Фотографии вивьен майер. Посмертное признание: трогательная история уличного фотографа Вивиан Майер (Vivian Maier)

Для внешнего мира Вивиан Майер была только няней и домработницей из Чикаго. Однако ее скрытый талант фотографа был признан только после ее смерти в 2009 году, когда Джон Малуф купил на аукционе 100 000 ее негативов и издал книгу.

Майер провела большую часть своей жизни, блуждая по улицам Чикаго с камерой Rolleiflex и печатая удивительные черно-белые снимки, которые передавали все стороны жизни Америки середины прошлого столетия.

Вивиан не получила за свои фотографии ни копейки, однако назвать ее любителем просто не поворачивается язык. Она никому не показывала своих фотоснимков, никто даже не знал о ее увлечении. При этом она оставила настоящий архив-фоторепортаж, по которому сейчас можно составлять лекции для студентов о жизни, моде, традициях и культуре того времени.

Слава к фотохудожнице-любительнице Вивиан Майер (1926-2009) пришла только после ее смерти. Причем открытие ее творчества стало одним из самых значительных событий в мире современной фотографии.

Почти 40 лет Вивиан проработала гувернанткой в разных семьях. Ее любимым хобби было делать снимки уличной повседневной жизни. Все ее снимки сделаны хорошим среднеформатным аппаратом Rolleiflex.

В течение года Вивиан Майер снимала почти 200 пленок - то есть на самом деле работала она как хороший профессионал.

Публикация же работ фотохудожницу, похоже, совершенно не интересовала. Но тем не менее свой огромный архив, насчитывающий более 100 000 негативов, она бережно хранила.

Эту гигантскую коллекцию совершенно случайно на одном из аукционов купил историк Джон Малуф всего за 400 долларов.

Достоверных фактов о жизни Вивиан Майер сегодня известно очень мало. До конца невыясненным остается вопрос даже о месте ее рождения.

Одни источники говорят, что Вивиан родилась во Франции, по другим источникам она является уроженкой Нью-Йорка.

Ее мать, Мария Джоссод, была француженкой, а отец Чарльз Майер - австрийцем. В детстве Вивиан несколько раз переезжала из Франции в США, но, где она жила, находясь во Франции, неизвестно.

В 1951 году, когда Вивиан было 25 лет, она переехала в Нью-Йорк и некоторое время работала в одной из кондитерских. В 1956 году она нашла работу няни и 40 следующих лет посвятила этой деятельности, причем целых 14 лет проработала в одной семье.

Свои выходные дни она проводила, гуляя по улицам и делая фотоснимки. В период между 1959 и 1960 годами Вивиан объехала множество стран, побывала в Таиланде, Египте, Индонезии, Вьетнаме, Тайване и других странах. И в каждом городе, который она посещала, Вивиан делала множество фотографий.

Со временем архив быстро разрастался, а все коробки, в которых хранились материалы, Вивиан всегда перевозила с собой на новое место работы.

Так, один из ее работодателей говорит, что насчитал 200 коробок, которые привезла с собой новая гувернантка.

Кроме фотографий и негативов Вивиан хранила множество старых газет и аудиозаписей разговоров, которые она вела с некоторыми из людей, запечатленных на ее снимках.

На кинопленках из ее архива есть множество совершенно бессюжетных роликов - например, съемки из окна поезда.

Вивиан Майер любила носить огромные широкополые шляпы и мужские брюки. Она была феминисткой и разделяла социалистические идеи.

Характер у нее был очень замкнутый, но при этом ей каким-то чудесным способом удавалось прекрасно ладить с детьми.

Ближе к концу жизни Вивиан Майер на некоторое время стала бездомной и жила на социальное пособие.

Но дети, которых она когда-то воспитывала, узнав о ее бедственном положении, собрали для нее средства, купили ей квартиру и оплачивали ее счета.

В 2008 году в возрасте 82 лет Вивиан неудачно поскользнулась на льду, упала и сильно ударилась головой.

Ей так и не удалось оправиться от травмы, и через год она умерла в доме престарелых.

В Чикаго есть такая услуга: камеры хранения за умеренную плату берут на хранение всякие вещи, которые хозяевам девать уже некуда, а выкинуть пока жалко.

Как только хозяева перестают вносить плату за хранение своих «сокровищ», их немедленно выставляют на аукцион.

На одном из таких аукционов, проводившихся в 2007 году, 26-летний агент по недвижимости Джон Малуф (John Maloof) купил огромную коробку со старыми негативами за небольшую цену. Малуф совершил покупку вслепую и поначалу совершенно не придавал ей значения.

Но когда он приступил к проявке пленок, то быстро понял их настоящую стоимость. Он опять обратился на тот же аукцион и выкупил остальные коробки, в которых было несколько тысяч непроявленных пленок.

Джон Малуф целый год разбирал эти ящики, пока, наконец, не наткнулся в одном из них на конверт с именем хозяйки этого архива.

По запросу «Vivian Maier» в интернете Джону Малуфу удалось найти только краткий некролог - больше никакой информации не было. Тогда Малуф приступил к поискам семей, в которых когда-то работала Вивиан Майер.

Так ему удалось собрать еще несколько коробок с газетными вырезками, сделанными Вивиан, фототехнику, с которой она работала, и множество проявленных фотографий.В 2011 году в Chicago Cultural Center состоялась первая дебютная выставка фотографий Вивиан, а недавно Малуф опубликовал книгу о Вивиан Майер.

Правда, сейчас можно найти утверждения, что Джон Малуф с самого начала знал, кому принадлежат снимки, что купил он их в то время, когда Вивиан еще была жива, и что он прекрасно понимал, какую ценность он приобретает. Но это всего лишь одна из версий.

История американской фотохудожницы Вивьен Майер (Vivian Maier) - интересный случай славы, пришедшей к фотографу лишь после смерти. Ее тщательно собранный архив из почти ста тысяч негативов никто не видел, он был обнаружен случайно, и произвел настоящий международный фурор.

Подробная и самобытная иллюстрация жизни американского общества 60-х и 70-х годов, забавные уличные сюжеты и удивительно характерные портреты не оставляют равнодушными никого из зрителей. По уровню профессионализма, умения приблизиться к модели и раскрыть ее личность, Майер сравнивают с Робертом Франком и Ли Фридлендером.

Искусство вечно и работы переживают своих создателей, которые служат лишь "проводниками" между творчеством и зрителем. К сожалению, имя Майер стало известно лишь после ее смерти, и она не получила признания, которого заслуживает. Сегодня Вивьен Майер прославляют снимки, сделанные среднеформатной камерой Rolleiflex, с которой она почти не расставалась. Знакомые называли ее "Мери Поппинс с фотоаппаратом" - Вивьен работала гувернанткой в состоятельных чикагских семьях.

Возможно, из-за гендерных и социальных барьеров середины ХХ века женщина не пыталась прославиться при жизни - или пыталась, но неудачно. Сегодняшним исследователям крайне мало известно о ее личности и истории. В этом также проявляется уникальность фотографа - за нее говорят только ее работы, впечатление о личности мы формируем через призму таланта.

Стиль Майер - внимательное наблюдение за действительностью и точное "выхватывание" интересных и красноречивых деталей из пестрого полотна жизни американцев. По ее работам мы можем получить полное, объемное представление о том, как выглядело и чем "дышало" высшее общество и обеспеченные классы, среди которых жила фотохудожница, посмотреть, какие сцены разворачивались на улицах и в парках Чикаго, что носили и как выражали эмоции горожане.

Фотографии Майер - не беспристрастные иллюстрации, а сформированные сюжеты, выдающие в авторе неординарного рассказчика, яркого, с чувством юмора и активной социальной позицией. В год Вивьен снимала не менее 200 пленок, проявляя их в своей комнате (она сделала из нее фотолабораторию) - это уровень полноценного профессионала. При этом у нее была и основная работа. Менять ее на карьеру фотографа она не собиралась, но архив бережно систематизировала и хранила. Обнаружен он был абсолютно случайно.

Случайная находка, посмертная слава и судебные скандалы

В 2007 году 26-летний житель Чикаго Джон Малуф решил написать книгу про родной город. Профессиональный агент по недвижимости, он случайно попал на распродажу склада хранения, где решил купить несколько никому не принадлежащих коробок, от которых избавлялись из-за неуплаты за место. Заплатив 400 долларов, он получил более ста тысяч отснятых пленок и негативов и решил отсканировать их и проявить фотографии. Взглянув на готовые снимки, он сразу понял - перед ним сокровище.

В архиве находились великолепные фотографии, сделанные в жанре уличного репортажа, 3000 фотоотпечатков, любительские документальные фильмы на восьми- и шестнадцатидюймовой пленке и записанные на магнитофон интервью с чикагцами. Кроме основной части, выкупленной Джоном, в архиве были и другие снимки - их продали Рону Слаттери и Ренди Проу. Они выложили несколько фото в своих блогах, но общественного резонанса не вызвали.

Все изменилось, когда Малуф разместил фотографии на хостинге Flickr. Выложив несколько снимков на авторитетном фотоблоге, он сразу же получил около двух сотен предложений - его просили организовать выставки, снять документальный фильм об авторе и рассказать о ее истории. Джон выкупил оставшиеся части архива у совладельцев и стал собственником более 90% снимков и прав на их публикацию.

Малуфу пришлось потратить немало сил, чтобы выяснить, кто же сделал фотографии, вызвавшие такой ажиотаж среди профессионалов. Имя Майер было написано на одной из коробок, которые купил Джон. Он начал искать родственников и знакомых фотохудожницы и смог связаться с двумя семьями, в которых она работала гувернанткой. Одна из них передала Малуфу личные вещи Вивьен - коробки с газетными вырезками, проявленные снимки и фототехнику, альбомы по фотографии, принадлежавшие ей, записки и платежные документы. По ним и рассказам воспитанников удалось восстановить информацию о фотографе, так как живых ее родственников Джон не нашел.

Малуф занялся организацией выставок фотохудожницы. Первая прошла в Норвегии, в 2010 году, затем экспозиции открылись в Америке и в других странах Европы и Азии. Через год свет увидела книга о Майер Out of Shadows ("Из тени"), а еще через три года, в 2014, на Малуфа подали судебный иск о защите прав предполагаемого наследника.

Адвокат Девид Дил получил информацию, что во Франции живет кузен Майер Франс Белль, имеющий по закону США право на ее архив. Юрист потребовал прекратить коммерческое распространение фото и заявил, что снимки используются нелегально. Несмотря на то, что нынешние владельцы архива выкупили права у найденной второй кузины Вивьен, Сильвии Жоссен, им пришлось включиться в тяжбу. Одна из причин запутанной ситуации с наследством Майер - малоизученность ее биографии.

Биография Вивьен Майер: что мир знает о гениальном, но таинственном репортажнике

О фотохудожнике, родившейся в 1926 году в Нью-Йорке, известно до обидного мало. Она была дочерью австрийца и француженки, все детство путешествовала между Америкой, Европой и деревней СенБонне-ан-Шансор в Альпах, где жила с матерью. Английский язык не было родным для Вивьен, его она полноценно освоила уже в американский период жизни (по слухам для этого она помногу ходила в театр). После развода родителей в 1930 году Вивьен стала брать уроки фотографии у подруги матери, профессионального фотографа, годы Второй мировой войны провела во Франции, а затем, в двадцатипятилетнем возрасте, вернулась в США. В 1960 году она, судя по всему, на доходы от продажи дома в деревне, путешествовала по Европе, ближнему Востоку и Юго-Восточной Азии - от Египта до Тайваня и Индонезии.

Пять лет она жила в Нью-Йорке и работала в кондитерском магазине, а потом сменила профессию на работу гувернантки и переехала в Чикаго. Там Майер прожила до самой смерти, 40 лет воспитывая детей в обеспеченных семьях. Рядом с одной из своих воспитанниц Вивьен прожила 14 лет. Семейство Гинзбургов не прекращало общаться с Майер до самой ее смерти и даже подарило ей небольшую квартиру в престижном районе города. Кроме этой семьи, Вивьен работала у состоятельных Реймондов и даже у известного американского ведущего Фила Донахью.

Майер не расставалась с камерой, снимая социальные сюжеты о малообеспеченных жителях Чикаго и высшем обществе. Во время прогулок с детьми она фотографировала уличных зевак, ей позировали прохожие и богатые знакомые ее нанимателей. Всегда в мужских брюках, широкополой шляпе и строгих туфлях, она ходила с камерой по городу и непрерывно работала. Воспитанники вспоминают, что она придерживалась социалистических взглядов, склонялась к феминизму и всегда искренне говорила людям правду в глаза.

Умерла фотохудожница в 2009 году, в доме престарелых, куда попала из-за травмы головы от падения на льду. Она скончалась незадолго до своего триумфа. Мы так и не узнаем, как бы отнеслась Майер к пришедшей 100% заслуженной славе.

Я узнала о ней случайно - смотрела в «ютьюбе» какой-то документальный фильм, и он, когда закончился, автоматически «перешел» в следующий. Фильм рассказывал об этой женщине, странном и загадочном фотографе, о котором мир узнал совсем недавно.

У нее не было семьи, детей, подруг и близких родственников. Она прожила долгую жизнь (1926-2009), но о ней осталось очень мало свидетельств - лишь разрозненные воспоминания ее многочисленных хозяев, и их детей, за которыми Вивиан присматривала - она всю жизнь проработала няней. И еще ее фотографии - тысячи, тысячи фотографий! Вивиан фотографировала почти непрерывно, просто все, что видела: детей, взрослых, сценки на улицах, и даже мусор в корзинах!
Ее фотографии поражают меня… немотой. Они настолько жизненны, что отсутствие звука, цвета и движения вводят в легкий диссонанс; это сама жизнь.

Мир узнал о Майер благодаря молодому чудаковатому парню Джону Малуфу, который за ничтожную сумму купил на аукционе негативы пленок, не зная, что на них запечатлено. Напечатав фотографии, Джон поразился их выразительности и профессионализму, удивительному чувству кадра и композиции, которым обладал неизвестный автор. Джон захотел познакомить человечество со своей находкой.

Проблемой было то, что ни один музей не признавал художественной ценности найденных работ, в первую очередь потому, что Вивиан сама практически никогда не печатала свои фотографии, она хранила только проявленные негативы. Печатью фотографий музеи не хотели заниматься. Тогда Малуф стал сотрудничать с одним культурным центром и организовал первую выставку. Успех был колоссальным! Также Джон заинтересовался самой Вивиан, ее жизнью, и стал искать близких фотохудожницы, которые смогли бы что-то о ней рассказать.

Выяснилось, что она родилась в семье европейцев - отца-австрийца и матери-француженки. И хоть родилась Вивиан в Нью-Йорке, детство и юность она провела в Европе. Родным языком ее был французский, по-английски она всю жизнь говорила с акцентом. Переехав окончательно в Америку она первое время жила с подругой-фотографом, та, по-видимому, и научила Вивиан фотографировать. Надо сказать, что дальние французские родственники до сих пор хранят фото-камеру матери Вивиан, так что она не первый фотограф-любитель в семье.

Вивиан пользовалась довольно дорогой камерой Rolleiflex. Ее не надо было подносить к лицу, фотографии делались "от груди", что не обращало на себя внимание прохожих.


Был в жизни Вивиан довольно яркий период: она, по всей видимости, получила наследство из Европы, на 8 месяцев оставила работу и уехала путешествовать. Одна. У Вивиан никогда не было парня, или просто ухажера, во всяком случае о таком никто не помнит. Она была некрасива, угловата, неловка в движениях и довольно высока ростом - более 175. Кроме того, Вивиан была болезненно замкнута в себе и довольно подозрительна, что с возрастом приобрело клинические формы.
Во время путешествия она посетила Южную Америку, Египет, Таиланд, Вьетнам и Европу. И сделала массу фотографий, естественно.

Во всех семьях, в которых работала Вивиан, ее помнят, как «очень странную», а некоторые, как «совершенно больную» женщину. Одна из бывших подопечных утверждает, что причуды Вивиан выходили за рамки обычной эксцентричности. Так, она могла повести маленьких детей, за которыми присматривала, в квартал трущоб, чтобы пофотографировать жизнь нищих чернокожих и бродяг. Или, к примеру, взять с собой малышку… на скотобойню.
Некоторые ее воспитанники вспоминают ее без особой теплоты, няней она была еще той. Одна женщина рассказывала, что в детстве Вивиен поколачивала ее и насильно кормила, пока девочке не исполнилось 8 лет и она не научилась изворачиваться и сопротивляться.

Еще один случай вспоминала другая семья: Вивиан стала свидетельницей того, как малыша из этой семьи сбил автомобиль (не насмерть, к счастью). Его уложили на живот и накрыли пиджаком до приезда скорой, а Вивиан, вместо того, чтобы успокоить мальчика, бегала вокруг и фотографировала.

Совсем «плохой» Вивиан стала на склоне лет. У нее явно проявились признаки паранойи. Она все время занавешивала окна, будучи уверенной, что за ней следят. Вивиан ничего не выбрасывала, не позволяла заходить к себе в комнату, собирала всякий хлам, ее жилище до самого потолка было забито сложенными в стопки газетами. Из-за этих газет она и потеряла последнюю работу: хозяева отдали немного газет соседу, который делал ремонт, что вызвало у Вивиан приступ неконтролируемой ярости. Она устроила грандиозный скандал, и это стало последней каплей. Работодателям было очень жаль женщину, но присматривать за детьми далее они не могли ей доверить. Они уволили ее, но помогли приобрести небольшое собственное жилище и поддерживали с ней связь до конца ее жизни.

Дни свои Вивиан окончила в доме престарелых, но это был лишь последний год ее жизни. Она долгое время обслуживала себя сама, а в Дом престарелых попала лишь после полученной травмы. Ее соседи вспоминают пожилую даму, которая бродила по парку, исследуя содержимое мусорных баков, тихо поругиваясь на французском и давая советы прохожим. Умерла она в 83 года.

Вивиан явно не собиралась обнародовать свои фотографии. Она фотографировала для себя, ей нравился сам процесс, даже отпечатки снимков ее не интересовали. Возможно, ее болезненные фантазии требовали непрерывного запечатления всего происходящего вокруг. Она иногда говорила: «Я-женщина-загадка!», или даже сообщала иногда, что она шпионка.

Ее наследие огромно - более 100 000 кадров негативов. Многие до сих пор не напечатаны. Кроме того, Вивиан делала и видео-записи. Большую часть ее наследия перекупил Джон Малуф, часть архива он вынужден был перепродать коллекционеру Джеффу Голдштейну, так как просто не успевал обработать материалы в таком количестве. Джон и сейчас занимается исследованием жизни Вивиан, популяризацией ее наследия организацией выставок. Он же снял о ней фильм.

Ее фотографии удивительны - словно их делала не сухая замкнутая женщина со странностями, а кто-то другой - веселый, озорной и любящий жизнь. Может, она такой и была, только не дала это никому рассмотреть.

Зато можно рассмотреть ее фотографии:








Часть фотографий взята с сайта

К сожалению, не каждого человека известность и признание находят при жизни. Благодаря американскому коллекционеру по имени Джон Малуф, в руки которого случайно попадают уникальные фотографии, мир узнает о снимках в жанре уличной съемки.

Начало истории

Купленная на аукционе коробка с негативами становится началом поиска автора поистине шедевральных произведений, снятых на черно-белую пленку. Малуф узнает о женщине, скончавшейся в 2009 году, чье имущество пошло с молотка. Молодой человек проводит огромную работу по розыску остального имущества Вивиан Майер. Никому не показывающая свои снимки замкнутая гувернантка фотографировала более двадцати лет. Около ста пятидесяти тысяч негативов стали настоящим феноменом в мире визуального искусства.

Спорные вопросы

Джон Малуф прекрасно понимает, что попавший в его руки архив - это нечто большее, чем обычные фотографии, не несущие особой ценности. Отсканированные черно-белые снимки он выкладывает в Сети, и мгновенно они производят фурор.

Малуфа, как порядочного человека, терзают сомнения по некоторым вопросам. Во-первых, он долго думает, показывать ли миру то, что постаралась тщательно скрыть Вивиан. После долгих размышлений Джон решается обнародовать весь архив, полагая, что каждый творит в надежде быть услышанным обществом и остаться в его памяти. Он становится агентом, продвигающим фотоснимки Майер на всеобщее обозрение, организовывает многочисленные выставки и пишет о ее творчестве. Известная монография «Vivian Maier: Street photographer» увидела свет в 2011 году, а рассказывает она об уникальном подходе няни к фотосъемке. Ее можно назвать настоящей исповедью сложной и замкнутой Вивиан.

Во-вторых, Малуфа интересует, кому принадлежат авторские права, ведь семьи у Вивиан не было. Он оформляет все по закону: находит двоюродного племянника, проживающего во Франции, и заключает с ним сделку. Выкупив права, Джон получает доходы от использования наследия Вивиан Майер.

Однако в прошлом году ее работы постепенно пропадают с многочисленных выставок. Связано это с длящимся до сих пор разбирательством в суде, затеянном одним завистливым адвокатом, посчитавшим, что делившийся наследием Малуф наживается на работах, которые ему не принадлежат. От имени другого родственника в суд поступает иск на запрет коммерческого использования фотографий и установление принадлежности авторских прав.

Биография

В 1926 году родилась фотограф-любитель Вивиан Майер. Биография ее весьма скудна, информация о женщине почерпнута из снимков и немногочисленных воспоминаний знакомых. В возрасте 25 лет девушка переезжает в Америку и устраивается работать няней в состоятельные семьи. При каждой свободной минутке Вивиан гуляет по улицам и фотографирует. Кроме этого, она снимает видео и записывает разговоры со своими персонажами.

Скрытность

Вивиан отличается эксцентричностью в одежде и поведении, с удовольствием носит мужскую обувь, огромные шляпы и пиджаки на вырост. Достаточно замкнутая женщина легко заговаривает с незнакомцами, делает аудиозаписи бесед и фотографирует открывшихся ей людей. Своей семьи у нее не было, но Майер даже гордится статусом одиночки.

Гувернантка часто меняет хозяев, переезжая из дома в дом, и всегда просит установить замок в ее комнате. Она скрывает свое тайное увлечение и личное пространство от всех. В чем причина такого поведения, никто не знает. Возможно, она боится критики, а может быть, она просто фотографирует для себя, и посторонний зритель ей не нужен. Все свои богатства в виде коробок с негативами и пленками она возит от одного дома к другому, ведя систематизацию записей.

Одиночество

Воспитанники ее любили, несмотря на некие странности: она могла принести мертвую змею или отвести их на кладбище. Частенько она увлекала местную малышню, ставя разнообразные спектакли. В конце 90-х годов пожилая Вивиан уже не работает, своего угла у нее никогда не было, только социальное пособие спасает от голода. Все вещи она хранит на складе, откуда после ее смерти они попадают на аукцион. Кстати, трое подопечных, ставших очень близкими ей людьми, узнав о бедственной ситуации бывшей няни, снимают ей квартиру и помогают, чем могут. За год до смерти она получает травму головы, и ее определяют в дом престарелых.

Документальная история Vivian Maier

Рассказ о творчестве женщины-фотографа был бы неполным без обзора документального фильма о ней. Когда возникает спорный вопрос об авторском праве и маячит реальный риск лишиться всей уникальной коллекции, Малуф понимает, что такая история требует выхода на большой экран. Вскоре на суд зрителей была представлена документальная лента «В поисках Вивиан Майер». Фильм пытается ответить на многие вопросы, мучавшие всех, кто столкнулся с ее наследием. Почему она скрывала от всех свое хобби? Неужели ей не хотелось показать окружающим свою внушительную коллекцию? Зачем она проводила систематизацию, если прятала свой архив?

Отказ от публичности

В фильме Малуф рассказывает почти детективную историю, как он обнаружил коллекцию и искал всех, у кого работала Вивиан Майер на протяжении многих лет. Зрители словно включаются в гонку за новыми документами и свидетельствами о жизни няни. Но не все так просто. Лента поднимает занавес таинственности, витающий над её творчеством, однако вскоре становится понятно - зрителю за кадром и всем участвующим в документальной хронике интересна сама странная Майер, а не ее наследство, зажившее своей жизнью после смерти автора.

Люди в недоумении от ее отказа от публичности, ведь к этому стремятся все. Да и зарабатывать она могла фотографией намного больше, чем гувернанткой, но почему-то скрывала свое увлечение. Это возмущает обывателей, так как не совпадает с их ожиданиями. А желание всех высказавшихся одно - если ты чем-то занимаешься, и делаешь это неплохо, то выноси свое творчество на суд общественности, а не прячь его ото всех.

Фиксация момента

Няня показана как странная и непонятная для окружающих личность. Вивиан Майер закрывает на засов не только свою комнатку в доме у чужих людей, она запирает себя от всех, храня коллекцию и свою историю. Она не ищет общения, а бежит от него. Почему она так много фотографирует и не проявляет пленку? Дело же не в деньгах, скорее всего, ей просто это не нужно. Отщелкав историю, она забывает о ней, считая, что требуется всего лишь зафиксировать момент, а не возвращаться к нему. Она не проявляет даже автопортреты с фотоаппаратом наперевес.

Майер всегда и везде с камерой. Даже когда случается несчастье с мальчиком, которого сбивает машина, она не бросается к нему на помощь, а продолжает хладнокровно снимать. В конце фильма Джон Малуф показывает свои смятения из-за вторжения в личную жизнь нелюдимой Вивиан, которую она так тщательно охраняла. И основной конфликт противопоставляет непубличность фотографа и желание людей вынести все сокровенное на всеобщее обозрение.

Эксперименты в повседневности

Зрители отмечают, как удачно ловит настроение, подчеркивая привычные детали, Вивиан Майер. Фотографии в уличном стиле запечатлевали повседневные моменты жизни. Она ежедневно фиксирует незаметные для других сцены. Частенько на ее фотографиях появляются спящие или снятые сбоку и сзади люди. Майер не гнушается снимать стариков, пьяных, бездомных, но делает это механически, не привнося в кадр своего отношения к объекту съемки.

Ее уличная фотография состоит из таких моментов, на которые другой не обратил бы внимания. Вивиан Майер не работает для модных съемок, а выбирает необычные композиции и ракурсы, сохраняя слепок повседневности. Малообщительная гувернантка не стесняется общаться с людьми на улице и фотографирует их, сохраняя значимость обыденного момента. Она любит эксперименты с тенями, отражениями в зеркалах, обожает снимать себя в разных ракурсах.

Ее фото нельзя назвать любительскими - на каждом из них проступает смелая рука настоящего мастера, оставившего яркий след в искусстве.

Талантливый почерк фотографа Вивиан Майер по значимости можно сравнить с такими значимыми фигурами американской Street Photography (жанра уличных фотографий), как Лизетт Модел, Хелен Левитт, и Гарри Винограндом. Вивьен родилась в Нью-Йорке 1 февраля 1926 года, часть ее детства прошла во Франции. В родной город она вернулась в 1951 году, там и началось ее увлечение фотографией. В 1956 году она переехала в Чикаго, в котором прожила до самой смерти в 2009 году.

Удивительные работы Вивьен Майер были обнаружены Джоном Малуфом на одном из чикагских аукционов в 2007 году. В момент изучения исторических документов об одном из кварталов Чикаго, молодой коллекционер приобрел внушительного содержания лот, состоящий из отпечатков, негативов и диапозитивов (в большинстве своем — непроявленных), а также фильмов на 8 мм пленке, – творения этой неизвестной автора-загадки.

Скромная женщина, ведущая уединенный образ жизни, Вивиан Майер, в действительности, за тридцать лет творчества, сделала 120 000 кадров, которые никогда и никому не показывала при жизни!


Вивиан Майер служила гувернанткой в семьях с детьми. Все свое свободное время и минуты отдыха она посвящала самообразованию в искусстве фотографии, вооружившись фотоаппаратом ящичного типа (за которым последовали Rolleiflex и Leica) и снимая улицы Нью-Йорка и Чикаго. По словам воспитанников, она была образованной, открытой, щедрой женщиной, хотя и весьма сдержанной. Ее фотоработы свидетельствуют о неподдельном любопытстве к повседневным вещам, глубокий интерес к случайным прохожим, взгляд которых пересекался с объективом ее камеры: выражения лица, поза, богатые украшения или скромные платья. Некоторые из фотографий сделаны издалека, украдкой, а другие – отражение лиц незнакомцев, сняты на близком расстоянии. Она относилась с искренним сочувствием к бездомным и маргиналам, ведя летопись в портретах актуальной для нее Америки.

Вивиан Майер умерла никому неизвестной, в апреле 2009 года в семье Генсбур, приютившей ее после 17 лет работы в их доме. Большая часть ее имущества, в том числе фотографии, какое-то время хранились на складе, пока в 2007 году их не продали в счет долгов. Ее биография собрана по кусочкам благодаря исследованиям, проведенным Джоном Малуфом и Джеффри Гольдштейном (другим коллекционером, обладателем другой части ее творческого наследия). Из официальных сведений известно о ее австро-венгерских и французских корнях, о различных путешествиях по Европе, а именно Франции (в районе долины Шамсор в Верхних Альпах, где она провела свое детство), а также в Азию и по США. До сих пор неизвестны обстоятельства, приведшие ее к увлечению фотографией и ее творческий путь еще предстоит узнать.


Фотография была для Вивиан не только страстным увлечением, но и необходимостью с оттенком одержимости: бесчисленные коробки с непроявленным, в связи с нехваткой средств, материалом, так же, как и архив ее книг и новостных вырезок, сопровождали ее повсюду, от дома к дома, где она работала няней.

Работы Вивиан Майер выявляют многообразные, и казалось бы, незначительные детали, случайно обнаруживаемые автором во время ее прогулок; в них чувствуется особая отстранённость, уникальность каждого персонажа, лаконичное расположение в пространстве. В серии своих завораживающих автопортретов, Вивиан Майер предстаёт, отраженной в зеркалах и витринах магазинов.

Подробнее ознакомиться с работами фотографа можно на сайте посвященному ее творчеству.