Пояснительная записка к проекту постановления правительства области. Пояснительная записка к проекту постановления правительства российской федерации «о внесении изменений некоторые акты правительства российской федерации к проекту постановления Правитель

Пояснительная записка

к проекту постановления Правительства области

«Об утверждении положения о порядке обращения граждан, претендующих

на присвоение звания «Ветеран труда», вручения гражданам удостоверения «Ветеран труда» и выдачи дубликата указанного удостоверения»

Настоящий проект постановления Правительства области разработан в связи с принятием закона области от 4 июля 2014 года № 3399-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (далее - закон области № 3399-ОЗ), пунктом 2 статьи 4 которого установлено, что порядок обращения граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», образец заявления, порядок вручения гражданам удостоверения «Ветеран труда» и выдачи дубликата указанного удостоверения устанавливается Правительством области.

Предлагаемым проектом предусмотрено обращение заявителей за присвоением звания «Ветеран труда» с документами, необходимыми для присвоения звания «Ветеран труда», перечень которых предусмотрен статьей 3 закона области № 3399-ОЗ, в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, осуществляющие сбор и проверку документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда» и выдачу удостоверения «Ветеран труда» в соответствии с законом области от 17 декабря 2007 года № 1718-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области» или в многофункциональный центр.

Департамент социальной защиты населения области обеспечивает организацию работы по выдаче удостоверений «Ветеран труда», а именно прием, проверку и хранение документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда», подготовку проектов распоряжений Губернатора области о присвоении звания «Ветеран труда», оформление удостоверений, передачу удостоверений в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области для выдачи заявителям.

Проектом установлен порядок выдачи дубликата удостоверения «Ветеран труда». Замена (выдача дубликатов) удостоверений «Ветеран труда» производится на основании решения Департамента, оформленного в виде распоряжения.

Предлагаемым проектом установлены образцы заявлений для заявителя, представителя заявителя о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда», а также о замене (выдаче дубликата) удостоверения «Ветеран труда».

Настоящим проектом постановления предлагается признать утратившими силу:


постановление Правительства области от 27 декабря 2006 года № 1416
«Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», за исключением пункта 5;


постановление Правительства области от 6 мая 2011 года № 470


«О внесении изменений в отдельные постановления Правительства области»;


«О внесении изменений в постановление Правительства области от 27 декабря 2006 года № 1416»;


Принятие настоящего проекта постановления Правительства области не потребует дополнительных расходов бюджета области, а также изменения или принятия иных нормативных правовых актов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

От _______________­­­______ ______________

г. Вологда

Об утверждении положения о порядке обращения граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», вручения гражданам удостоверения «Ветеран труда» и выдачи дубликата указанного удостоверения

Во исполнение статьи 4 закона области от 4 июля 2014 года № 3399-ОЗ
«О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда»

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить положение о порядке обращения граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», вручения гражданам удостоверения «Ветеран труда» и выдачи дубликата указанного удостоверения (прилагается).

2. Возложить обязанности по выдаче удостоверений «Ветеран труда» на Департамент социальной защиты населения области (Л.В. Каманина).

3. Департаменту социальной защиты населений области (Л.В. Каманина) обеспечить организацию работы по выдаче удостоверений «Ветеран труда» (прием, проверка и хранение документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда», подготовка проектов распоряжений Губернатора области о присвоении звания «Ветеран труда», оформление удостоверений, передача удостоверений в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, осуществляющие отдельные государственные полномочия в сфере социальной защиты населения области, для выдачи заявителям).

4. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, осуществляющим отдельные государственные полномочия в сфере социальной защиты населения области:

4.1. Организовать сбор документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда», их проверку и выдачу удостоверений заявителям.

4.2. Провести разъяснительную работу о порядке обращения граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», вручения гражданам удостоверения «Ветеран труда» и выдачи дубликата указанного удостоверения через общественные организации и в средствах массовой информации.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства области от 27 декабря 2006 года № 1416
«Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», за исключением пункта 5;

постановление Правительства области от 24 февраля 2009 года № 311
«О внесении изменений в отдельные постановления Правительства области»;

постановление Правительства области от 6 мая 2011 года № 470 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 27 декабря 2006 года
№ 1416»;

постановление Правительства области от 2 сентября 2011 года № 1072
«О внесении изменений в отдельные постановления Правительства области»;

постановление Правительства области от 24 декабря 2012 года № 1525
«О внесении изменений в постановление Правительства области от 27 декабря 2006 года № 1416»;

постановление Правительства области от 13 января 2014 года № 12
«О внесении изменений в постановление Правительства области от 27 декабря 2006 года № 1416».

6. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Временно исполняющий обязанности

Губернатора области О.А. Кувшинников

Положение

о порядке обращения граждан, претендующих на присвоение звания

«Ветеран труда», вручения гражданам удостоверения «Ветеран труда»

и выдачи дубликата указанного удостоверения
1. Положение о порядке обращения граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», вручения гражданам удостоверения «Ветеран труда» и выдачи дубликата указанного удостоверения (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 4 закона области от 4 июля 2014 года № 3399-ОЗ
«О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (далее – закон области № 3399-ОЗ).

2. Звание «Ветеран труда» присваивается распоряжением Губернатора области.

3. Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» (далее - заявители), обращаются с заявлением о присвоении звания, оформленным по образцу согласно приложению 1 к настоящему Положению, и документами, предусмотренными статьей 3 закона области № 3399-ОЗ в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, наделенные отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения области по сбору и проверке документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда», выдаче удостоверений «Ветеран труда» заявителям, (далее - уполномоченные органы в сфере социальной защиты населения) или в многофункциональный центр по месту жительства.

Лица, не имеющие регистрацию по месту жительства в Вологодской области, дополнительно к заявлению и документам, предусмотренным статьей 3 закона области № 3399-ОЗ, представляют копию документа, подтверждающего место пребывания на территории Вологодской области, - свидетельства о регистрации по месту пребывания или решения суда об установлении юридического факта проживания на территории Вологодской области.

4. В случае обращения за присвоением звания «Ветеран труда» представителя заявителя им представляется заявление о присвоении звания, оформленное по образцу согласно приложению 2 к настоящему Положению.

Дополнительно к документам, подлежащих представлению заявителем, представитель заявителя представляет:

5. Копии документов представляются с предъявлением подлинников либо заверенными в нотариальном порядке. При представлении копий документов с подлинниками специалист уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения (многофункционального центра), осуществляющий прием документов, делает на копии отметку о ее соответствии подлиннику и возвращает подлинник заявителю (представителю заявителя).

6. Заявление о присвоении звания регистрируется специалистом уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения (многофункционального центра) в день представления заявителем (представителем заявителя) заявления о присвоении звания и всех необходимых документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящего Положения (при направлении по почте - в день поступления в уполномоченный орган в сфере социальной защиты населения (многофункциональный центр)).

В случае если к заявлению о присвоении звания (в том числе поступившему по почте) не приложены или приложены не все документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящего Положения, специалист уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения (многофункционального центра) возвращает заявителю (представителю заявителя) заявление о присвоении звания и представленные документы в день представления заявления о присвоении звания (при поступлении заявления о присвоении звания по почте - в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления о присвоении звания). Возврат заявления о присвоении звания и приложенных к нему документов осуществляется с указанием недостающих документов, способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата.

7. В случае подачи гражданином заявления о присвоении звания в многофункциональный центр специалист многофункционального центра составляет опись документов, принятых от гражданина, и в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления о присвоении звания вместе с документами, предусмотренными пунктами 3 и 4 настоящего Положения, направляет в соответствующий уполномоченный орган в сфере социальной защиты населения.

8. В заявлениях о присвоении звания лиц, являющихся пенсионерами, специалист уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения делает запись о наличии у них трудового стажа на основании базы данных получателей пенсий либо на основании справки органов, осуществляющих их пенсионное обеспечение.

В заявлениях о присвоении звания лиц, не являющихся пенсионерами, специалист уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения делает отметку о наличии трудового стажа заявителя на день подачи заявления о присвоении звания на основании документов, подтверждающих трудовой стаж.

В заявлениях о присвоении звания лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) и имеющих трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, специалист уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения указывает дату начала трудовой деятельности и общий трудовой стаж, подтвержденный трудовыми книжками, справками, выданными архивными учреждениями и организациями.

9. Уполномоченный орган в сфере социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о присвоении звания составляет список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и вместе с документами, предусмотренными пунктами 3 и 4 настоящего Положения, и фотографиями направляет в Департамент социальной защиты населения области (далее - Департамент).

10. Департамент проводит проверку представленных документов, в течение 20 рабочих дней со дня их поступления готовит проект распоряжения Губернатора области о присвоении звания «Ветеран труда».

11. При наличии противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах, либо при отсутствии у заявителя права на присвоение звания «Ветеран труда» Департамент отказывает в присвоении звания «Ветеран труда» и в течение 20 рабочих дней со дня поступления документов в Департамент извещает заявителя (представителя заявителя) и уполномоченные органы в сфере социальной защиты населения о принятом решении с указанием оснований отказа.

12. Удостоверение «Ветеран труда» установленного образца оформляется в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 года № 423.

Записи, произведенные в удостоверении, заверяются путем факсимильного воспроизведения подписи начальника Департамента и гербовой печатью Департамента.

13. Департамент ведет учет выданных удостоверений «Ветеран труда», в течение 15 рабочих дней со дня вступления в силу распоряжения Губернатора области о присвоении звания «Ветеран труда» оформляет удостоверения и направляет оформленные удостоверения в уполномоченные органы в сфере социальной защиты населения.

Уполномоченные органы в сфере социальной защиты населения в течение 2 рабочих дней со дня поступления оформленных удостоверений из Департамента направляют удостоверения в многофункциональный центр для выдачи их гражданам, обратившимся с заявлениями о присвоении звания в многофункциональный центр.

14. Уполномоченные органы в сфере социальной защиты населения, многофункциональный центр в течение 3 рабочих дней со дня поступления оформленных удостоверений сообщают об этом заявителям (представителям заявителей) и при обращении заявителей (представителей заявителей) производят выдачу удостоверений под роспись в книге учета выдачи удостоверений «Ветеран труда» по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению.

15. В случае перемены лицами, имеющими удостоверение «Ветеран труда», имени (фамилии, собственно имени и (или) отчества) производится замена ранее выданных удостоверений.

Если удостоверение «Ветеран труда» пришло в негодность или утрачено, то выдается дубликат удостоверения.

Замена удостоверений и выдача дубликатов удостоверений производится в заявительном порядке.

16. Лица, претендующие на замену удостоверения «Ветеран труда» либо получение дубликата удостоверения «Ветеран труда», представляют в уполномоченные органы в сфере социальной защиты населения (многофункциональные центры) по месту жительства (месту пребывания) заявление о замене (выдаче дубликата) удостоверения, оформленное по образцу согласно приложению 4 к настоящему Положению, копию паспорта (страниц, содержащих информацию о личности заявителя) и фотографию размером 3 x 4 сантиметра (на обратной стороне фотографии заявителем указываются фамилия, имя, отчество владельца).

Лица, претендующие на замену удостоверения «Ветеран труда», дополнительно представляют документы о государственной регистрации актов гражданского состояния, подтверждающие перемену имени (фамилии, собственно имени и (или) отчества) - свидетельство о заключении брака, свидетельство о перемене имени и (или) другие.

Если удостоверение утрачено, дополнительно к заявлению о замене (выдаче дубликата) удостоверения прилагается объяснение заявителя об обстоятельствах его утраты.

17. В случае обращения за удостоверением «Ветеран труда» взамен ранее выданного либо за дубликатом удостоверения «Ветеран труда» представителя заявителя им представляется заявление, оформленное по образцу согласно приложению 5 к настоящему Положению.

Дополнительно к документам, указанным в пункте 16 настоящего Положения, представитель заявителя представляет:

а) копию документа, удостоверяющего личность представителя;

б) копию документа, подтверждающего полномочия представителя.

18. В случае замены удостоверения либо если удостоверение пришло в негодность, его сдают вместе с заявлением о замене (выдаче дубликата) удостоверения. Заменяемые и пришедшие в негодность удостоверения после переоформления на новые подлежат уничтожению, о чем Департаментом составляется соответствующий акт.

19. Заявление о замене (выдаче дубликата) удостоверения регистрируется уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения (многофункциональным центром) в день представления заявителем (представителем заявителя) заявления о замене (выдаче дубликата) удостоверения и всех необходимых документов, предусмотренных пунктами 16 - 18 настоящего Положения (при направлении по почте - в день поступления в уполномоченный орган в сфере социальной защиты населения (многофункциональный центр).

В случае если к заявлению о замене (выдаче дубликата) удостоверения (в том числе поступившему по почте) не приложены или приложены не все документы, предусмотренные пунктами 16 - 18 настоящего Положения, уполномоченный орган в сфере социальной защиты населения (многофункциональный центр) возвращает заявителю (представителю заявителя) заявление о замене (выдаче дубликата) удостоверения и представленные документы в день представления заявления о замене (выдаче дубликата) удостоверения (при поступлении заявления о замене (выдаче дубликата) удостоверения по почте - в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления о замене (выдаче дубликата) удостоверения). Возврат заявления о замене (выдаче дубликата) удостоверения и приложенных к нему документов осуществляется с указанием недостающих документов, способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата.

20. В случае подачи гражданином заявления о замене (выдаче дубликата) удостоверения в многофункциональный центр специалист многофункционального центра составляет опись документов, принятых от гражданина, и в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления вместе с документами, предусмотренными пунктами 16 - 18 настоящего Положения, и фотографией направляет в соответствующий уполномоченный орган в сфере социальной защиты населения.

21. Уполномоченный орган в сфере социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о замене (выдаче дубликата) удостоверения составляет список лиц на замену (выдачу дубликата) удостоверения «Ветеран труда» и вместе с документами, предусмотренными пунктами 16 - 18 настоящего Положения, и фотографиями направляет в Департамент.

22. Замена (выдача дубликатов) удостоверений «Ветеран труда» производится на основании решения Департамента, оформленного в виде распоряжения.

Департамент в течение 10 рабочих дней со дня поступления представленных документов проводит их проверку и издает распоряжение о замене (выдаче дубликатов) удостоверений «Ветеран труда».

23. В удостоверении, выдаваемом взамен ранее выданного удостоверения, делается отметка «Выдан взамен удостоверения серии... № ...».

В дубликате удостоверения делается отметка «Дубликат. Выдан взамен удостоверения серии... № ...».

Выдача удостоверений взамен ранее выданных и дубликатов удостоверений производится в течение 15 рабочих дней с даты издания распоряжения Департамента в порядке, предусмотренном пунктами 13, 14 настоящего Положения.

24. Действия (бездействие), решения уполномоченных органов в сфере социальной защиты населения, Департамента, их должностных лиц и служащих могут быть обжалованы в порядке досудебного (внесудебного) обжалования в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» либо в судебном порядке.

Приложение 1

к Положению
Образец

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу присвоить мне звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение.

4. ______________________________________________________________________
"__"___________ 201_ г.

(дата подачи заявления)

"__"___________ 201_ г.

(дата приема заявления)

в сфере социальной защиты населения



Трудовой стаж составляет

________________________________________________________________________.

Приложение 2

к Положению
Образец

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение _________

проживающему(ей) по адресу: ______________________________________________

________________________________________________________________________,

телефоны: раб. __________________________, дом. ___________________________

К заявлению прилагаю следующие документы:

1. ______________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________

3. ______________________________________________________________________
"__"___________ 201_ г.

(дата подачи заявления)

"__"___________ 201_ г.

(дата приема заявления)
Подпись специалиста уполномоченного органа

в сфере социальной защиты населения

(многофункционального центра) ___________________________
Заполняется специалистом уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения:

Трудовой стаж составляет

________________________________________________________________________.

Дата начала трудовой деятельности

________________________________________________________________________.

(для лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период ВОВ)

Приложение 3

к Положению
Форма
КНИГА

учета выдачи удостоверений «Ветеран труда»

Приложение 4

к Положению
Образец

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу заменить удостоверение (выдать дубликат удостоверения) «Ветеран труда». К заявлению прилагаю следующие документы:

1. ____________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________
"__"___________ 201_ г.

(дата подачи заявления)
Подпись заявителя ____________________
"__"___________ 201_ г.

(дата приема заявления)
Подпись специалиста уполномоченного органа

в сфере социальной защиты населения

(многофункционального центра) ___________________________

Приложение 5

к Положению
Образец

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу заменить удостоверение (выдать дубликат удостоверения) «Ветеран труда» __________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество гражданина - доверителя)

проживающему(ей) по адресу: ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________,

телефоны: раб. ___________________________, дом. _________________________.
К заявлению прилагаю следующие документы:

1. ______________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________

3. ______________________________________________________________________
"__"___________ 201_ г.

(дата подачи заявления)
Подпись представителя заявителя ____________________
"__"___________ 201_ г.

(дата приема заявления)
Подпись специалиста уполномоченного органа

в сфере социальной защиты населения

(многофункционального центра) ___________________________.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» предусматривает участие адвоката в оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

В рамках проводимого Минюстом России мониторинга реализации Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации», Кодекса профессиональной этики адвоката, Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» осуществляется сбор и обобщение данных о количестве случаев оказания бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро субъектов Российской Федерации и адвокатами, в том числе учитывается информация о наличии жалоб на действия (бездействия) адвокатов в рамках оказания бесплатной юридической помощи.

Результаты мониторинга, а также включение данных показателей в госпрограмму являются основанием для продолжения работы по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере оказания квалифицированной юридической помощи, предусматривающей, в частности, доступность для граждан квалифицированной юридической помощи и неукоснительное соблюдение адвокатами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики.

Исключение из подпрограммы 1 показателя «Объем юридических услуг (помощи), оказанных адвокатами бесплатно (в натуральном выражении)» предлагается осуществить по следующим основаниям.

Информация о количестве дел, по которым адвокат участвовал в рамках уголовного и административного судопроизводства по назначению (бесплатно) учитывается адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации. Единой практики ведения учета таких дел в настоящее время не существует, при этом территориальные органы Минюста России не наделены полномочиями по истребованию указанной информации. В рамках гражданского судопроизводства участие адвоката в оказании квалифицированной юридической помощи осуществляется в соответствии с приказом Минюста России (о формах документов по участию адвокатов в государственной системе оказания бесплатной юридической помощи), и подлежит направлению в территориальные органы юстиции в установленном порядке. Вышеуказанный показатель предлагается заменить на «Объем (количество) юридической помощи, оказанной государственным юридическим бюро бесплатно, в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

По аналогичным основаниям предлагается скорректировать показатель «Удельный вес услуг, оказанных гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в общем объеме услуг, оказанных адвокатами» и заменить его на: «Количество жалоб на адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Показатель «Доля граждан, удовлетворенных качеством юридических услуг (помощи) от общего числа граждан, обратившихся к адвокатам» подлежит исключению по следующим основаниям. Данный показатель был введен в программу в связи с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
№ 000, в соответствии с которым такой оценке подлежат государственные и муниципальные услуги. Оказание юридических услуг (помощи) гражданам в силу положений Федерального закона от 01.01.01 г. «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации», Федерального закона
«О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», ведомственных актов Минюста России не относится к государственным (муниципальным) услугам.

Показатель «Количество адвокатов в Российской Федерации» позволит отследить динамику увеличения численности адвокатского сообщества к 2020 году. Доступность квалифицированной юридической помощи напрямую зависит
от количества адвокатского сообщества и от профессионального уровня адвокатов.

Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, а также иными заинтересованными участниками рынка юридических услуг, в настоящий момент обсуждаются концептуальные подходы к развитию адвокатуры и рынка юридических услуг
в Российской Федерации в целом, а также продолжается работа по формулированию предложений, которые могли бы лечь в основу Концепции.

В рамках III Петербургского международного юридического форума проводилось обсуждение вопроса реформы в рамках круглого стола на тему: «Объединяя российскую юридическую профессию – возможные проблемы интеграции, которая позволит юристам работать в рамках регламентированной структуры». На VI Всероссийском съезде адвокатов, прошедшем 22 апреля 2013 г., внесены изменения в Кодекс профессиональной этики адвоката, касающиеся, в том числе качества оказания адвокатами юридической помощи, а также ответственности адвокатов за нарушение законодательства в сфере адвокатуры.

Во исполнение пункта 36 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2014 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. , подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи» (далее – законопроект).
В настоящее время указанный законопроект готовится для внесения
в Правительство Российской Федерации. Законопроектом предусматривается, в том числе внесение изменений в Федеральный закон от 01.01.01 г. № 63-ФЗ
«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

В связи с необходимостью выработки единой согласованной позиции
с Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, судебными органами и иными заинтересованными органами и организациями по основным положениям и этапам разработки Концепции, завершение работы по разработке основных положений Концепции объективно возможно не ранее II полугодия 2015 г. Кроме того, заявленные ранее положения Концепции, обсуждаемые в настоящее время с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, не в полной мере отвечают конечной цели проведения судебной реформы, в связи с чем потребуется срок для ее дополнительной доработки.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по объединению Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводится работа по реформированию судебной системы. В этой связи также могут быть приняты решения, направленные на развитие юридической профессии.

Минюстом России продолжается работа по обобщению и изучению мнения профессионального юридического сообщества, касающегося таких аспектов
как профессиональная этика в юридической профессии, дисциплинарная практика, адвокатская монополия, привилегии и гарантии в отношении адвоката в уголовном судопроизводстве, иные вопросы регулирования адвокатской деятельности.

В связи с необходимостью определения окончательного варианта Концепции реформирования адвокатуры и формата ее обсуждения срок реализации указанного мероприятия продлен до 31 декабря 2015 г.

Кроме того, работу по разработке проекта федерального закона о профессиональной юридической помощи в Российской Федерации, направленного на оптимизацию процедуры допуска к профессии адвоката и стандартизацию рынка профессиональной юридической помощи, возможно начать только после завершения согласования и утверждения Концепции. В госпрограмме срок разработки федерального закона предлагается установить на 2017 год.

Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен и направлен на согласование в заинтересованные органы исполнительной власти Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации
от 1 декабря 2012 г. № 000 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи
с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации».

Проект постановления подготовлен в целях законодательного разрешения правовых коллизий по порядку расчета и размера возмещения адвокатам процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, и издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также вопросов, связанных с особенностями возмещения расходов на производство судебной экспертизы по уголовным и гражданским делам.

Аналогичные изменения подлежат включению в приказ Минюста России
и Минфина России. Ожидаемый срок принятия постановления – февраль 2015 г.,
приказа Минюста России и Минфина России – I полугодие 2015 г.

Исключение из паспорта госпрограммы задачи «Повышение статуса адвокатов в профессиональном юридическом сообществе путем создания механизма регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации, а также введения в действие эффективного механизма исключения из профессии» и задачи «Развитие и поддержание конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников» представляется рациональным и целесообразным ввиду отсутствия в настоящее время законодательно урегулированного механизма их реализации. Принципы оказания квалифицированной юридической помощи, унифицированные обязательные требования к субъектам оказания квалифицированной юридической помощи по неограниченному кругу правовых вопросов и ряд других будут определены в проекте концепции реформирования рынка юридических услуг.

Госпрограмма предусматривает принятие федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» и введение на всей территории Российской Федерации единой небюджетной модели нотариата, оптимизацию процедуры допуска к профессии нотариуса, подробную регламентацию нотариальной деятельности, обеспечение доступности получения нотариальной помощи для граждан и организаций, повышение роли института нотариата в Российской Федерации, детальную регламентацию процедуры (правил) совершения всех нотариальных действий, совершенствование контроля в сфере нотариата (срок исполнения – 2014 год).

Предлагаемое изменение предоставляет взыскателю дополнительные возможности по защите своих прав, позволяя оставить арестованное имущество должника, представляющее для взыскателя особую ценность, в счет погашения суммы взыскания по исполнительному документу.

Перенос срока на 2015 год обусловлен тем, что в настоящее время проект федерального закона находится на стадии разработки.

Кроме того, Минюстом России прорабатывался вопрос о внесении изменений в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации в части установления уголовной ответственности для граждан за неисполнение судебного постановления по гражданскому делу (за исключением решений суда, касающихся споров о детях) или судебных актов арбитражного суда , обязывающих совершить действия неимущественного характера. В настоящее время разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (по вопросу совершенствования порядка исполнения штрафа, назначенного в виде наказания за совершение преступления).

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в статьи 31 и 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, исключающие возможность принудительного взыскания штрафа за преступление, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного, за исключением штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания. Кроме того, был исключен такой квалифицирующий признак «злостности» уклонения от уплаты штрафа как сокрытие осужденным своих доходов и имущества от принудительного взыскания. С учетом этого в настоящее время «злостность» уклонения осужденного от уплаты характеризуется одним единственным признаком – фактом неуплаты штрафа за преступление в срок, установленный законом или судебным актом о рассрочке его уплаты.

В связи с этим использование в Уголовном кодексе Российской Федерации
и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации термина «злостное» относительно неисполнения штрафа за преступление является необоснованным
и создает сложности и неясности в правоприменении, поскольку понятие «злостное» подразумевает наличие совокупности нескольких признаков действий или их неоднократность. Так, анализ правоприменения показал, что несмотря на разъяснение вопросов исполнения штрафа за преступление в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. № 33, единая практика по этим вопросам отсутствует. В этой связи законопроектом предлагается термин «в случае злостного уклонения от его отбывания» из Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исключить. На основании изложенного в приложение 3 к госпрограмме вносятся соответствующие изменения.

Минюстом России также подготовлен проект федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части создания дополнительных условий повышения эффективности исполнения исполнительных документов о взыскания алиментов)», подготовленный в целях создания дополнительных гарантий детям на получение средств на содержание
от родителей и побуждения родителей к добросовестному исполнению родительских обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей.

В частности, законопроектом предлагается наделить судебного пристава-исполнителя правом устанавливать запрет на совершение юридически значимых действий, приводящих к полной или частичной утрате возможности взыскателя получить удовлетворение требований исполнительного документа о взыскании алиментов за счет имущества должника. Такой запрет может быть установлен только в тех случаях, когда должник имеет задолженность по алиментным платежам, размер которой в два раза превышает величину прожиточного минимума, а размер заработной платы и иных доходов должника не позволит погасить задолженность в течение двух месяцев.

Предложенный законопроектом порядок взыскания задолженности позволит обеспечить регулярность выплаты алиментов и создать дополнительную мотивацию должника к своевременной выплате средств на содержание детей. Перенос срока на 2015 год обусловлен тем, что работа по законопроекту не завершена.

Исключение пункта 16 из приложения 3 связано с тем, что решение вопроса о наделении ФССП России полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности будет возможно после отнесения ФССП России к иному виду государственной службы.

Исключение пункта 17 приложения 3 связано с тем, что Минюстом России прорабатывался вопрос о закреплении за ФССП России функции по обеспечению охраны задержанных, подозреваемых и обвиняемых, доставленных в здания судов для проведения процессуальных действий, осуществлению пропускного режима в судах, обеспечению физической защиты судей и участников судебных процессов. Однако предложение не поддержано Минфином России, так как изменение повлечет увеличение штатной численности судебных приставов и, соответственно, дополнительную потребность в бюджетных ассигнованиях.

Во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 г. № Пр-1189 выработан подход, согласно которому предполагается с 1 января 2016 г. исключить службу в ФССП России из системы государственной гражданской службы и отнести службу на должности судебного пристава к особому виду государственной службы Российской Федерации.

Данное предложение Правительства Российской Федерации поддержано Администрацией Президента Российской Федерации. На основании изложенного пункты 19, 21-33 приложения 3 объединены и изложены в новой редакции.

Учитывая продолжение работы по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части регулирования порядка исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц и деятельности ФССП России, его кодификация будет возможна только после завершения соответствующих мероприятий. В связи с этим предлагается также исключение пункта 18
приложения 3 к госпрограмме.

В соответствии с требованиями Порядка подпрограмма 4 также разделена на 3 основных мероприятия, направленных на достижение ее целей и задач и отражающих ее комплексный характер.

Сведения о ресурсном обеспечении госпрограммы предлагается скорректировать в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «__» ________ г. № ___

О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Реализация настоящего постановления осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства Д.Медведев

Российской Федерации

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от _________ 2018 г. № _____

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

1. 1. В Правилах подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 295; 2009, № 10, ст. 1237; 2012, № 43, ст. 5875; 2013, № 22, ст. 2816; 2014, № 21, ст. 2699; 2015, № 40, ст. 5562):

подпункт «з» пункта 10 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

2. В Правилах подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 17, ст. 2046; 2008, № 11, ст. 1033; 2009, № 18, ст. 2248; 2012, № 38, ст. 5121, № 43, ст. 5875; 2013, № 22, ст. 2816; 2015, № 40, ст. 5562; 2016, № 40, ст. 5736):

Подпункт «б» пункта 5 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«Географические координаты заявленного к использованию участка акватории, примыкающие к береговой линии водного объекта, определяются в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. В случае, если заявленный участок акватории расположен на морской акватории, географические координаты определяются в единой системе геодезических координат 1942 года (СК-42).».

3. В постановлении Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 11, ст. 1033; 2009, № 18, ст. 2248; 2012, № 43, ст. 5875; 2013, № 22, ст. 2816; 2015, № 40, ст. 5562):

а) подпункт «ж» пункта 7 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных указанным постановлением, дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«Географические координаты заявленного к использованию участка акватории, примыкающие к береговой линии водного объекта, определяются в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. В случае, если заявленный участок акватории расположен на морской акватории, географические координаты определяются в единой системе геодезических координат 1942 года (СК-42).»;

б) в подпункте «б» пункта 6 Формы примерного договора водопользования, утвержденной указанным постановлением, после слов «географические координаты» дополнить словами «заявленного к использованию участка акватории, примыкающие к береговой линии водного объекта, определяются в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. В случае, если заявленный участок акватории расположен на морской акватории, географические координаты определяются в единой системе геодезических координат 1942 года (СК-42).».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – проект постановления), разработан в результате анализа правоприменительной практики.

Нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по предоставлению права пользования водными объектами, не установлены требования к оформлению материалов, отображающих в графической форме заявленный участок водопользования.

Вместе с тем, результатом неправильного определения заявителем географических координат места водопользования, по факту может стать наложение запрашиваемого участка акватории водного объекта, на участки акватории уже предоставленные и расположенные в непосредственной близости друг от друга.

Отсутствие требований к материалам, представляемым в графической форме, в части указания географических координат, определенных самостоятельно без привлечения лиц, имеющих определенный уровень профессиональной квалификации в области геодезии и картографии, существенно снижает качество представленного материала.

Выявить недостоверность определения географических координат на стадии рассмотрения заявления, то есть до принятия положительного решения о возможности использования водного объекта для заявленных целей, не представляется возможным, в силу отсутствия технических средств, в том числе лицензированных программных продуктов для осуществления достоверной оценки правильности определения представляемых заявителем географических координат.

Поскольку в большинстве случаев, заявленные участки акватории прилегают к береговой линии (границе) водного объекта, предлагаемые изменения были подготовлены с учетом Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Реализация настоящего постановления осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.

Принятие проекта постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.


usd цб 66.5002

eur цб 73.0638

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации



Присвоение ученых званий доцента и профессора и утверждение форм документов, представляемых для рассмотрения вопроса о присвоении ученых званий, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Правительства Российской Федерации

«Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации» (далее - проект постановления) разработан Минобрнауки России во исполнение статьи 41 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ), которой вносятся изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4137; 1998, № 30, ст. 3607; № 51, ст. 6271; 2000, № 2, ст. 162; 2001, № 1, ст. 20; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 27, ст. 2715; 2006, № 1, ст. 10; № 50, ст. 5280; 2007, № 49, ст. 6069; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 7, ст. 786; № 31, ст. 3923; № 52, ст. 6434; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4167; 2011, № 10, ст. 1281; № 30, ст. 4596; ст. 4597; ст. 4602; № 45, ст. 6321, № 49, ст. 7063; 2012, № 31, ст. 4324; № 50, ст. 6963) в части государственной научной аттестации, и перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № ДМ-П8-2007.

Статьей 41 Федерального закона № 185-ФЗ устанавливается, что порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций, порядок рассмотрения Высшей аттестационной комиссией при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности (далее - Комиссия), диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и аттестационных дел, порядок присвоения ученых званий доцента и профессора, в том числе критерии присвоения ученых званий, требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий, порядок рассмотрения аттестационных дел на присвоение ученых званий, основания и порядок лишения, восстановления ученых званий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Присвоение ученых званий доцента и профессора и утверждение форм документов, представляемых для рассмотрения вопроса о присвоении ученых званий, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.

Проектом постановления установлены соответствующие полномочия и права Комиссии как органа, создаваемого в целях обеспечения государственной научной аттестации.

В соответствии с пунктом а) перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № ДМ-П8-2007 Министерством образования и науки было проведено общественное обсуждение возможности регулярной ротации членов Комиссии (соответствующий подготовленный Министерством образования и науки Российской Федерации проект концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации, поддержанный решением президиума Комиссии от 12 апреля 2013 г. № 15/22 18 апреля 2013 г. был размещен на официальном сайте Минобрнауки России в сети «Интернет» для общественного обсуждения сроком на 30 дней).

По результатам указанного общественного обсуждения проектом постановления устанавливается, что состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации сроком на 4 года, при следующем утверждении Правительством Российской Федерации состав Комиссии обновляется не менее чем на 50 процентов, при этом член Комиссии не может исполнять свои функции более 2 сроков подряд.

Принятие постановления не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

Директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников

И.А. Шишканова



ОТПРАВИТЬ:













КиберБиблиотека

Открытая наука, немного коммунизма и борьба с плагиатом

Неоднократные заявления Д.А. Медведева о необходимости ускорения процесса внедрения в России технологий борьбы с плагиатом в научной и образовательной сфере и создания общедоступного банка знаний с инструментами публичного экспертного обсуждения научных работ (научных статей, дипломов, диссертаций и т.п.) находят конкретное воплощение. В Сети набирает обороты бесплатная научная электронная библиотека «КиберЛенинка».

19.11.2013 15:09




Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.