Вопросы врачебной этики в трудах русских медиков. Доклад на тему вопросы врачебной этики в трудах

СОДЕРЖАНИЕ Введение. Происхождение профессиональной медицинской этики в России. 1. 1. Основоположник отечественной терапии Мудров М. Я. (1776 - 1831). 1. 2. Младший современник Пирогов Н. И. (1811 -1881). 1. 3. Лидер клинической медицины Боткин С. П. (18321889). 1. 4. Ученик С. П. Боткина Манассеин В. А. (1841 -1901). Заключение.

ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной темы обусловлена следующими обстоятельствами. Актуальность изучения истории медицинской этики, проявляется, во-первых, в необходимости разобраться в современной медицинской этике, опираясь на прошлый опыт; во-вторых, в возможности предвидеть будущее развитие медицинской этики в России, уяснив исторические закономерности и найдя в истории прошлого аналогичные ситуации. Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение, что повышает значимость изучения истории развития медицинской этики.

Центральной для медицинской этики является проблема взаимоотношений «врач - больной» . Эти взаимоотношения в основном определяются « личными качествами врача, его моральными принципами, личной нравственностью. Медицинская этика изучает: принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение эффективности лечения; проблемы исключения неблагоприятных факторов в; профессиональном поведении медицинских работников; систему взаимоотношений медицинского персонала и больного, а также внутри медицинского коллектива.

В средние века всякая наука была служанкой богословия. Руководство медициной и преподавание ее находились долгое время почти в руках духовенства. С образованием Московского государства ускоряется развитие экономики и культуры Руси. Медицинскую помощь в XVI веке за плату оказывали населению народные врачи, имевшие лавки, где продавались целебные различные травы.

В России до царствования Бориса Годунова даже в войсках не было врачей-профессионалов. А невежество при лечении приводило к печальным последствиям. Ответственность врача за неблагоприятный исход лечения была узаконена Петром I в Морском уставе. Высший орган медицинского управления именовался с 1720 г. Аптекарской канцелярией, он и регламентировал деятельность врачей. В XIX веке вопросам медицинской этики большое внимание уделяли преподаватели Медико-хирургической академии в Петербурге и Московского университета. Крупнейший клиницист-терапевт первой трети XIX в. М. Я. Мудров учил врачей быть скромными и внимательными, с любовью относиться к больным. Мудров, анализируя клятву Гиппократа, считал, что она может являться кодексом поведения и русского врача.

С развитием капитализма отношения между врачом и больным приобрели характер купли-продажи. Теоретик американской медицинской ассоциации врачей Дикинсон утверждает, что врач является, в основном, мелким бизнесменом. Он продает свои услуги так же, как и любой другой бизнесмен, торгующий предметом потребления. В последние десятилетия вопросы этики стали предметом обсуждения на международных форумах медиков. По природе своей профессии врач должен заботиться о здоровье каждого человека с полной беспристрастностью, независимо от пола, вероисповедания и философских или политических убеждений.

Первые переводы на русский язык отдельных произведений Гиппократа появились в России в печатном виде лишь в 1840 г. Однако несколькими десятилетиями ранее Гиппократа настойчиво пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М. Я. Мудров.

Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудров был не только знаменитым московским доктором, но и выдающимся деятелем Московского университета. М. Я. Мудров произнес торжественные речи, содержание которых прежде всего посвящено изложению и интерпретации этики Гиппократа: «. . . Я буду говорить вам не своим языком простым, но медоточивыми устами Гиппократа. . . дабы. . . более пленить разум ваш в послушание и изучение Князя врачей и Отца врачебной науки» . И далее: «Сию главу стоило бы читать на коленях. . . »

Врачебная этика, по М. Я. Мудрову, предваряет всю медицину: изложение «обязанностей» врачей и «прочных правил, служащих основанием деятельному врачебному искусству» , он начинает с этических наставлений. Положение этики Гиппократа об уважении к больному в устах М. Я. Мудрова звучит так: «Начав с любви к ближнему, я должен бы внушить вам все прочее, проистекающее из одной врачебной добродетели, а именно услужливость, готовность к помощи во всякое время, и днем и ночью, приветливость, привлекающую к себе и робких и смелых, милосердие к чувствительным и бедным; . . . снисхождение к погрешностям больных; кроткую строгость к их непослушанию. . . » .

В конечном счете решение всех вопросов, возникающих во взаимоотношениях врача и больного, М. Я. Мудров как бы сводит к общему знаменателю – завоеванию доверия больного: «Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного; но ведай, что и больной тебя испытал и знает, каков ты. Из сего ты заключить можешь, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, дабы выиграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее» . Много внимания в своих этических наставлениях М. Я. Мудров уделяет теме отношения врача к своей профессии. Хорошо известный афоризм М. Я. Мудрова – «Во врачебном искусстве нет врача, окончившего свою науку» содержит в себе и идею непрерывного профессионального образования специалистовмедиков, и вполне осознанную только в будущем проблему их постдипломной подготовки.

Истинный врач не может быть посредственным врачом: «. . . врач посред-ственный более вреден, нежели полезен. Больные, оставленные натуре, выздоро-веют, а тобою пользованные умрут» . А отсюда следует его совет студенту, если тот окажется не готов к постижению огромного массива медицинских знаний, к освоению труднейших секретов врачебного искусства: «Кто не хочет идти к совершенству сим многотрудным путем, кто звания не хочет нести с прилежностью до конца дней своих, кто не призван к оному, но упал в оное препнувшись, тот оставь заблаговременно священные места сии и возвратись восвояси» .

Обсуждая вопросы межколлегиальных отношений врачей, М. Я. Мудров говорит, что всякий честный врач в случае профессионального затруднения обратится за помощью к товарищу-врачу, а умный и благожелательный врач не будет из зависти поносить коллег. Прямо следуя Гиппократу, М. Я. Мудров говорит о своих учителях: «За добрые советы и мудрые наставления врачам Фрезу, Зыбелину, Керестурию, Скиадану, Политковскому, Миндереру и приношу здесь достодолжный фимиам» .

В некотором смысле вся жизнь и в особенности смерть М. Я. Мудрова «имеет достоинство этического аргумента» . М. Я. Мудров умер летом 1831 г. во время эпидемии холеры. Он заразился после многомесячной работы, занимаясь лечением холерных больных. Надпись на его могильной плите, в частности, гласит: «Под сим камнем погребено тело Матвея Яковлевича Мудрова …окончившего земное поприще свое после долговременного служения человечеству на христианском подвиге подавания помощи зараженным холерою в Петербурге и падшего от оной жертвой своего усердия» .

Младшим современником М. Я. Мудрова был Н. И. Пирогов (1811 -1881). Вскоре после окончания Московского университета, а именно в 1836 г. , Н. И. Пирогов приступает к работе профессора и заведующего хирургической клиникой Дерптского университета. Его отчет за первый год работы в Дерпте исключительно важен в контексте истории медицинской этики. В отчете рассматривается одна из самых острых проблем профессиональной этики врача – проблема врачебных ошибок. В предисловии к первому выпуску «Анналов хирургического отделения клиники императорского Дерптского университета» (1837) Н. И. Пирогов пишет: «Я считал. . . своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и ее результатах, так каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих» .

Перед входом в старинные анатомические театры еще и сегодня можно прочитать афоризм «Здесь мертвые учат живых» . Отношение Н. И. Пирогова к врачебным ошибкам побуждает нас углубить смысл этой сентенции в нравственно-этическом плане. Да, врачебные ошибки – это зло. Но тот, кто останавливается на пессимистичной и апатичной констатации «врачебные ошибки неизбежны» , находится на позиции этической капитуляции, что безнравственно и недостойно звания врача. Согласно «Анналам» Н. И. Пирогова, врачи должны извлекать максимум поучительного из своих профессиональных ошибок, обогащая как свой собственный опыт, так и совокупный опыт медицины. Н. И. Пирогов считал, что такая моральная позиция может возместить (искупить) «зло врачебных шибок» .

В свете тенденций развития медицинской этики в конце XIX в. необходимо обратить внимание на этическое содержание принципов «сортировки» раненых, предложенных Н. И. Пироговым во время Крымской войны 1853 -1856 гг. Вспоминая в 1876 г. о зарождении и организации движения русских сестер милосердия, Н. И. Пирогов, в частности, говорит, что помощь раненным в осажденном Севастополе осуществлялась таким образом, что все они при поступлении «сортировались по роду и градусу болезни» на: 1) требующих срочных операций; 2) легко раненных, получающих медицинскую помощь и сразу переправляемых в лазареты для долечивания; 3) нуждающихся в операциях, которые, однако, можно произвести через день или даже позднее; 4) безнадежно больных и умирающих, помощь которым осуществляли только сестры милосердия и священник. Мы находим здесь предвосхищение идей современной медицинской этики – отказа при фатальном прогнозе от экстраординарной терапии (пассивной эвтаназии) и права безнадежно больного на смерть с достоинством.

Подход Н. И. Пирогова к проблеме врачебных ошибок стал своего рода этическим эталоном для его учеников и последователей.

Признанным лидером клинической медицины в России был С. П. Боткин (1832 -1889), возглавлявший почти 30 лет кафедру терапевтической клиники в Военнохирургической академии, а с 1878 г. и до конца жизни – Общество русских врачей им. Н. И. Пирогова В своих «Клинических лекциях» (1885 -1890 гг.) С. П. Боткин затрагивает различные вопросы врачебной этики. Например, его решение проблемы информирования безнадежных больных дается здесь в духе ортодоксального врачебного патернализма: «Я считаю непозволительным врачу высказать больному сомнения о возможности неблагоприятного исхода болезни. . . Лучший тот врач, который умеет внушить больному надежду: во многих случаях это является наиболее действенным лекарством» .

Наиболее видное место в истории медицинской этики в России в последние два десятилетия ХIХ в. , несомненно, принадлежит В. А. Манассеину (1841 -1901). Он был учеником С. П. Боткина и в течение 20 лет возглавлял кафедру частной терапии в Петербургской медикохирургической академии. Не только в медицинской: среде, но и в обществе в целом Манассеин снискал себе звание «рыцаря врачебной этики» , «совести врачебного сословия» . С 1880 года и до конца жизни он издавал еженедельную газету «Врач» . В программном заявлении «От редакции» в № 1 «Врача» , в частности, говорилось: «Мы будем стараться. . . постоянно подвергать критическому, независимому и беспристрастному разбору все явления, касающиеся образования, быта и деятельности врачей. . . не закрывать глаз и на те печальные явления, причины которых коренятся в самих врачах. . . » .

Прежде всего, необходимо отметить многообразие и, как правило, сохраняющуюся актуальность моральноэтических проблем врачевания и организации медицинского дела, нашедших отражение на страницах «Врача» . Так, здесь постоянно печатались материалы о «непозволительных, преступных опытах над здоровыми и больными людьми» , при этом подчеркивались: недопустимость экспериментальных исследований на умирающих, на заключенных; необходимость учитывать степень риска в медицинских исследованиях на людях; обязательность «полного согласия и ясного понимания соглашающимися больными и здоровыми, чему они подвергаются» .

Отношение Манассеина к врачебной тайне заслуживает особого внимания, поскольку его позиция наряду с противоположной позицией выдающегося адвоката А. Ф. Кони в дореволюционной России принималась за своего рода точку отсчета при обсуждении этой стержневой проблемы медицинской этики. В. В. Вересаев писал: "Манассеин стоял за абсолютное сохранение врачебной тайны при всех обстоятельствах. . . "

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги можно сделать следующие выводы: 1)Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа. Например, возникшая в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия "Женевской декларации" - современного варианта Клятвы Гиппократа. "Женевская декларация" не просто подтвердила основополагающую роль гуманистического идеала в медицине, но и стала морально этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата.

2. В письменных источниках Русского государства IX – XI веков также имеются сведения, определяющие нормы поведения врача. Петр I издал детальную регламентацию врачебной деятельности и поведения врача. Замечательный московский врач прошлого Ф. П. Гааз говорил о необходимости внимать нуждам людей, заботится о них, не боятся труда, помогая им советом и делом, словом, любить их, причем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться. И недаром на его могиле высечены слова, которые он любил повторять при жизни: «Спешите делать добро» .

3. Медицинская этика - взаимосвязанный набор воззрений на роль врача и больного, а также на сам процесс лечения. Роль врача заключается в оказании помощи; первичным здесь считается «принцип благодеяния» - так его стали называть специалисты в области медицинской этики. В своей работе врачи руководствуются афоризмом XV века «иногда излечивать; часто облегчать; всегда утешать» . С древних времен врач считался человеком, выполняющим высоко моральное дело.

4. Медицинское знание и практика сегодня, так же как и в предшествующих эпохах, неразрывно связано с этическим знанием, которое в пространстве российской культуры, неотделимо от христианских традиций. Пренебречь, или исказить, сознательно или бессознательно, связь медицины, этики и религии - это значит неизбежно исказить сущность и назначение каждого из этих жизненно важных способов человеческого существования.

5. За последние годы медицинская этика в России начала подвергаться новым испытаниям в связи с коренным пересмотром деятельности системы здравоохранения, в основном направленным на снижение затрат. Веру больного во врачей подрывает то, что взаимоотношения между ними все чаще строятся на сугубо экономической основе. Ставится под вопрос профессионализм врачей, т. е. их способность подходить к лечению больного индивидуально, действовать исключительно в его интересах наиболее компетентным, заслуживающим доверия и надежным образом. Рассуждая о нашей ответственности за благополучие самой медицины, мы должны помнить уроки истории, не только пристально всматриваться в прошлое, но и проверять самих себя, чтобы выявить все скрытые связи, завуалированные отголоски прошлого.

Концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», «Наука жизни»), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Большое развитие медицинская этика получила в Древней Греции и ярко представлена в клятве Гиппократа. Медицинская этика прогрессивных врачей древности была направлена против стяжателей, шарлатанов, вымогателей, стремящихся нажиться за счет больного человека.

Клятва Гиппократа оказала большое влияние на развитие медицинской этики в целом. Впоследствии студенты, оканчивающие медицинские учебные заведения, подписывали «факультетское обещание», в основу которого были положены нравственные заповеди Гиппократа.

Характерной особенностью развития медицинской этики является скрупулезная детализация норм поведения медицинских работников. Например, в Восточно-Галицинском деонтологическом кодексе, утвержденном в конце XIX в., предусматриваются такие пункты, в которых уточняется, как делить гонорар при приглашении к больному второго врача, сколько ждать опоздавшего на консилиум коллегу и др.

В данное время медицинская этика постепенно вырождается в корпорации медицинских обществ, в центре внимания которых стоят интересы частнопрактикующих медицинских работников. Еще до революции профессионально-корпоративные организации медицинских работников активно действовали и во многих губерниях России в XIX - начале XX вв. и имели свои кодексы.

Многие выдающиеся отечественные медики оказали большое влияние на развитие медицинской этики в нашем отечестве.

М.Я. Мудров считал, что нужно воспитывать медицинских работников в духе гуманизма, честности и бескорыстия. Он писал, что приобретение врачебной профессии должно быть делом не случая, а призвания. Вопросы медицинской этики получили дальнейшее развитие в трудах Н.И. Пирогова, СП. Боткина, И.П. Павлова и многих других ученых.

Развитие революционно-демократических идей в России в начале XX в. нашло отражение и в вопросах медицинской этики. Это касалось понимания врачебного долга. Врач - общественный деятель, по словам В.В. Вересаева, должен не только указывать, он должен бороться и искать пути, как провести свои указания в жизнь.

В годы Советской власти также встали нравственные проблемы в медицине. Большинство этих кадров нужно было подготовить из числа детей рабочих и крестьян. Поэтому вопросы медицинской этики нужно было решать по-новому.

Большой вклад в развитие отечественной медицинской этики внесли такие выдающиеся организаторы здравоохранения и крупные ученые, как Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, В.Я. Данилевский, В.И. Воячек, В.П. Осипов, Н.И. Петров, П.Б. Ганнушкин, В.Н. Мясищев, Р.А. Лурия, А.Ф. Билибин, И.А. Кассирский, Б.Е. Вотчал, М.С. Лебединский, В.Е. Рожнов и др.

Основными задачами медицинской этики являются: добросовестный труд на благо общества и больного человека, готовность всегда и при всех условиях оказать медицинскую помощь, внимательное и заботливое отношение к больному человеку, следование во всех своих действиях общечеловеческим принципам морали, сознание высокого призвания медицинского работника, сохранение и приумножение благородных традиций своей высокогуманной профессии.

Организаторы советского здравоохранения - Н.А. Семашко и З.П. Соловьев - утверждали, что медицинский работник не только представитель определенной профессии, но, прежде всего, гражданин общества.

Формированию принципов медицинской морали в нашей стране также способствовали труды выдающихся деятелей отечественной медицины (М.Я. Мудров, В.А. Манасеин, С.Г. Забелин, Н.И. Пирогов, С.С. Корсаков, СП. Боткин, В.М. Бехтерев и др.). Эти принципы заключаются в высокой гуманности, сострадательности, доброжелательности, самообладании, бескорыстии, трудолюбии, учтивости.

К числу базисных принципов медицинской этики относятся принципы: а) автономии, б) непричинения вреда, в) благодеяния, г) справедливости. Под автономией понимается форма личной свободы, при которой индивид совершает поступки в соответствии со свободно выбранным им решением. Семь основных аспектов автономии: уважение личности пациента; оказание пациенту психологической поддержки в затруднительных ситуациях; предоставление ему необходимой информации о состоянии здоровья, предлагаемых медицинских мерах; возможность выбора из альтернативных вариантов, самостоятельность пациента в принятии решений; возможность осуществления контроля за ходом исследования и лечения со стороны пациента; вовлеченность пациента в процесс оказания ему медицинской помощи.

Доклад на тему Вопросы врачебной этики в трудах М. Я. Мудрова, Ф. Й. Гааза, Н. И. Пирогова, В. Ф. Войно. Ясенецкого. Выполнила: Ермакова Мария 122 леч. фак.

Драматическая судьба медицинской этики в советской России требует освещения отношения к вопросам профессиональной этики хотя бы некоторых корифеев отечественной медицины

Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудров был не только знаменитым московским доктором первой трети XIX в. , но и выдающимся деятелем Московского университета. М. Я. Мудрову принадлежит честь восстановления медицинского факультета после пожара и разграбления университета в 1812 г. , его усилиями впервые в истории университета была создана клиническая база (Клинический институт), пять раз факультет выбирал его своим деканом.

М. Я. Мудров- основоположник клинической медицины в России, давал высокую этическую оценку работе женщин, которые привлекались к уходу за больными, и ласково называл их «сиделками»

Врачебная тайна ". . . Хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных; молчание о виденных или слышанных семейныхбеспорядках. . . Язык твой, сей малый, но дерзкий уд, обуздай на глаголы неподобные и на словеса лукавствия". М. Я. Мудров

Основные труды М. Я. Мудрова "Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача" (1814) "Слово о том, как учить и учиться Медицине фактической, или деятельному Врачебному Искусству при постелях больных" (1820)

Молодой немецкий врач, доктор медицины Фридрих Йозеф Гааз прибыл в Россию в качестве домашнего врача княгини Репниной в 1806 г. , затем он военным врачом прошел с русской армией от Москвы до Парижа, вернулся в Москву, где в 1825 -1826 гг. был назначен штадтфизикусом (главным врачом Москвы), а с 1829 г. до самой смерти в 1853 г. был секретарем Комитета попечительства о тюрьмах и главным врачом московских тюрем.

Профессионально- этическое наследие Ф. П. Гааза было востребовано его последователями во второй половине XIX начала XX столетия и сохраняет свое значение для отечественного здравоохранения и в настоящее время. Реализация духовнонравственной составляющей в подвижнической деятельности Ф. П. Гааза является замечательным примером для всех практических врачей.

Анализ плодотворной научной и врачебной деятельности доктора Гааза подтверждает его выдающийся вклад в развитие медицинской науки и практики и в становление врачебной деонтологии, его важную роль в истории отечественной медицины. Профессионально-этические взгляды Ф. П. Гааза, его деятельность врачагуманиста являются замечательным примером, для всех российских медиков.

Непревзойденный анатом, талантливый экспериментатор, разносторонний клиницистхирург, терапевт, патологоанатом, Н. И. Пирогов был основоположником военно-полевой хирургии, прекрасным педагогом. Стремясь расширить знания врачей в области анатомии, Н. И. Пирогов был инициатором создания в медикохирургической академии специального анатомического института. Он заложил фундамент новой науки - хирургической анатомии, что привело к созданию нового анатомо-физиологического направления в хирургии.

Н. И. Пирогов (1810- 1881) внес неоценимый вклад в развитие медицинской этики. Его высказывание о том, что будущее принадлежит медицине предохранительной в сочетании с общегосударственными мероприятиями, стало девизом передовой медицинской общественности того времени и немало способствовало моральноэтической ориентации врачей на профилактику

«Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственной, принесет несомненную пользу человечеству» .

Хирург, доктор медицины. До 1917 года медик в ряде земских больниц средней России, позднее – главный врач Ташкентской городской больницы, профессор Среднеазиатского государственного университета. В начале двадцатых годов под именем Луки постригся в монахи, был рукоположен в сан епископа. Многократно подвергался арестам и административным ссылкам. Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей.

Идея человеколюбия, выражающая сущность «христианского гуманизма» , выступает в качестве структурообразующего компонента в мировоззрении В. Ф. Войно-Ясенецкого и основополагающего принципа нравственной деятельности человека, в целом, и служения врача людям, в частности

Этические воззрения В. Ф. Войно-Ясенецкого построены на религиозноантропологических основаниях. Человек по своей сущности является носителем моральных ценностей.

К базовым моральным регуляторам врачебной деятельности, выступающим в качестве императивов, согласно этическим воззрениям В. Ф. Войно -Ясенецкого, относятся совесть, долг, милосердие, сострадание, забота.

В нравственной жизни человека важную роль играют добродетели. Деятельность человека, постоянно сопровождающаяся добродетельными поступками, делает его нравственным. Учение В. Ф. Войно-Ясенецкого о добродетелях и нравственном поведении личности раскрываются в его проповедях.

Вторая половина XIX в. выдвинула из среды отечественных врачей целую плеяду ученых-медиков, внесших заметный вклад в развитие этических принципов медицины. В этот период наблюдается исключительно большой интерес к вопросам медицинской этики и деонтологии.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Казанский государственный медицинский университет

Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по биомедицинской этике

на тему: История медицинской этики в России

Выполнила: студентка 1 курса

Заочного отделения факультета МВСО,

Группы № 811

Залалдинова А.Р.

Проверила _________________________

Зачтено (не зачтено)

Казань, 2010

Введение ……………………………………………………………………...
Глава 1. Происхождение профессиональной медицинской этики в России ………………………………………………………………………...
1. 1. Основоположник отечественной терапии Мудров М.Я. (1776 - 1831)………………………………………………………………………..
1.2. Доктор медицины Гааз Ф.П. (1780-1853)……………………………
1.3. Младший современник Пирогов Н.И. (1811-1881)………………….
1.4. Лидером клинической медицины Боткин С.П. (1832-1889)………
1.5. Выдающийся отечественный клиницист Захарьин Г.А. ( 1827- 1897) ……………………………………………………………………………..
1.6. Ученик С.П. Боткина Манассеин В.А. ( 1841-1901)…………………
1.7. Отношение к врачебной тайне и эвтаназии Кони А.Ф. (1844-1927).
1.8. Успех книги В.В.Вересаева (1867-1945) «Записки врача»…………...
Глава 2. Медицинская этика в период советской власти …………………
2.1. Первые годы советской власти ………………………………………..
2.2. Проблемы врачебной тайны …………………………………………
2.3. Отрицание медицинской этики ……………………………………..
2.4. Реабилитация медицинской этики …………………………………
Заключение …………………………………………………………………..
Список использованной литературы ……………………………………….

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими обстоятельствами. Актуальность изучения истории медицинской этики, проявляется, во-первых, в необходимости разобраться в современной медицинской этике, опираясь на прошлый опыт; во-вторых, в возможности предвидеть будущее развитие медицинской этики в России, уяснив исторические закономерности и найдя в истории прошлого аналогичные ситуации.

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение, что повышает значимость изучения истории развития медицинской этики.

Медицинская деонтология (от греч. deontos – должное, надлежащее и logos – учение) – наука о профессиональном поведении медицинского работника. Сам термин «деонтология» был введен в обиход в начале XIX века английским философом Иеремией Бентамом – для обозначения науки о профессиональном поведении человека.

Центральной для медицинской деонтологии является проблема взаимоотношений «врач - больной». Эти взаимоотношения в основном определяются« личными качествами врача, его моральными принципами, личной нравственностью.

Медицинская деонтология изучает: принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение эффективности лечения;

проблемы исключения неблагоприятных факторов в; профессиональном поведении медицинских работников; систему взаимоотношений медицинского персонала и больного, а также внутри медицинского коллектива.

Наиболее выдающимися сочинениями Древнего мира, в которых ставятся вопросы деонтологии, являются: «О природе жизни» китайского врача Хуан Ди Немцзиня, «Наука о жизни» древнеиндийского врача Сушруты, «Наставления», « О враче» Гиппократа, сочинения Галена, Цельса, Авиценны.

В средние века всякая наука была служанкой богословия. Руководство медициной и преподавание ее находились долгое время почти в руках духовенства.

С образованием Московского государства ускоряется развитие экономики и культуры Руси. Медицинскую помощь в XVI веке за плату оказывали населению народные врачи, имевшие лавки, где продавались целебные различные травы.

В России до царствования Бориса Годунова даже в войсках не было врачей-профессионалов. А невежество при лечении приводило к печальным последствиям. Ответственность врача за неблагоприятный исход лечения была узаконена Петром I в Морском уставе. Управление через коллегии, а не через приказы в Росси введено по приказу Петра I с 1720 года. Высший орган медицинского управления именовался с 1720 г. Аптекарской канцелярией, он и регламентировал деятельность врачей. В XIX веке вопросам медицинской деонтологии большое внимание уделяли преподаватели Медико-хирургической академии в Петербурге и Московского университета. Крупнейший клиницист-терапевт первой трети XIX в. М.Я. Мудров учил врачей быть скромными и внимательными, с любовью относиться к больным. Мудров, анализируя клятву Гиппократа, считал, что она может являться кодексом поведения и русского врача. Самопожертвование, подвижничество являются характерными чертами русских медиков. Об этом писали писатели-врачи, такие как А. П. Чехов, М. А. Булгаков, В. В. Вересаев, Н. П. Павлов, С. П. Боткин.

С развитием капитализма отношения между врачом и больным приобрели характер купли-продажи. В таком обществе положение бедных было наиболее тяжелым, а возможность помощи – минимальная. Теоретик американской медицинской ассоциации врачей Дикинсон утверждает, что врач является, в основном, мелким бизнесменом. Он продает свои услуги так же, как и любой другой бизнесмен, торгующий предметом потребления.

В последние десятилетия вопросы деонтологии стали предметом обсуждения и на международных форумах медиков. В 1953 г. в Вене проходил I Международный конгресс врачей, где указывалось на важное социальное значение медицины. По природе своей профессии врач должен заботиться о здоровье каждого человека с полной беспристрастностью, независимо от пола, вероисповедания и философских или политических убеждений.

С бурным развитием медицины, научно-технического прогресса в медицинской деонтологии и врачебной этике созданы такие разделы, как:

· Элементы врачебной деонтологии;

· Элементы деонтологии в деятельности среднего и младшего медицинского персонала;

· Деонтология и организация работы лечебного учреждения;

· Деонтология и научно-технический прогресс;

· Деонтология в клинической медицине;

· Деонтология и медицинская документация;

· Деонтология в научно-исследовательской работе.

Цель данной работы: исследовать историю медицинской этики в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Рассмотреть историю происхождения профессиональной медицинской этики в России;

2. Изучить развитие медицинской этики в период советской власти.

Глава 1. Происхождение профессиональной

медицинской этики в россии

1.1. Основоположник отечественной терапии Мудров М.Я. (1776-1831)

Первые переводы на русский язык отдельных произведений Гиппократа («Клятва», «Закон», «Афоризмы») появились в России в печатном виде лишь в 1840 г. Однако несколькими десятилетиями ранее Гиппократа настойчиво пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я.Мудров (1776-1831).

Основоположник отечественной терапии М.Я. Мудров был не только знаменитым московским доктором, но и выдающимся деятелем Московского университета. М.Я.Мудрову принадлежит честь восстановления медицинского факультета после пожара и разграбления университета в 1812 г., его усилиями впервые в истории университета была создана клиническая база (Клинический институт), пять раз факультет выбирал его своим деканом. В связи с освящением медицинского факультета в 1813 г. и открытием Клинического института в 1820 г. М.Я.Мудров произнес торжественные речи, содержание которых прежде всего посвящено изложению и интерпретации этики Гиппократа: «...Я буду говорить вам не своим языком простым, но медоточивыми устами Гиппократа... дабы... более пленить разум ваш в послушание и изучение Князя врачей и Отца врачебной науки». И далее: «Сию главу стоило бы читать на коленях...»

Врачебная этика, по М.Я. Мудрову, предваряет всю медицину: изложение «обязанностей» врачей и «прочных правил, служащих основанием деятельному врачебному искусству», он начинает с этических наставлений. Положение этики Гиппократа об уважении к больному в устах М.Я. Мудрова звучит так: «Начав с любви к ближнему, я должен бы внушить вам все прочее, проистекающее из одной врачебной добродетели, а именно услужливость, готовность к помощи во всякое время, и днем и ночью, приветливость, привлекающую к себе и робких и смелых, милосердие к чувствительным и бедным; ... снисхождение к погрешностям больных; кроткую строгость к их непослушанию...».

В конечном счете решение всех вопросов, возникающих во взаимоотношениях врача и больного, М.Я. Мудров как бы сводит к общему знаменателю – завоеванию доверия больного: «Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного; но ведай, что и больной тебя испытал и знает, каков ты. Из сего ты заключить можешь, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, дабы выиграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее».