материальных затрат. В настоящее время атомный крейсер «Адмирал Нахимов» находится внутри дока, его корпус освобожден от всего лишнего, ядерное топливо извлечено из реактора. Модернизация началась.

Цели модернизации

Главной целью дорогостоящих работ является придание боевой единице Северного флота желанной боевой эффективности. Для этого требуется не только полная замена устаревшего за период с 1980 года оборудования и систем вооружений, но и обеспечение возможности дальнейшей модернизации согласно требованиям предстоящих десятилетий. Электронная техника, ракеты и системы управления теряют актуальность довольно быстро, и не следует повторять ошибок конструкторов, строивших в восьмидесятые годы крейсер «Адмирал Нахимов». Модернизация, неизбежная через несколько лет, должна пройти менее болезненно и обойтись значительно дешевле.

Из наиболее трудоемких задач, поставленных перед корабелами Севмаша, на первом месте значится замена наклонных шахтных пусковых установок, предназначенных для ракет 3М45, универсальными комплексами УКСК 3С14 вертикального старта. Возможно, от наклонной схемы все же не откажутся (многие детали проекта держатся в тайне), но запуск больше не будет производиться из затопляемых позиций (необходимость в этом диктовалось «подлодочным» происхождением устаревших 3М45). Всего шахт было 20, столько же их и останется, но в каждой из них будет расположена модульная система с четырьмя ракетами. Итого, число противокорабельных реактивных снарядов возрастет в четыре раза и составит цифру 80.

Какими они будут, остается гадать, скорее всего, «Оникс» или «Бирюза». Репутация крейсера как «убийцы авианосцев» предполагает возможность оснащения ударных вооружений спецзарядами (ядерными). Такое большое количество ракет в арсенале «Нахимова» диктуется «стайным» способом их применения. Отразить групповую атаку ПКР практически невозможно.

Помимо главного калибра, ТАРК предположительно будет вооружен дозвуковыми средствами 3М14, предназначенными для наземных береговых целей. Борьбу с подводными лодками экипаж будет вести комплексами «Пакет-НК» (возможно, что в составе вооружений оставят хорошо зарекомендовавший себя и не устаревший «Водопад-НК»). Реактивные бомбометы РБУ-6000 заменят «Удавы-1», способные осуществлять надежную защиту от торпедных атак.

Противовоздушная оборона

Было бы наивно полагать, что КБ «Севмаш» не позаботится о том, как защитить от возможной атаки авиации и ракет столь крупную морскую цель, как «Адмирал Нахимов». Крейсер, несмотря на все средства, примененные для обеспечения его скрытности, остается очень заметным объектом, а в случае военного конфликта неизбежно станет мишенью для вражеских противокорабельных систем. Ранее задачу отражения воздушной атаки решали ЗРК «Форт» С-300Ф, очень неплохие, но требующие замены с учетом высокой стоимости проекта и его перспективного значения. Предполагалось, что бортовую ПВО обновят, установив подпалубные ПУ, близкие по схеме и характеристикам к наземным комплексам С-500. Они будут ячеистого типа, а не револьверные, как раньше, и, в силу большей компактности, их станет больше (в арсенале ракет ПВО будет несколько сотен). Одним типом, разумеется, дело не ограничится. Кроме С-500, для контроля неба над кораблем-флагманом и его «свитой» предназначен ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М». Впрочем, подробности флотское руководство, по понятным причинам, не разглашает.

Общие характеристики корабля и его перспективы

В прессу просочилась информация о том, что определенной модернизации подвергнется силовая установка, в том числе и атомный реактор, но, по всей видимости, конструктивные изменения не будут носить революционного характера. Улучшать хорошее - только портить, так считают военные специалисты. «Адмирал Нахимов» - крейсер, ТТХ которого и так считаются уникальными, по своим ходовым качествам не имеет себе равных. При полном водоизмещении свыше 26 тысяч тонн и длине в 251 метр, он обладает энергетической установкой, мощности которой (более 100 МВт) хватило бы для энергоснабжения города населением в четверть миллиона жителей. Помимо атомного реактора корабль обладает двумя резервными котлами. Его ход (так моряки называют скорость) - 32 узла. Дальность плавания неограниченная, полная автономность составляет два месяца. Экипаж состоит из 630 матросов и чинов младшего командного состава и сотни офицеров.

Когда корабль вновь вернется в строй Северного Флота? По плану это должно произойти в 2018 году. Возможно, возникнут некоторые непредвиденные трудности, которые несколько продлят модернизацию. Но он неизбежно выйдет на океанский простор - обновленный крейсер «Адмирал Нахимов». Фото его, опубликованное в периодических изданиях, порадует друзей нашей страны, и, скорее всего, расстроит ее недругов. И не только фото...

В середине 70-х годов советский военно-морской флот приступил к реализации амбициозного проекта – постройке атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан», которые по своему размеру и водоизмещению вполне сопоставимы с линейными кораблями периода Второй мировой войны. С помощью этих гигантов руководство страны намеревалось продвигать государственные интересы в самых отдаленных уголках земного шара. По сути, эти корабли можно назвать реинкарнацией линкоров в ракетно-ядерную эру. Первоначально они задумывались, как мощный инструмент противолодочной обороны, но затем их вооружение было усилено в расчете на противодействие надводным силам противника.

Сегодня в отечественной прессе крейсера серии «Орлан» часто называют «убийцами авианосцев». Во время создания этого проекта планировалось, что в будущем ТАРК будут сопровождать советские атомные авианосцы, но они так и не были построены…

За исключительные размеры и боевую мощь НАТО выделило тяжелые атомные крейсера проекта 1144 в отдельный класс – Kirov-class battlecruiser, что переводится, как «линейный крейсер». В советском военном флоте это были единственные надводные корабли, имевшие ядерную энергетическую установку, а в Мировом океане крупнее их были только авианосцы. Так, например, американские атомные крейсера типа «Вирджиния» имеют водоизмещение в 2,5 раза меньше, чем «Орланы».

Порядок работ


«Разговоры о модернизации «Нахимова» идут уже давно – как минимум лет 10. Но реально к этому вопросу вернулись примерно года четыре назад»

В России начаты работы по ремонту и глубокой модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) проекта 11442 «Адмирал Нахимов». Сам контракт был подписан минувшим летом. Работы продлятся четыре года и завершатся в 2018 году.

Разговоры о модернизации «Нахимова» идут уже давно – как минимум лет 10. Но реально к этому вопросу вернулись примерно года четыре назад, когда составлялась Государственная программа вооружения на период до 2020 года (ГПВ-2020), в которой на данные работы были предусмотрены средства. Работы по выпуску проектной документации начаты Северным ПКБ в 2012 году, а через год был заключен и контракт на модернизацию корабля до проекта 11442М.


Согласно размещенной 27 июня 2013 года информации, госконтракт на выполнение данных работ был заключен между МО РФ и Севмашем 17 апреля 2013 года. Головным исполнителем было заключено два договора с ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (СПКБ). По условиям первого из них, СПКБ должно разработать технический проект модернизации крейсера. Проектирование должно быть начато не позднее месяца после подписания соглашения, получения аванса и утверждения тактико-технического задания; работы должны быть окончены через 21 месяц. Выполнение работ по договору разбито на четыре этапа, первым из них предполагается выполнение работ непосредственно СПКБ по собственной разработке проекта, при этом 50-процентный объем работ должен быть исполнен через семь месяцев с момента их начала, а завершение разработки проекта – через год. Вторым этапом предусматривается сопровождение проектантом контрагентских работ, а четвертым – собственно данные работы в объеме трех подэтапов, срок их окончания совпадает с завершением всех работ по договору. На 15-м месяце с начала работ должна быть проведена экспертиза разработанного проекта, являющаяся третьим этапом. Предложенная конструкторским бюро и согласованная военным представительством стоимость разработки проекта, согласно данным приложенного протокола согласования цены, составит 2,794 млрд рублей. Предметом второго договора является техническое и проектное сопровождение ремонта и модернизации крейсера, после завершения которых ему будет присвоен номер проекта 11442М. Работы планировалось начать с июля этого года, а завершить в конце 2018 года с разбивкой на шесть этапов, соответствующих календарным годам. Ориентировочная цена работ составляет 986 млн рублей, при этом в текущем году объем финансирования составит всего 17 млн рублей, а в последующие планируется поступление денежных средств по договору от 182 до 201 млн рублей ежегодно. Что же до самих работ по кораблю, то их стоимость с 2013 до 2018 года может составить несколько десятков миллиардов рублей.


Безусловно, это дорого, но и корабль уникальный. Он получит совершенно новый набор вооружения и кардинально новые возможности и сможет послужить флоту еще не один десяток лет. В настоящий момент на корабле идут демонтаж снимаемых конструкций и подготовка к разгрузке активных зон реакторов и к заводу корабля в док.

За и против

У этой модернизации хватало и противников, и защитников. Противники вообще считают этот класс кораблей чем-то вроде линкоров «Ямато», обзывая их «бесполезными, как пирамиды», а значит, и корабли проекта 1144 нам не нужны, и модернизация их. Слепо повторяя чужую фразу про весьма достойного представителя класса линкоров, критики забывают, что любой корабль, как и любой предмет, можно использовать с умом, а можно – без его применения. И вины предмета, в том числе линкора, в том, что его так применяли, – нет.

Конечно, можно вместо модернизации построить какое-то количество корветов или фрегатов. Скажем, два-три корвета или один-два фрегата. Однако флот не может состоять только из подобных кораблей, нужны «ядровые» корабли, обладающие максимальными возможностями как в области ПВО соединения, так и ударными. А цена модернизации явно будет не больше стоимости перспективного эсминца, когда его, наконец, построят. А боевые возможности, скорее всего, выше. К тому же разработка столь глубокой модернизации дает ОКБ опыт, не слишком далекий от создания такого же проекта заново. А опыт конструкторам нужен – ведь вслед за эсминцами нового поколения, вероятно, будут когда-то и новые крейсеры. Да и не в том у нас судостроение состоянии, чтобы разбрасываться кораблями, которые еще могут послужить. Не так давно было принято решение, по которому значительное число крупных кораблей имеющихся проектов пройдет модернизацию. Это же относится и к подводному флоту.

С другой стороны, кроме «Орланов», флоту нужны и атомные подводные крейсеры проекта 885М, и модернизация остальных проектов, и перспективные эсминцы, и фрегаты проектов 22350 и 11356Р, и десятки корветов. На все это нужны деньги, и немалые. И не стоит забывать, что Россия – в первую очередь держава континентальная, флот для нас главным видом Вооруженных сил не был и не будет. Во всем нужна мера, и она, в общем-то, соблюдается. Доля флота в Госпрограмме вооружения до 2020 года составляет менее четверти – это, безусловно, много, но надо учесть, что значительная часть этой суммы расходуется на морские стратегические ядерные силы.

Ракетный линкор

Тя­же­лые атом­ные ра­кет­ные крей­се­ры про­ек­та 11442 «Орлан» предназна­че­ны для при­да­ния бое­вой ус­той­чи­во­сти си­лам ВМФ, действую­щим в от­да­лен­ных рай­онах мо­рей и океа­нов; на­не­се­ния уда­ров по авианосным ударным груп­пам и уничтожения про­ти­во­ло­доч­ных сил про­тив­ни­ка; унич­то­же­ния атом­ных под­вод­ных ло­док и над­вод­ных кораблей; обес­пе­че­ния кон­во­ев и де­сант­ных от­ря­дов на переходе мо­рем и в рай­онах вы­сад­ки.

Корабль имеет длину 250 метров и ширину 28,5 метров. Максимальная надводная высота составляет 59 метров, а осадка – более 10 метров. Полное боевое водоизмещение составляет 26 400 тонн, по одним данным, и 28 000 тонн – по другим. Кор­пус тяжелого крей­се­ра раз­бит на 18 во­до­не­про­ни­цае­мых от­се­ков, обладает солидной конструктивной защитой (до 4–5 метров различных малозначащих отсеков, ячеистых конструкций и пр.) и местным бронированием в районе пусковых шахт, погребов ракетного, артиллерийского и торпедного боезапаса и ангара и цистерн топлива для вертолетов и основных центров управления кораблем. Также защищен реакторный отсек, котельные отделения. Бронирование составляет до 100 миллиметров. В районе ватерлинии крейсер прикрывается также усиленным поясом, который не считается броневым, но выполняет защитные функции. Вообще же, реальная схема бронирования кораблей этого проекта секретна, и что там еще и как защищено – неизвестно. В любом случае броня, кроме ТАРКР, встречается в современном кораблестроении разве что на авианосцах.

В общем, солидные размеры, хорошая защита, живучесть и мощное ударное и оборонительное вооружение дали повод американцам называть этот тип кораблей «атомными линейными крейсерами с ракетным вооружением» (BCGN – Battlecruiser Guided-Missiles Nuclear) или даже «ракетными линкорами».

Главный калибр

Основным направлением модернизации будет оружейный комплекс корабля. Начнем с главного, то есть с главного калибра, он же «главный комплекс», противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) П-700 со сверхзвуковыми дальнобойными противокорабельными ракетами оперативного назначения (ПКР) 3М45 «Гранит». Эти прекрасные ракеты и поныне являются основой сил сдерживания любых надводных сил любого вероятного противника и одним из немногих реально страшных для АУГ ВМС США видов вооружений. Они способны со скоростью, близкой к трехзвуковой, прорывать практически любую ПВО соединения с минимальными потерями на дальностях до 550 километров, при использовании комбинированного профиля полета – на больших и сверхмалых высотах. По другим данным, дальность 3М45 – до 700 километров, что, в принципе, также может быть правдой для термоядерной БЧ. При полете по исключительно маловысотной траектории дальность падает в несколько раз.

К цели 3М45 доставляет полубронебойную БЧ весом 750 килограммов, заключенную в прочный корпус, не пробиваемый даже 30-миллиметровыми бронебойными снарядами, что делает задачу перехвата еще более сложной – на конечном участке рули у ракеты уже не работают, сбить этот «снаряд» можно, лишь подорвав его, иначе БЧ все равно достигнет цели. Другим вариантом нагрузки является мощная термоядерная БЧ. Продвинутая, обладающая высокозащищенной от помех активной радиолокационной ГСН, способная различить разные типы и классы кораблей и поражать их в уязвимые точки, обладающая групповой логикой поведения ракета, безусловно, еще долго может оставаться на вооружении. Под групповой логикой подразумеваются обмен информацией между ракетами залпа, использование одной-двух ракет залпа как лидеров и наводчиков, совместное определение типа ордера кораблей противника, главной цели и распределение целей по ракетам залпа с заменой выбывших ракет у основной цели, если возможно. Более того, даже выход к целям группа проводит скоординированно, чтобы увеличить нагрузку на ПВО вражеского соединения. К тому же она способна к модернизации – повышению помехозащищенности, в первую очередь. Однако ее заменят и на крейсерах этого типа, и на атомных подводных ракетных крейсерах проекта 949А. Вероятно, причина не в том, что «Гранит» плох, а в том, что уж слишком специализирован, – такую дорогую и тяжелую ПКР жалко расходовать на что-то меньше эсминца или крейсера, а лучше – авианосца. К тому же актуальность борьбы с АУГ ВМС США несколько снизилась ввиду отсутствия теперь на боевых кораблях «вероятного стратегического партнера» тактического ядерного оружия, уменьшения числа АУГ, сокращения активности флота США, да и обстановки в мире. Хотя противоавианосные задачи по-прежнему одни из основных.

По береговым целям такую ПКР, сложную и дорогую, как легкий истребитель, применять, в принципе, можно – по контрастным целям и недалеко от моря. Но цена ракеты такова, что это должен быть крайне ценный объект, который к тому же может быть уничтожен парой ракет. Иначе овчинка не стоит выделки. Другой разумной альтернативой может быть применение «специальной», то есть термоядерной, БЧ, что, понятно, возможно только в условиях ограниченной или глобальной ядерной войны. В общем, назрела необходимость в расширении возможностей.

Лучше меньше – да больше

Вместо установленных на «Нахимове» 20 наклонных пусковых шахт, приспособленных для «мокрого» старта (ввиду своего «подлодочного» происхождения 3М45 стартует из заполненной водой шахты, воду туда перед стартом надо закачать), будут установлены универсальные корабельные стрельбовые комплексы УКСК 3С14 – шахтные модули на восемь вертикальных ячеек. Есть, однако, информация, что вместо УКСК будут новые наклонные ПУ такой же емкости, чтобы не сильно переделывать отсек шахт. Как сделают в итоге – будет видно. Но все новое ударное ракетное оружие нашего флота приспособлено к пуску из универсальных пусковых установок как наклонного, так и вертикального типов различных конструкций, а также и из-под воды, в том числе некоторые – с торпедных аппаратов. Но известно, что 20 шахтных ПУ СМ-233А заменят или на 10 модулей УКСК, или на 20 новых шахтных ПУ, несущих до четырех ракет каждая, т. к. суммарная емкость нового главного комплекса уже объявлена – 80 пусковых единиц. Что это будут за ракеты? Противокорабельные ракеты будут представлены ПКР ОН П-900 3М55 «Оникс» и 3М54 «Бирюза» системы оружия «Калибр». «Оникс» – сверхзвуковая (2,5–3 М) ракета сходной с «Гранитом» компоновки, но почти вдвое легче и несущая лишь 250-килограммовую БЧ. Летит она также поближе, чем «Гранит», – экспортная версия «Яхонт» имеет 300 километров дальности, т. к. больше не позволяет подписанный в свое время Россией Режим контроля за распространением ракетных технологий (РКРТ). Но «Оникс» не ограничен этим соглашением, и его дальность значительно выше, вероятно, между 400 и 500 километрами. О способности нести «специальную» БЧ ничего не сказано, но предполагается, что такая, разумеется, есть.

«Оникс», несомненно, обладает всеми возможностями «Гранита» в плане групповой тактики и, будучи созданным на более современной элементной базе, более помехозащищен. Меньшая же дальность и меньшая масса БЧ компенсируются увеличенным числом ракет. ПКР 3М54 является ограниченно сверхзвуковой – на большей части ее траектории она представляет собой дозвуковую малозаметную низколетящую ракету, а на подходе к цели от нее отделяется маленькая ступень с БЧ и системой наведения, которая разгоняется до скорости 3 М на сверхмалой высоте. Перехватить такую «пулю» крайне сложно. Однако дозвуковая скорость на траектории не позволяет 3М54 успешно противостоять развитой ПВО АУГ ВМС США, разве что можно попытаться «перегрузить» системы ПВО большим количеством маловысотных малозаметных целей. Зато ее не жалко потратить на какой-нибудь фрегат или другую не самую защищенную цель.

В разработке для отечественного флота находится и гиперзвуковая ПКР «Циркон» большой дальности (считается, что порядка 1 тыс. километров). Вероятно, до 2020 года это оружие поступит на вооружение флота и почти наверняка станет главным калибром обновленных ТАРКР. Правда, есть сомнения, что такая скоростная и дальнобойная ракета поместится в ячейку для «Оникса». Скорее всего, их боекомплект будет значительно меньше.

Для поражения наземных целей обновленный «Нахимов» будет нести дозвуковые крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) 3М14. Их также можно уместить до 80 штук – арсенал солидный, что и говорить. Экспортная версия 3М14Э имеет дальность 300 километров и не имеет «специальной» БЧ. Версия же для ВМФ РФ имеет как КР уменьшенного, тактического радиуса, так и стратегического, который составляет для неядерных версий, по некоторым сведениям, до 2600 километров, для ядерных, разумеется, больше (боевая часть легче). Именно возможность нанесения ударов по наземным целям, а также возможность комбинировать различные средства поражения выводит ударный комплекс обновленного ТАРКР на совершенно новый уровень.Возможен запуск из УКСК и противолодочной ракеты 91Р, но тяжелые крейсеры этого проекта и так несут достаточно современный противолодочный ракетный и торпедный комплекс «Водопад-НК», и неизвестно, будут ли его трогать при модернизации. Особого смысла нет, ведь снизится суммарный боекомплект ударного комплекса по надводным и наземным целям. Правда, есть предположения об оснащении корабля в ходе модернизации противолодочным и противоторпедным комплексом «Пакет-НК», включающим в себя пусковые установки малогабаритных противолодочных торпед и антиторпед – перехватчиков торпед противника. Оснащенные гидрореактивными двигателями скоростные торпеды способны атаковать ПЛ противника на дистанции 20 километров, а антиторпеды – перехватывать вражеские на дистанции 1,5 километра. На крейсере «Нахимов» и так есть реактивная бомбометная противолодочная и противоторпедная установка «Удав-1», но принцип ее действия иной – обстрел подлодок или приближающихся торпед реактивными глубинными бомбами. Снимут ли ее или оставят в комплекте к «Пакету-НК» – неизвестно.

Щит корабля

Основную зенитную ракетную систему зонального действия на корабле также заменят. Вместо двух ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт» и 12 подпалубных револьверных ПУ (по восемь ЗУР типов 5В55РМ и 48Н6 на ПУ, итого 96 ракет) будет установлена новая система. Речь идет о «старшем» варианте ЗРС «Редут-Полимент», устанавливаемых также на серийных корветах проектов 20380/20385/20386 и фрегатах проекта 22350. По некоторым данным, предназначенный для проекта 11442М вариант также будет устанавливаться на перспективных эсминцах ВМФ РФ и будет значительно ближе по возможностям к ЗРК С-400 и С-500, нежели «младшие» варианты.

Револьверные ПУ будут заменены на шахтные ячеистые, и практически наверняка число пусковых ячеек вырастет даже для весьма габаритных ЗУР 48Н6/48Н6Д/48Н6ДМ, ведь вертикальная шахтная пусковая компактнее «револьвера». Но точное число ячеек пока неизвестно, вряд ли меньше сотни. Вместо одной ЗУР типа 48Н6ДМ с дальностью до 250 километров в каждую пусковую могут быть размещены до четырех контейнеров с ЗУР типа 9М96 с дальностью до 50 километров и 9М96Д с дальностью до 150 километров или же 16 малогабаритных ЗУР ближней обороны 9М100 с дальностью 15 километров. Таким образом, боекомплект только этого ЗРК может составлять сотни ракет. Будет ли крейсер нести и «оморяченный» вариант главного калибра С-400, ракету 40Н6 с дальностью 400 километров – неизвестно. Зато благодаря использованию ЗУР 9М100 можно будет снять с корабля устаревший ЗРК ближней обороны «Оса-МА». На находящемся в строю «Петре Великом» вместо «Ос» стоят ЗРК «Кинжал» (морской родич известного «Тора»), но ставить их на модернизированный корабль смысла не имеет. Заменят и зенитные артиллерийские комплексы самообороны – вместо шестиствольных 30-миллиметровых АК-630М поставят АК-630М2 «Дуэт» с двумя шестиствольными «мясорубками» и скорострельностью 10–12 тыс. выстрелов в минуту. Также вероятна установка зенитных ракетно-артиллерийских комплексов самообороны «Панцирь-М» – морской вариант «Панциря» для ПВО ВВС РФ. Разумеется, столь масштабная модернизация потребует замены большинства радиолокационных и радиотехнических средств корабля, вычислительных комплексов и гидроакустических средств корабля. По сути, на выходе это будет совсем иной корабль.

Кто следующий?

Петр Великий». Его, скорее всего, модернизируют быстрее – он в намного лучшем состоянии, да и технологии работ будут уже отработаны. Скорее всего, работы на нем будут завершены в 2021 году. Два кардинально обновленных ТАРКР проекта 1142М уже явятся хорошим усилением мощи надводных сил ВМФ. К тому времени уже будет построено достаточно кораблей новых проектов, чтобы составить «ракетным линкорам» достойный эскорт.

Но в отстое находятся еще два корабля: родоначальник класса ТАРКР «Киров» на Северном флоте (он же – «Адмирал Ушаков», хотя и это имя у корабля в итоге отобрали, передав эсминцу проекта 956) и «Адмирал Лазарев» на Тихоокеанском. Эти корабли стоят у стенки намного дольше, и состояние их хуже, особенно у «Лазарева», за которым вообще толком не следили. «Лазарева», вдобавок не имеющего хода, скорее всего, надо будет как-то переводить Северным морским путем на завод, если будет решение о его восстановлении. Но пока непонятно, будут ли вообще восстанавливать кого-то из этой пары. С одной стороны, было и декларировалось публично решение о восстановлении и модернизации как минимум трех кораблей. А с другой стороны, модернизацию начали с опозданием, затем в док встанет «Петр Великий», и дело дойдет до оставшихся кораблей уже в другом десятилетии. В каком они тогда будут состоянии? Будет ли смысл в их восстановлении и модернизации? Весьма вероятно, что их попросту «распилят на иголки».