Оптимизация логистических процессов с материальными ресурсами. Логистика — что такое простыми словами, виды, оптимизация, эффективность и принципы логистики

1.1.Основные понятия оптимизации логистических процессов Логистический процесс представляет собой определенную последовательность основных логистических операций и совокупность действий, обеспечивающих их выполнение с целью эффективного взаимодействия элементов и оптимизации логистической системы в целом.

Термин «логистический процесс» используется не так часто, как остальные рассмотренные выше понятия логистики. Например, А.Н. Родников определяет логистический процесс как «упорядоченную на оси времени последовательность логистических операций, направленную на обеспечение потребителей продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место».

С корпоративных позиций цель построения логистического процесса должна совпадать с целью сформированной логистической стратегии фирмы (целью построения логистической системы). В определении А.Н. Родникова в качестве целевой функции формирования логистического процесса выступает логистический микс, правда, в несколько усеченном виде. Логистический процесс может быть сформирован на разном уровне сетевой (канал, цепь, ЗЛС) или функциональной (функциональная область логистики, подсистема, ЗЛС) иерархии логистической системы.

Таким образом, логистический процесс – определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений.

Осуществление логистических процессов и операций нуждается в централизованном управлении, а управление нуждается в периодической оптимизации при изменившихся условиях деятельности предприятия или внешней среды.

Для оптимизации управления логистикой следует предусматривать интеграцию:

планирования логистических операций с планированием деятельности всего предприятия;

операций по логистике с другими операциями, осуществляемыми предприятием;

информационных технологий, используемых в области логистики, с информационными технологиями всего предприятия;

информационных технологий с компаниями-партнерами.

Задачами оптимизации управления логистикой являются контроль, анализ и снижение издержек товародвижения, включая:

стоимость перевозки различными видами транспорта;

стоимость погрузки у отправителей, выгрузки у получателей и возможных перевалок в пути следования;



затраты на хранение, непосредственно относящиеся к перевозке в связи с перевалкой, комплектацией или подработкой груза в пути следования;

расходы, связанные с нахождением груза и товара в пути, его непродуктивным хранением в процессе доставки (проценты на капитал, порча, потеря, хищение груза);

издержки формирования и содержания запасов у торгово-посреднических компаний;

издержки дефицита, связанные с недостатком в отдельные моменты в каких-то звеньях сбытовой сети тех или иных товаров, с неумением управлять запасами, с кризисными явлениями в экономике;

расходы на упаковку, маркировку, оформление документации;

расходы по страхованию грузов, транспортно-экспедиторским операциям, ледокольной проводке, грузовые сборы;

затраты труда на количество грузов, полученных в смену и т. п.;

административные расходы и некоторые другие виды издержек.

Контроль качества организации разгрузки и приемки:

оценка точности и аккуратности в выполнении операций;

оценка характера и типичности ошибок в работе.

Контроль процесса управления логистическими операциями:

оценка четкости и продуктивности организации ежедневной работы;

оценка способностей персонала по выявлению проблем и их решению.

Ускорение движения товарных потоков на складе определяется ускорением обработки товаров и документов на всех технологических этапах. Например, пути перемещения товаров стараются выпрямить в горизонтальном и в вертикальном направлении – это сокращает сроки перемещения.

Диспетчеры обеспечивают оперативное регулирование всех операций – разгрузочных работ, оформления приемных документов. Технологические карты – подробное описание последовательности и методов выполнения операций и перечень документов, составляемых по ходу работы на основании соответствующих инструкций и нормативных документов. Они предназначены для эффективного использования средств труда и рабочей силы, исключения ошибок при выполнении операций. Их разрабатывают на отдельные этапы складской обработки (приемка, размещение, хранение, отбор товаров и т. д.) применительно к функциям отдельных специалистов или групп (бригад) специалистов – водителей подъемно-транспортных машин, отборщиков, упаковщиков и др. Технологические процессы необходимо четко организовать – планируют сроки и объемы поступления и отпуска товаров, использование рабочего времени, складских площадей и средств. Графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов, графики прибытия товаров, графики работы экспедиции и т. д. помогают планировать загрузку людей и выполнение операций в течение определенных периодов. Сетевое планирование при помощи сетевых моделей и графиков, представляющих собой графическое последовательное изображение операций с расчетными параметрами и сроками исполнения помогает увязать темпы исполнения многих операций для получения в желаемый срок необходимого результата – например, отбора и упаковки крупной партии товаров для загрузки целого состава или морского судна.



Сроки движения товаров и документооборота пропорциональны количеству номенклатурных позиций запаса и количеству учетных операций между различными структурными единицами, которые необходимы для прослеживания за движением товаров и оформлением необходимой документации.

Таким образом, логистической процесс представляет собой определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений. В качестве средств оптимизации технологических процессов на складах используют логистический аудит, моделирование процессов, реинжиниринг бизнес-процессов, обучение персонала, бережливые технологии, стандартизацию процессов, применяют диспетчеризацию, технологические карты, сетевые графики, оперативное планирование, а так же технические средства: компьютерные системы, системы радиосвязи, внутрискладское телевидение и другие средства оргтехники.

1.2.Влияние финансовой политики на организацию

Финансовая политика организации - совокупность мероприя­тий по целенаправленному формированию, организации и исполь­зованию финансов для достижения целей организации.

Финансовая политика - наиболее важный составной элемент общей политики развития организации, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т.п. Если рассматривать термин «политика» более широко, то «это действия, направленные на дости­жение цели». Так, достижение любой задачи, стоящей перед организацией, в той или иной мере обязательно связано с финанса­ми: затратами, доходами, денежными потоками, - а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспе­чения. Таким образом, финансовая политика не ограничена ре­шением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования дого­воров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.

Финансовая политика - сравнительно новая дисциплина. Она не изучает сущность финансовых отношений и не разрабатывает механизмы и методы оптимизации доходов, расходов, денежных потоков и т.п., а использует существующие, рассматриваемые в финансовом менеджменте. Однако ее роль и значение не стано­вятся от этого менее значимыми. Существует множество спосо­бов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят организации раз­виваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики позволят более четко определить основные направ­ления развития.

В настоящее время во многих организациях финансовые ре­сурсы расходуют на согласование противоречивых задач и реше­ний на разных уровнях управления, поэтому трудно перейти к следующему этапу - выбору оптимальных механизмов, позволяю­щих в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиться поставленных целей.

Основа финансовой политики - четкое определение единой кон­цепции развития организации, как в долгосрочной, так и кратко­срочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов дос­тижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также раз­работка эффективных механизмов контроля.

Финансовая политика дает ответы на следующие вопросы:

Как оптимально сочетать стратегические цели финансового развития организации?

Как в конкретных финансово-экономических условиях дос­тигнуть поставленных целей?

Какие механизмы наиболее оптимально подходят для дости­жения поставленных целей?

Стоит ли изменять финансовую структуру организации, ис­пользуя финансовые инструменты?

Как и какими критериями можно проконтролировать дости­жение поставленных целей?

Только при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться постав­ленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финан­совая политика» все больше применима в практической сфере управления предприятиями. Руководители хозяйствующих субъек­тов уже долгое время пытаются создать эффективную налоговую политику, обосновать ценовую политику, регламентировать кре­дитную политику, валютную и т.д., для того чтобы избежать мето­да «черного ящика» применительно к финансовым потокам. Но это лишь частные случаи общей финансовой политики организации, которая должна быть разработана в комплексе единых стра­тегических направлений.

Основная цель создания организации - обеспечение максимиза­ции благосостояния ее собственников в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимиза­ции рыночной стоимости организации, что невозможно без эф­фективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений, как в самой организации, так и с контрагентами и государством.

Для реализации главной цели финансовой политики необходимо найти оптимальное соотношение между стратегическими задачами:

Максимизация прибыли;

Обеспечение финансовой устойчивости.

Развитие первого стратегического направления позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает организации стабильность и безопасность и относится к контролированию риска.

Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы:

Критический анализ предшествующей финансовой стратегии;

Обоснование (корректировка) стратегических целей;

Определение сроков действия финансовой стратегии;

Конкретизация стратегических целей и периодов их выпол­нения;

Распределение ответственности за достижение стратегичес­ких целей.

Для реализации стратегических целей необходимо решать много тактических задач.

Финансовая тактика – это оперативные действия, направ­ленные на достижение того или иного этапа финансовой страте­гии в текущем периоде.

Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансо­вая тактика связана с реализацией локальных задач управления организацией.

Для обеспечения максимизации прибыли необходимо первое стратегическое направление:

Наращивать объем продаж;

Эффективно управлять процессом формирования рентабель­ности;

Бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ре­сурсами;

Контролировать расходы;

Минимизировать период производственного цикла;

Оптимизировать величину запасов и др.

Второе стратегическое направление подразумевает:

Минимизацию финансовых рисков;

Синхронизацию денежных потоков;

Тщательный анализ контрагентов;

Достаточные объемы денежных средств;

Финансовый мониторинг и др.

Эти два стратегических направления в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском, а отказ от заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обес­печению финансовой устойчивости снижают рентабельность про­изводства. Таким образом, невозможно максимизировать одно­временно и безопасность, и прибыль.

Необходимо ранжировать стратегические цели, например пу­тем задания весов. При оптимизации структуры капитала, управ­лении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости организации, и уро­вень прибыли производства.

Приоритетность стратегических целей периодически меняет­ся. Многие факторы влияют на приоритетность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразде­лить на две категории - внутренние и внешние.

Основные внутренние факторы:

Масштаб организации;

Стадия развития организации;

Субъективный фактор руководства организации, собствен­ников.

Масштаб организации играет важную роль. В малых и сред­них организациях автономия (самостоятельность) занимает обыч­но доминирующее место. В крупных же организациях в стратеги­ческом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.

Стадия развития существенно влияет на ранжи­рование стратегических целей организации. Понятие «цикл жизни» позво­ляет определить проблемы, которые возникают в организации на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют его деятельность.

В период детства, когда обороты организации небольшие, она главным образом сталкивается с проблемами выжи­вания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудно­стей с денежными средствами; ей необходимо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но также и на необходимые инвестиции для своего будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость.

В период юности рост объемов продаж, первые прибыли по­зволяют организации решить свои проблемы с денежными сред­ствами, и ее руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост.

В период зрелости, когда организация уже заняла свою нишу на рынке и способность к самофинансированию довольно значи­тельна, она старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ей объем, а также технический и коммерческий потенциалы.

В период старости, когда замедляется рост оборота, вектор стратегического развития организации снова перемещается в сто­рону финансовой устойчивости.

Кроме того, вектор стратегического развития организации зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. В крупных организациях, когда собственников много, например крупное акционер­ное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не принимают деловые решения, осо­бенно ежедневные, они остаются верны организации, пока удов­летворены их интересы.

Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели организации. В частности, со­стояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования организации.

Таким образом, финансовая политика - это всегда поиск ба­ланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.

Финансовая политика не может быть незыбле­мой, определенной раз и навсегда. Напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внут­ренних факторов.

Один из основных принципов финансовой политики - она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситу­ации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе пред­видения финансовая политика приобретает устойчивость.

Финансовую политику организации можно еще охарактери­зовать как определенный алгоритм действий для достижения ее глав­ной цели, который предполагает реализацию после­довательных этапов и включает различные инструменты и меха­низмы.

1.Определение стратегических направлений развития.

2. Планирование:

Стратегическое;

Оперативное;

Бюджетное.

3. Разработка оптимальной концепции управления:

Капиталом;

Активами;

Денежными потоками;

Издержками.

4.Контроль:

Проверка выполнения планов;

Сравнительный анализ;

Ревизии;

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и крат­косрочные. Наиболее существенное различие состоит во времен­ных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как пра­вило, больше года. Например, стратегическое планирование пред­полагает решение по закупке оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. Краткосроч­ная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так, краткосрочные финансовые решения принимают, когда компания заказывает производствен­ные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, син­хронизирует денежные потоки и т.д.

Финансовая политика учитывает многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных за­дач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанав­ливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.

Разработку и реализацию финансовой политики нужно по­стоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.

Субъекты и объекты финансовой политики.

Финансовая политика – основа процесса управления финан­сами организации. Ее главные направления определяют учреди­тели, собственники, акционеры. Однако реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.

Реализуют финансовую политику по-разно­му. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов организации.

Субъектами управления в малых организациях могут высту­пать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предпо­лагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экс­пертов и консультантов.

В средних организациях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический отдел и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и сред­несрочное распределение прибыли) принимает генеральная ди­рекция фирмы.

В крупных компаниях есть возможность расширить организа­ционную структуру, кадровый состав и достаточно четко диффе­ренцировать полномочия и ответственность между:

Информационными органами: юридическая, налоговая, бух­галтерская и другие службы;

Финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюд­жетирования и т.д.;

Контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.

Ответственным за постановку проблем финансового характе­ра, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило, финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для организации, он является лишь советником высшего управлен­ческого персонала.

В крупных компаниях структура разработки и реализа­ции финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако даже в условиях децентрализован­ной структуры финансовая деятельность остается жесткой в стра­тегических направлениях развития.

Основные объекты управления имеют следующие направле­ния:

1. Управление капиталом:

Определение общей потребности в капитале;

Оптимизация структуры капитала;

Минимизация цены капитала;

Обеспечение эффективного использования капитала.

2. Дивидендная политика:

Определение оптимальных пропорций между текущим по­треблением прибыли и ее капитализацией.

3. Управление активами:

Определение потребности в активах;

Оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;

Обеспечение ликвидности активов;

Ускорение цикла оборота активов;

Выбор эффективных форм и источников финансирования активов.

4.Управление текущими издержками:
- CVP-анализ;

Минимизация издержек;

Нормирование затрат;

Оптимизация соотношения постоянных и переменных из­держек.

5. Управление денежными потоками (по операционной, ин­вестиционной и финансовой деятельности):

Формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;

Эффективное использование остатка временно свободных денежных средств

Анализ проблем компании

При анализе логистических процессов компании были выявлены основные проблемы в логистической деятельности компании.

География поставок компании очень обширна и занимает много времени. В связи с этим срок доставки может быть до 30 дней, а это значительное время для перевозки пищевых продуктов. Отсутствие подсортировочных складов осложняет управление доставкой и отрицательно сказывается на конкурентоспособности организации.

Так же существует проблема с отслеживанием товара находящегося в пути. Доставка потребителям осуществляется при сотрудничестве с различными поставщиками транспортных услуг. Из-за отсутствия своевременной и систематизированной информации о месте положения груза в реальном времени невозможно гарантировать высокое качество выполнения заказов клиентов, что плохо отражается на имидже компании.

Из описанной выше проблемы вытекает ещё одна, это отсутствие налаженной обратной связи с магазинами-заказчиками. Информация о получении заказа, об удовлетворенности качеством товара, своевременности поставки, имеет большое значение для надежных партнерских отношений и качества логистического сервиса компании.

Компания при формировании заказов использует поддоны уже бывшие в употреблении, что ведет к периодическому бою продукции, и как следствие – дополнительным издержкам.

Осуществление логистических процессов и операций нуждается в централизованном управлении, а управление нуждается в периодической оптимизации при изменившихся условиях деятельности предприятия или внешней среды.

Для оптимизации управления логистикой следует предусматривать интеграцию:

  • - планирования логистических операций с планированием деятельности всего предприятия;
  • - операций по логистике с другими операциями, осуществляемыми предприятием;
  • - информационных технологий, используемых в области логистики, с информационными технологиями всего предприятия;
  • - информационных технологий с компаниями-партнерами.

Контроль эффективности логистических операций

Задачами оптимизации управления логистикой являются контроль, анализ и снижение издержек товародвижения, включая:

  • - стоимость перевозки различными видами транспорта;
  • - стоимость погрузки у отправителей, выгрузки у получателей и возможных перевалок в пути следования;
  • - затраты на хранение, непосредственно относящиеся к перевозке в связи с перевалкой, комплектацией или подработкой груза в пути следования;
  • - расходы, связанные с нахождением груза и товара в пути, его непродуктивным хранением в процессе доставки (проценты на капитал, порча, потеря, хищение груза);
  • - издержки формирования и содержания запасов у торгово-посреднических компаний;
  • - “издержки дефицита”, связанные с недостатком в отдельные моменты в каких-то звеньях сбытовой сети тех или иных товаров, с неумением управлять запасами, с кризисными явлениями в экономике;
  • - расходы на упаковку, маркировку, оформление документации;
  • - расходы по страхованию грузов, транспортно-экспедиторским операциям, ледокольной проводке, грузовые сборы;
  • - затраты труда на количество грузов, полученных в смену и т. п.;
  • - административные расходы и некоторые другие виды издержек.

Контроль качества организации разгрузки и приемки

  • - оценка точности и аккуратности в выполнении операций;
  • - оценка характера и типичности ошибок в работе.

Контроль процесса управления логистическими операциями

  • - оценка четкости и продуктивности организации ежедневной работы;
  • - оценка способностей персонала по выявлению проблем и их решению.

Ускорение движения товарных потоков на складе определяется ускорением обработки товаров и документов на всех технологических этапах. Например, пути перемещения товаров стараются “выпрямить” в горизонтальном и в вертикальном направлении - это сокращает сроки перемещения.

Диспетчеры обеспечивают оперативное регулирование всех операций - разгрузочных работ, оформления приемных документов. Технологические карты - подробное описание последовательности и методов выполнения операций и перечень документов, составляемых по ходу работы на основании соответствующих инструкций и нормативных документов. Они предназначены для эффективного использования средств труда и рабочей силы, исключения ошибок при выполнении операций. Их разрабатывают на отдельные этапы складской обработки (приемка, размещение, хранение, отбор товаров и т. д.) применительно к функциям отдельных специалистов или групп (бригад) специалистов - водителей подъемно-транспортных машин, отборщиков, упаковщиков и др. Технологические процессы необходимо четко организовать - планируют сроки и объемы поступления и отпуска товаров, использование рабочего времени, складских площадей и средств. Графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов, графики прибытия товаров, графики работы экспедиции и т. д. помогают планировать загрузку людей и выполнение операций в течение определенных периодов. Сетевое планирование при помощи сетевых моделей и графиков, представляющих собой графическое последовательное изображение операций с расчетными параметрами и сроками исполнения помогает увязать темпы исполнения многих операций для получения в желаемый срок необходимого результата - например, отбора и упаковки крупной партии товаров для загрузки целого состава или морского судна.

Сроки движения товаров и документооборота пропорциональны количеству номенклатурных позиций запаса и количеству учетных операций между различными структурными единицами, которые необходимы для прослеживания за движением товаров и оформлением необходимой документации.

В качестве средств оптимизации технологических процессов на складах используют логистический аудит, моделирование процессов, реинжиниринг бизнес-процессов, обучение персонала, бережливые технологии, стандартизацию процессов, применяют диспетчеризацию, технологические карты, сетевые графики, оперативное планирование, а также технические средства: компьютерные системы, системы радиосвязи, внутрискладское телевидение и другие средства оргтехники.

Задача оценки эффективности логистических процессов в системе материально-технического обеспечения приводит к необходимости учета большего количества различных показателей и критериев, характеризующих составляющие их логистические операции (подготовку, погрузку-разгрузку, транспортировку материальных средств и др.) Парунакян В.Э., Сизова Е.И. Повышение эффективности взаимодействия производства и транспорта в процессах материалодвижения предприятий на основе логистических принципов// Интегрированная логистика. - 2011. - № 6. - С. 5..

Некоторые показатели мало изменчивы, они относятся к группе нормативных параметров (установленные нормы снабжения и расхода материальных средств, нормы содержания запасов и др.). Отдельные параметры могут выступать в качестве ограничений, например, грузоподъемность транспортных средств, емкость склада, удаление источников (поставщиков) материальных средств и т.п.

При этом под эффективностью логистических процессов следует понимать количественную меру, определяемую как степень достижения их цели или выполнения составляющих логистических операций в течение определенного времени и с минимально возможными затратами Мухитдинов С.М. Методология и практика логистического управления бизнес-процессами в производственно-сбытовых комплексах// Логистика сегодня. - 2011. - № 5. - С. 13..

Таким образом, основная задача, которая должна быть решена при оценке эффективности логистических процессов, - определение частных критериев (степени достижения их отдельных целей или операций). Основной целью логистических процессов в системе материально-технического обеспечения является обеспечение полноты и своевременности удовлетворения потребности в МС при рациональном расходовании денежных средств, поэтому для оценки их эффективности могут быть приняты следующие критерии и ограничения:

степень обеспеченности материальными средствами, которая характеризует полноту удовлетворения установленной потребности в материальных средствах;

оперативность логистических процессов, которая отражает своевременность выполнения логистических операций;

экономичность логистических процессов, которая позволяет оценить общие или удельные затраты на логистические операции.

Первые два критерия, служат для оценки степени достижения целей логистических процессов и должны обеспечить обоснованный выбор их вариантов (способов) (доставки, хранения МС, поставщиков) в соответствии с требованиями к надежности логистического обслуживания и недопущения возникновения «ситуации дефицита», т.е. требуемую обеспеченность МС в установленные сроки, а при возникновении критических ситуаций - минимум затрат времени на разрешения этих ситуаций с заданной вероятностью.

Третий критерий отражает наиболее существенные стороны повышения экономической эффективности логистических процессов и ориентирует на минимизацию затрат (общих или удельных) на выполнение логистических операций, связанных с МТО.

В целом выбранные критерии должны быть чувствительными к изменению исходных данных и позволять производить обоснованный выбор вариантов и способов выполнения логистических процессов (операций) в системе МТО.

Реализация процесса управления эффективностью товародвижения требует возможности оценки влияния логистического подхода на эффективность экономических процессов. Основной проблемой здесь остается формирование измерителя, который адекватно отражал бы вклад логистических функций в обеспечение желаемого уровня эффективности Бекетов Н.В., Федоров В.Г. Логистические системы управления по-токовыми процессами компании: маркетинг и оптимизация бизнес-процессов// Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 12. - С. 2..

Несмотря на относительную непроработанность изучаемого вопроса, анализ специальных литературных источников позволяет выделить ряд подходов к оценке эффективности логистических операций и функционирования логистических систем.

В качестве первого подхода можно выделить использование для оценки эффективности аппарата математической статистики. Данная группа методов предполагает использование таких показателей как: среднее число заявок (открытых заказов) в системе; среднее число заявок в очереди; вероятность отказа в приеме заявки на обслуживание (приеме заказа к производству); вероятность нулевого ожидания; функция распределения времени пребывания заявки в системе и т.п. Полученные оценки, в основном, характеризуют факторы, влияющие на величину результатов деятельности и логистических затрат. Такие показатели могут быть использованы при определении параметров логистической системы, однако они, как правило, не отражают сущности категории «эффективность», то есть не демонстрируют соотношения «затраты-результат».

Второй распространенный подход предполагает соотнесение результатов деятельности (как правило - прибыли от продаж) с величиной логистических затрат (в некоторых источниках характеристика затрат называется капиталом инвестированным в логистику). Так как в качестве характеристики результата в данном типе показателей используется прибыль, то такой показатель можно назвать рентабельностью логистических затрат:

где Rлз - рентабельность логистических затрат;

П - общая прибыль системы от продаж;

Злог - затраты на логистические операции в функциональных областях;

п - рассматриваемое количество видов логистических затрат.

При использовании данного подхода сопоставление получаемой прибыли и затрат на отдельные логистические операции некорректно, так как снижение затрат в одной из функциональных областей может приводить к повышению затрат в другой. Поэтому сопоставлять с прибылью (результатом) необходимо общую совокупность логистических затрат.

Полученный показатель является частным факторным показателем эффективности, так как соотносит с результатом деятельности лишь определенную группу затрат предприятия (затраты, подверженные логистической оптимизации - логистические издержки), а не общие затраты, связанные с производством и реализацией. Данный показатель пригоден для применения в условиях прямого логистического эффекта: его динамика отражает опережение роста результата над ростом затрат на логистику. Однако, когда в логистическом эффекте присутствует маркетинговая составляющая, использование данного показателя потребует разграничения влияния маркетинговых и логистических функций на результат, что существенно осложнит использование данного метода.

Поэтому наиболее рациональным представляется третий подход, соотносящий с результатом функционирования системы общую сумму затрат на производство и реализацию. В качестве измерителя при этом может быть использован показатель рентабельности продукции. Изменение рентабельности в результате прямого снижения логистических затрат, либо перераспределения условно-постоянных расходов (когда логистическая оптимизация сопровождается изменением объемов продаж), дает четкое представление о динамике эффективности.

С позиций данного подхода рассмотрим формирование показателей эффективности в разрезе основных составляющих экономического эффекта от интеграции функций логистики и маркетинга в процессе управления организацией (экономической системой) Поляков А.Ю., Кесарева Н.В. Управление издательскими и логисти-ческими процессами развития медиаиндустрии в интернет-экономике// Поли-графист. В помощь руководителю и главному бухгалтеру. - 2010. - № 49. - С. 39..

В условиях прямого логистического эффекта выручка от продаж получаемая организацией (экономической системой) остается неизменной, так как логистическая оптимизация не предусматривает изменения объема продаж в натуральном выражении и цены. Цена на товар в течение периода может меняться, но по причинам, напрямую не связанным с организацией товародвижения Носов А.Л. Сбалансированная система показателей в управлении ло-гистическими процессами и системами// Логистика сегодня. - 2012. - № 1. - С. 20.. Таким образом, выручка от продаж (без НДС) может быть определена по формуле:

где Ц - средняя цена в рассматриваемом периоде;

N - объем продаж в натуральном выражении.

Тогда рентабельность продукции может быть рассчитана по формуле:

где В - выручка от продаж полученная предприятием (экономической системой) за рассматриваемый период;

Спр - себестоимость реализуемой продукции по проектному варианту функционирования системы (после логистической оптимизации).

Себестоимость реализуемой продукции после логистической оптимизации будет отличаться от базового варианта на величину изменения логистических затрат.

Спр = Сбаз - ДЗл (4)

где Сбаз - себестоимость реализуемой продукции по базовому варианту функционирования логистической системы организации (до оптимизации);

ДЗл - изменение общей величины логистических затрат вследствие оптимизации процессов товародвижения.

ДЗл = Збаз -Зпр (5)

где Збаз, Зпр - сумма логистических затрат, соответственно, по базовому и проектному вариантам функционирования системы (учитываются только виды затрат, подвергающиеся изменению в процессе оптимизации);

Графически образование прямого логистического эффекта показано на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 Механизм образования логистического эффекта

Из рисунка 1.1 видно, что в результате логистической оптимизации могут изменяться как условно-постоянные затраты (при изменении издержек хранения, издержек управления системой, включаемых при формировании себестоимости в состав общепроизводственных, общехозяйственных расходов или расходов на продажи), так и условно- переменная часть затрат (при изменении издержек доставки, относимых в большинстве случаев на стоимость материальных ресурсов) Кеменов А.В. Логистическое управление инвестиционно-строительными процессами на корпоративном уровне// Российский экономический интернет-журнал. - 2012. - № 3. - С. 130..

Прямой маркетинговый эффект приводит к изменению объема продаж в натуральном выражении. Если при этом не принимались маркетинговые решения об изменении цены (об изменении позиционирования), то динамика цен в течение периода будет соответствовать общему уровню цен на товары данной группы. В этих условиях выручка от продаж, полученная предприятием (экономической системой) за рассматриваемый период, соответственно, по базовому и проектному вариантам определяется по формулам:

Вбаз = Ц Nбаз (6)

Впр = Ц Nпр (7)

где Nбаз, Nпр - объем продаж в натуральном выражении по базовому и проектному вариантам;

Ц - средняя цена в рассматриваемом периоде.

Рентабельность продукции в этом случае будет иметь вид:

Проектная величина себестоимости реализуемой продукции определится по формуле:

где Ипост - суммарные условно-постоянные затраты относимые на себестоимость в рассматриваемом периоде;

Ипер - условно-переменные расходы в расчете на единицу товара;

Зм - затраты на маркетинговые мероприятия Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. Коллектив авторов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 66.

Графически образование маркетингового эффекта показано на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 Механизм образования маркетингового эффекта

В условиях сочетания логистического эффекта с маркетинговым прямое снижение логистических затрат сопровождается ростом объема продаж и «эффектом масштаба».

Рентабельность продаж определяется по формуле (8), при этом себестоимость реализованной продукции по проектному варианту может быть выражена формулой:

где Зм - дополнительные затраты на маркетинговые мероприятия.

В формуле (10) элемент Зм присутствует в том случае, если для усиления эффекта от логистической оптимизации осуществляются дополнительные затраты на маркетинг.

Графически интеграция логистической и маркетинговой составляющих экономического эффекта показана на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 Интеграция логистической и маркетинговой составляющих экономического эффекта

Прогнозируя влияние изменения логистических затрат на величину себестоимости продукции и уровень рентабельности, предприятие получает основу для планирования логистических мероприятий и корректировки маркетинговой стратегии Саркисов С.В. Управление логистикой. - М.: Бизнесшкола «Интел-Синтез», 2010. - С. 101.

Таким образом, подводя итоги первой главе выпускной квалификационной работе, логистической процесс представляет собой определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений. В качестве средств оптимизации технологических процессов на складах используют логистический аудит, моделирование процессов, реинжиниринг бизнес-процессов, обучение персонала, бережливые технологии, стандартизацию процессов, применяют диспетчеризацию, технологические карты, сетевые графики, оперативное планирование, а так же технические средства: компьютерные системы, системы радиосвязи, внутрискладское телевидение и другие средства оргтехники.

Критерий выбора вытекает из цели лица, принимающего решение. Традиционно целью логистики называют организацию поставок покупателям нужного (по количеству и качеству) продукта в заданные место и сроки с наименьшими затратами. При этом сама логистика выступает как функциональная область управления операциями по физическому перемещению и хранению ресурсов и благ, называемых «логистическими операциями». В итоге логистическая оптимизация ориентируется на критерий минимума затрат (логистических затрат) на выполнение этих операций. Данный критерий обладает рядом недостатков.

Управление сложным хозяйственным объектом предполагает оптимизацию проходящего через него потока (преобразования ресурсов в блага) на всех стадиях его движения. Отсюда важнейшим принципом эффективного управления является принцип глобальной (в смысле полного охвата управляемого процесса) оптимизации. Однако ограничение предмета логистики одними лишь «логистическими» операциями и применение критерия минимума «логистических» затрат делает невозможным принятие глобально оптимальных решений.

Результирующими показателями поведения хозяйственных объектов всегда являются экономические параметры. Вместе с тем, сложившаяся в рамках традиционной логистики практика оптимизационных решений, имеет дело, главным образом, с технологическими переменными, при этом экономические переменные если и учитываются, то лишь косвенно - в качестве ограничений.

Технологические критерии нацеливают на максимизацию интенсивности использования ресурсов и сводят процесс оптимизации сложного потока к отысканию узкого места в хозяйственном процессе. Но оптимальные технологические решения крайне редко согласуются с оптимальными экономическими критериями.

Возможной причиной технологического акцента «логистической» оптимизации является неопределенность того, какой вид затрат - валовые или средние - подлежит минимизации. Если речь идёт о валовых затратах, то, во-первых, надо понимать, что они вообще-то не минимизируются, т. к. по мере увеличения выпуска всегда растут. Минимизация валовых затрат как критерий выбора применима только в аспекте сравнительной эффективности альтернативных вариантов, тождественных по всем прочим условиям (и в первую очередь - по величине выпуска). Но весь творческий потенциал логистики как раз и связан с отказом от этой тождественности. Во-вторых, включение в анализ параметров времени и места поставки не только расширяет пространство допустимого выбора, но и ставит вопрос об оптимизации логистической цепи, организуемой для реализации конкретного вида потока, т.е. согласование локальных решений всех её звеньев. Вместе с тем, оценка сравнительной эффективности по критерию минимума валовых затрат не предназначена для решения этой задачи.

В этом вопросе более адекватен анализ средних на единицу продукции затрат, поскольку нацеливает на исследование их зависимости от параметров потока (скорость, время поставки и т.д.) на всех стадиях его движения. Но тогда очевидно, что решения по критериям «узкого места» и минимума суммарных средних затрат будут тождественны только в случае снижающихся функций средних затрат в каждом из сопряжённых в цепь логистических звеньев. Но веских оснований для признания закономерности этого случая нет.

Напротив, оптимальный (по критерию минимума средних затрат) уровень производства, как правило, меньше максимально возможного выпуска. Соответственно, величина глобального (по критерию минимума суммарных средних затрат) оптимума выпуска может превышать локально оптимальный его уровень на отдельных операциях. Таким образом, принцип «узкого места» не может быть признан в качестве общего метода оптимизации потока.

Необходимо подчеркнуть, что даже устранение всех предыдущих замечаний (что в принципе возможно) не позволяет ориентироваться на критерий минимума средних затрат при оптимизации логистических решений, поскольку сфера его применения крайне ограничена.

Наиболее существенной чертой хозяйственной деятельности является ориентация на максимизацию благосостояния хозяйствующего субъекта. В приложении к производству эта цель конкретизируется в показателе прибыли. При этом никакой характер функции спроса уже не позволяет абстрагироваться от фактора цены. Даже в условиях совершенной конкуренции, когда предприятие способно управлять только своими затратами и объемом производства, максимизация прибыли достигается при выпуске, превышающем выпуск с минимальными средними затратами. Иными словами, критерий минимума средних затрат ни при каком типе рыночной структуры не может восприниматься даже как частный случай максимальной прибыли.

Одним из эффективных средств контроля над общими затратами является полное сосредоточение всех ресурсов на достижении результатов. Причем важен не абсолютный уровень общих затрат, а отношение между усилиями и полученными результатами. Даже при систематическом направлении усилий и ресурсов на поиск благоприятных возможностей и достижение результатов необходим анализ затрат и контроль над ними.

В процессе планирования логистических затрат предприятия учитывают:

  • а) результаты анализа отдельных статей логистических затрат и выявленные резервы их экономии;
  • б) показатели, разрабатываемые специалистами службы логистики предприятия на предстоящий (плановый) период (необходимые запасы, доходы, прибыль и др.);
  • в) нормативы расходования средств, ресурсов, действующие тарифы на грузовые перевозки, коммунальные услуги и др.;
  • г) факторы, влияющие на изменения логистический затрат по отдельным статьям в планируемом периоде;
  • д) показатели логистических затрат за отчетный период по другим предприятиям, в целом по отрасли;
  • е) прогнозные расчеты логистических затрат и основные направления их экономии в планируемом периоде.

Для того чтобы контролировать логистические затраты, специалистам службы логистики необходимо проводить анализ, а именно:

  • а) определить центры сосредоточения затрат - функциональные области бизнеса, где накапливаются значительные затраты и где эффективное их снижение может принести реальные результаты;
  • б) найти важные пункты затрат в пределах каждого центра их сосредоточения;
  • в) рассматривать бизнес предприятия в целом как один поток затрат;
  • г) рассматривать, стоимость скорее как сумму, которую платит потребитель, чем как сумму затрат, которая возникает в пределах предприятия как юридического лица или объекта налогового учета;
  • д) классифицировать логистические затраты в соответствии с их основными характеристиками и таким образом осуществлять диагностику общих затрат.

Конкурентоспособность предприятия зависит не только от уровня затрат, связанных с работой самого предприятия, но и от уровня затрат поставщиков и каналов распределения.

Для достижения преимущества совокупные затраты предприятия должны быть ниже, чем у конкурентов. Существуют два пути достижения этого: логистический складской себестоимость костинг

  • 1) более эффективно, чем конкуренты, использовать ресурсы и управлять факторами, влияющими на затраты;
  • 2) перестроить структуру затрат предприятия таким образом, чтобы исключить некоторые элементы, создающие затраты .

Пути снижения уровня логистических затрат:

  • 1) поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций), которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок.
  • 2) проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок.
  • 3) оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для торговых посредников).
  • 4) интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами.
  • 5) поиск более дешевых заменителей ресурсов.
  • 6) улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в ЛЦ, например в области своевременной доставки продукции, что уменьшает затраты на управление запасами, хранение, складирование, доставку.
  • 7) компенсация роста затрат в одном звене ЛЦ за счет сокращения затрат в другом звене.
  • 8) использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников.
  • 9) улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат.
  • 10) обновление наиболее затратных звеньев ЛЦ при осуществлении инвестиций в бизнес.

Логистические системы по сфере деятельности конкретного хозяйствующего субъекта подразделяются на две группы:

  • - микрологистические системы;
  • - макрологистические системы.

Микрологистические системы, как правило, относятся к отдельным предприятиям, например к предприятию - производителю продукции, и предназначены для управления логистическими потоками в процессах производства и / или закупок ресурсов и сбыта готовой продукции.

Рисунок 3.1 - Микро- и макрологистические системы

На рис. 3.1 представлены пять микрологистических систем - А, В, С, D и Е, которые в совокупности образуют макрологистическую систему АВСDЕ. При этом можно выделить определенную закономерность. Так, например, логистическая система АВ, включающая поставщика ресурсов А и предприятие-изготовителя В, может быть:

  • - макрологистической, поскольку объединяет двух юридически и / или экономически независимых хозяйствующих субъектов;
  • - состоящей из двух микрологистических систем, если предприятия А и В представляет собой юридически оформленное объединение предприятий.

Исходя из этого можно утверждать, что логистическая система АВСDЕ также будет считаться микрологистической, если входящие в нее предприятия представляют собой юридически и / или экономически обособленную группу - интегрированную логистическую систему. Логистический менеджмент в интегрированной логистической системе представляет собой такой управленческий подход к организации работы предприятия-производителя и его логистических партнеров (посредников), который обеспечивает наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления логистическими потоками для достижения стратегических и тактических целей данного предприятия на рынке. Определяющими для формирования интегрированных логистических систем являются концепции минимизации общих логистических издержек и управления качеством логистических функций и операций на всех этапах производственно-коммерческого цикла. Управление звеньями интегрированной логистической системы должно строиться на принципе - максимум самостоятельности при жестком контроле деятельности данных звеньев, в связи с чем существенно возрастает роль экономических методов управления.

Рассмотрим ряд основных аспектов управления интегрированной логистической системой:

  • 1) определение эффективности хозяйственной деятельности звеньев данной системы;
  • 2) определение эффективности функционирования звена в составе интегрированной логистической системы;
  • 3) выявление узкого места в интегрированной логистической системе.

Эффективность хозяйственной деятельности звеньев интегрированной логистической системы определяется по следующему алгоритму;

Вычисляется доля затрат каждого звена (Д злi) в затратах логистической системы. Обычно в качестве денежного выражения суммы затрат при проведении расчетов используется стоимость совокупных активов. Следовательно, сумма затрат каждого звена - это балансовая стоимость активов, находящихся в управлении этого звена. Рассчитаем по формуле (1) :

Д злi =3 лi /?3 лi , (1)

где 3 лi - затраты i-го звена логистической системы;

  • ?3 лi - затраты логистической системы в целом;
  • - вычисляется доля каждого звена (Д плi) в совокупной чистой прибыли логистической системы по формуле (2) :

Д плi =П лi /?П лi, (2)

где П лi - чистая прибыль i-го звена логистической системы;

  • ?П лi - чистая прибыль логистической системы в целом;
  • - рассчитывается коэффициент эффективности хозяйственной деятельности лi ) для каждого звена логистической системы по формуле (3) :

К лi = Д плi /ДЗ лi (3)

Звенья логистической системы ранжируются по значению коэффициента эффективности хозяйственной деятельности.

Критерий оптимальности процессов

логистики

Выбор схем и форм товародвижения

Критерий оптимальности процессов логистики. Критерием оптимальности логистических процессов выступает прибыль предприятия. прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия. но на уровень прибыли влияют и другие факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия и выделить вклад логистики в общую сумму прибыли весьма затруднительно. Поэтому, в качестве критерия оптимальности возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат:

С П + С ОБ  min,

где С П – издержки производства; С ОБ – издержки обращения.

Эффективность товародвижения, организуемого по соответствующему каналу, может быть определена по формуле:

где R – норма прибыли процесса товародвижения; S – торговая выручка предприятия; C ТД – издержки товародвижения.

Возможными направлениями деятельности для обеспечения высокой эффективности товародвижения следует считать:

    интеграцию складирования, транспортировки и системы создания запасов в единый механизм;

    экономическое обеспечение снабжения, производства и сбыта;

    определение наиболее экономичных размеров отгрузок;

    выбор способов перевозок и видов транспорта;

    выработку оптимальных схем складирования и тактики восполнения запасов.

При оптимизации процессов товародвижения необходимо учитывать ряд проблем комплексного характера к выдвижению и решению следующих вопросов:

Выбор схем и форм товародвижения. При выборе схем и форм товародвижения целью такого выбора является определение наилучшей (оптимальной) комбинации издержек, при которой их общая величина будет наименьшей даже в условиях, когда один из важнейших компонентов (транспортные расходы) будет находится на относительно высоком уровне.

Так, в ряде случаев, несмотря на более высокую стоимость авиационных перевозок по сравнению с платой за пользование другими видами транспорта, воздушные перевозки обеспечивают более низкие общие издержки товародвижения и позволяют значительно быстрее доставить груз к месту назначения.

При решении конкретных задач оптимизации устанавливаются конкретные цели – максимизация прибыли, минимизация логистических затрат, поддержание уровня обслуживания, обеспечение сроков поставок и т.д.

Выбор вида транспорта. При выборе видов транспорта может быть использован метод определения рационального радиуса перевозок грузов от изготовителя к потребителю продукции. В этом случае для альтернативных видов транспорта (например, железнодорожного и автомобильного) определяются затраты на доставку груза, которые зависят от вида груза, деятельности и схемы перевозки, величины груза и транспортных тарифов. Выполненные расчеты показывают, что предельные расстояния автомобильных перевозок, при которых они эффективней по сравнению с железнодорожными составляют:

при повагонных отправках – от 25-40 до 75-120 км;

при контейнерных отправках – от 20-50 до 80-130 км;

при мелких отправках – от 30-110 до 80-180 км.

Выбор складской или транзитной формы снабжения. Такой выбор можно осуществить, выполнив расчеты с помощью следующего выражения:

З ОС + З ЗС + З ТС + З СТС + З КС + З ПЗС + З ДС + З СС + З ПС  З ОТ + З ЗТ + З ТТ + З СТТ + З КТ + З ПЗТ + З ДТ + З СТ + З ПТ,

где З ОС – потери от залеживания товаров в запасе на складе и в пути;

З ЗС – издержки содержания запасов на складе предприятия;

З ТС – суммарные затраты на транспортировку,

З СТС – расходы на погрузку и выгрузку,

З КС – комиссионные вознаграждение торгово-посредническим, транспортным и брокерским компаниям,

З НЗС - потери от невыполнения заказов,

З ДС – затраты на оформление документации,

З СС – затраты на страхование,

З ПС – убытки от порчи и потерь товаров в пути,

З ОТ – потери от залеживания товара в запасе,

З ЗТ – издержки содержания запасов на складе предприятия и покупателей,

З ТТ – затраты на транспортировку,

З СТТ – затраты на погрузку и выгрузку,

З КТ – комиссионные вознаграждения посредникам,

З НЗТ - потери от невыполнения заказов из-за невозможности обеспечить требуемые сроки поставки,

З ДТ – затраты на оформление документации,

З СТ – затраты на страхование,

З ПТ – убытки от порчи и потерь товаров в пути.

В приведенном выражении левая часть формулы отражает общие затраты при складской форме товародвижения, а правая – при транзитной. Складская форма будет предпочтительней, если общие затраты транзитной формы будут больше или равны затратам, складывающимся при складской форме.

Определим количество складов, необходимых для поддержания удельных издержек товародвижения на самом низком уровне.

Важное значение для оптимизации процессов товародвижения имеет использование взаимосвязи между транспортными расходами и издержками содержания товарных запасов, возникающих при перемещении товаров (см. рис.).

Рис. . Соотношение между удельными затратами

товародвижения и количеством складов:А – постоянные складские издержки;

Б – переменные складские издержки; В – издержки транспортировки

с предприятия на склад; Г – издержки транспортировки со склада

покупателям; Д – проценты на капитал, вложенный в товарные запасы;

Е – общие издержки товародвижения; Х – оптимальное количество складов

Как видно из схемы, приведенной на рис. , по мере увеличения количества складов кривые двух видов транспортных издержек (Г и В) движутся в противоположных направлениях, поскольку в одном случае транспортные расходы возрастают, в другом – сокращается, что объясняется созданием складов, расположенных в территориальной близости от покупателя. Определенная зависимость складывается между расходами на транспортировку и издержками содержания запасов. Так, применение авиаперевозок вместо морских увеличивает расходы на транспортировку грузов, но при этом сокращаются размеры необходимых запасов и соответственного затраты на их содержание.

Вопросы для контроля знаний

    Состав затрат, связанных с организацией материальных потоков

    Способы определения затрат

    Критерии оптимальности логистических процессов