Презентация на тему духовная сфера жизни общества. Духовная сфера презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему




























1 из 27

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни.В переводе с латинского слово “культура” означает “возделывание”, “развитие”, “образование”, “воспитание”, “почитание”.В Древнем Риме под культурой понимали прежде всего возделывание земли.В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые Употребил в 1 в. до н.э. римский философ и оратор Цицерон.В 17 веке оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком.В 18 веке для европейцев культура приобрела духовный, а точнее, аристократический оттенок.

№ слайда 4

Описание слайда:

Культура – довольно многозначное понятие.В словаре С.И.Ожегова под культурой понимается совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.Культура – 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы; 2) совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни; 3) уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности; 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень, степень развития человека как члена общества.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Элитарная, ее еще называют высокой, культура создается Привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Она рассчитана на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Девиз элитарной культуры – “искусство для искусства”.К элитарной культуре относят романы Дж.Джойса, М.Пруста, живопись М.Шагала, П.Пикассо, музыка А.Шнитке, А.Шенберга, С.Губайдулиной,фильмы А.А.Тарковского, А.Куросавы.

№ слайда 7

Описание слайда:

В отличие от элитарной культуры, народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской, или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. Фольклор – еще одно название народного творчества.

№ слайда 8

Описание слайда:

Массовая, ее также называют общедоступной, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Ее продукты, например музыка, кино, ток-шоу на телевидении, поп-арт, примитивный китч в виде комиксов, мелодрам, эстрадных шлягеров, “мыльных опер”, массовая мода, создаются индивидуальными методами в массовых масштабах для продажи. Цель их создания – коммерческая прибыль. Время появления массовой культуры – середина 20 века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Но у нее самая широкая аудитория.

№ слайда 9

Описание слайда:

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Это культура отдельных социальных групп. Существует несколько видов субкультуры: молодежная, пожилых людей, профессиональная, криминальная и др. Особый случай – национальная субкультура.Контркультура является принадлежностью разнообразных групп людей, которые отрицают в намеренно вызывающей форме существующие культурные ценности. Их протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских и основан на самых разных политических идеологиях.

№ слайда 10

Описание слайда:

У культуры есть 6 основных функций.1) Познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе.2) Оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций.3) Регулятивная (нормативная) – система норм и требований общества ко всем членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)4) Информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

№ слайда 11

Описание слайда:

5) Коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение.6) Социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

№ слайда 12

Описание слайда:

Слово религия происходит от латинского religio (в переводе – связывание, повторное обращение к чему-либо, в переносном смысле – связь, соединяющая человека с божеством).На сегодняшний день религия имеет очень много значений.Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного.Религия – совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование.Основа любой религии – вера в сверхъестественное и убеждение в том, что от него зависит жизнь человека.

№ слайда 13

Описание слайда:

Все религии подразделяются на:Архаичные политеистические – тотемизм, анимизм, фетишизм.Мировые монотеистические – христианство, буддизм, ислам.Кроме трех перечисленных мировых религий существует иудаизм – монотеистическая религия, исповедуемая евреями; индуизм – по числу верующих одна из наиболее крупных религий в мире (в Индии 95% верующих – индуисты)

№ слайда 14

Описание слайда:

Политеистические религии можно считать самыми древними культурными комплексами.Тотемизм – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами.Разновидностью фетишизма является идолопоклонство. Имеет в наличии идола в качестве главного объекта почитания, поклонения и служения.Анимизм – вера в существование духов и души или всеобщую одухотворенность природы.

№ слайда 15

Описание слайда:

В мировых религиях вера представляет сложный культурный комплекс, заключающий в себе предмет веры, доктрину веры, практику вероисповедания, вероучение и другие элементы.В 1 веке н.э. в Палестине зарождается христианство. Его Бог уже не просто един, но вообще единственный и является Богом не одного народа, но вообще всех людей, он – творец мира. В центре христианства – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира, соединившего в себе две природы: человеческую и божественную. Он является воплощением 2-го лица Триединого Бога – Бог-Отец, Бог-Сын, Дух Святой. Троица – один из основных догматов христианства. Главный источник вероучения – Библия, состоящая из двух частей – Ветхого Завета (является Священным Писанием как в христианстве, так и в иудаизме) и Нового Завета (признается только в христианстве).

№ слайда 16

Описание слайда:

Буддизм – древнейшая из мировых религий. Она основана в 4-5 вв. до н.э. Основателем считается Сидхартха Гуатама. Объектом поклонения этой веры является Будда. Само это слово означает просветленный. Согласно традиции, Будда, в процессе медитации, увидел, как перерождается существо в прошлом, настоящем, будущем. И в результате сформулировал 4 “благородные истины буддизма”, которые изложил в 1 Беноресской проповеди: 1) жизнь есть страдание. 2) причины страданий – страсти, желания человека. 3) чтобы избавиться от страстей, надо избавиться от желаний, путем достижения нирваны. Нирвана – это состояние отсутствия страданий. Сущностью нирваны считается уход от мира, страстей, Желаний; абсолютная непроницаемость для желаний и страстей. 4) путь, ведущий к нирване – это восьмикратный путь спасения.

№ слайда 17

Описание слайда:

Позднейшая по времени возникновения мировая религия – ислам, или мусульманство. Возник ислам в Аравии в 7 веке. Основателем и пророком его был Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. Главные принципы ислама изложены в священной книге мусульман Коране. Главными обязанностями верующих мусульман являются: 1) ежедневная пятикратная молитва. 2) пост в месяц Рамазан (Ураза). 3) обязательная благотворительность. 4) паломничество в Мекку (Хадж).

Описание слайда:

У искусства есть 9 основных функций: Общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества.2) Утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности.3) Художественно-концептуальная – способность анализировать состояние окружающего мира.4) Предвосхищения – способность предвосхищать будущее.5) Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей.

№ слайда 20

Описание слайда:

6) Внушающая – воздействие на подсознание людей, на человеческую психику.7) Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы и потребности человека.8) Гедонистическая – особый, духовный характер искусства, призвано доставлять людям удовольствие.9) Познавательно-эвристическая – отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

№ слайда 21

Описание слайда:

Образование – один из способов станов-ления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается:В постепенном, доступном для учащихся различных возрастов формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности;

№ слайда 22

Описание слайда:

2) В подготовке не только образованных, но и нравственных людей.3) В передаче и формировании опыта творческой деятельности, предполагающей, в частности, динамизм, конструктивность, способность принимать решения в ситуации выбора.4) В формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу.Основой образования выступает школа. На Руси первые школы появились более тысячи лет назад в Киеве. Школа – это начальный тип учебно-воспитательного учреждения. В 19 веке распространенным видом школ стала гимназия.

№ слайда 23

Описание слайда:

№ слайда 24

Описание слайда:

Наука – 1) специфическая форма человеческой деятельности, обеспечивающая получение нового знания о природе, обществе, мышлении, вырабатывающая способы и средства развития познавательного процесса, осуществляя проверку, систематизацию и распространение полученного знания; 2) процесс построения системного образа реальности; 3) система теоретических знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующаяся стремлением к объективному объяснению сущности явлений и процессов.Основная функция науки – выработка и теоретическая Систематизация объективных знаний о действительности.Цель научной деятельности – получение нового знания.

Описание слайда:

Все науки условно делятся на естественные, социальные, гуманитарные и технические. Социология, психология, экономика, политология, а также антропология и этнография относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к нему группа других, родственных ему дисциплин: философия, история, искусствознание, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию. Физика, химия, биология относятся к ряду естественных фундаментальных наук, они раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектротехника, биотехнология и химия полимеров представляют собой технические дисциплины.

№ слайда 27

Описание слайда:

Университет – высшее учебное и научное заведение, где ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Одним из лучших университетов в стране по праву считается Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ) – крупнейшее высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Основан в 1755 году по инициативе М.В.Ломоносова и графа И.И.Шувалова.

Слайд 1

Духовная сфера жизни общества 10 класс

Учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей г. Юрга» Сазанская Ю.А.

Слайд 2

Духовная жизнь общества

область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Слайд 3

Определение понятия

1. Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа» 2. «Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком

Слайд 4

Слайд 5

В связи с существованием двух типов деятельности - материальной и духовной - можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Материальная культура Духовная культура

Слайд 6

Особенности

Материальная культура Связана с производством и освоением предметов материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др. Духовная культура Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Слайд 7

Функции культуры

Познавательная. Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе. Оценочная. Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций. Регулятивная (нормативная). Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Слайд 8

Информативная. Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений. Коммуникативная. Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение. Социализации. Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.

Слайд 9

Структура духовной жизни общества

Духовные потребности. Духовная деятельность (духовное производство). Духовные блага (ценности).

Слайд 10

Формы культуры

Элитарная - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Народная - создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы). Массовая - понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры).

Слайд 11

Разновидности культуры

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная).

Слайд 12

Слайд 13

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

Готы - поклонники готик-рока и готик-метала Джанглисты - поклонники джангла и драм энд бейса Трансеры - поклонники стиля электронной музыки «транс». Металисты - поклонники метала и его разновидностей Панки - поклонники панк-рока Растаманы - поклонники регги (см. также Растафарианство) Рэйверы - поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек Рэперы - поклонники рэпа и хип-хопа Эмо - поклонники эмо и пост-хардкора

Слайд 14

Имиджевые субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению

Кибер-готы Моды Нудисты Стиляги Тедди-бои Милитари Фрики

Слайд 16

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное Утверждает простые и понятные представления о мире людей, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современ­ном, быстро меняющемся мире. Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к зрителю, учитывают его запросы Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социаль­ных групп), что соответствует нашему времени Имеет свои вершины - литера­турные, музыкальные, кинема­тографические произведения, ко­торые уже по сути могут быть от­несены к «высокому» искусству

Слайд 18

Слайд 19

Задание 1

1. Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой. Так же связаны между собой культуры массовая и народная. Проиллюстрируйте любыми тремя примерами взаимосвязь и взаимодействие между различными формами культуры. (Сначала запишите иллюстрируемую взаимосвязь, затем конкретный пример.)

Слайд 20

Задание 2

2. К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

Слайд 21

Задание 3

3. Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду - для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.

Слайд 22

Наука как компонент культуры

Наука- это сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе, человеке. Наука –это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, научной деятельности ученых

Слайд 23

Особенности:

Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов. Рационалистическая обоснованность. Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия). Проверяемость с помощью различных методов научного познания.

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Функции науки

Культурно-мировоззренческая Непосредственная производительная сила общества (включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производства Социальная функция (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития)

Слайд 27

Образование как компонент культуры

Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства

Слайд 28

Черты (принципы) образования

гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы 2. гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов 3. интернационализация – формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования

Слайд 29

Слайд 30

Религия (лат. Religae - связывать)

Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом

Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

Слайд 31

Духовная сфера общества

Выполнила:Федь И.Н.

Учитель обществознания


Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу различных духовных ценностей: их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества.

Под духовными ценностями подразумевают моральные нормы и нравственные идеалы, традиции, обычаи, религиозные нормы, произведения живописи, музыки, литературы и других видов искусства, а также научные знания и теории.


Что такое культура?

В переводе с латинского языка слово «культура» означает «возделывание», «развитие».

Культура – человеческая деятельность и ее результаты.


Культура

Материальная культура включает все созданное человеческими руками(паровую машину,книги,орудия труда,жилые дома и др.)

Духовную (нематериальную) культуру образуют: нормы и правила поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы,мифы,знания,идеи и т.д.


  • Искусство отражает мир в художественных образах.
  • Наука призвана открывать новые знания, создавать передовые технологии, проекты космических станций, расшифровывать старинные тексты, описывать законы вселенной и т.д.
  • Благодаря образованию (и самообразованию) знания передаются следующим поколениям.

  • Христианство;
  • Мусульманство;
  • Буддизм.


Нравы – общепринятые, высокочтимые, особо оберегаемые обществом образцы поведения, которые можно считать правилами должного и приличествующего поведения.


  • Объясните значения следующих понятий: «культура», «нравы».
  • Чем материальная культура отличается от духовной? Приведите примеры.
  • Из чего складывается духовная культура? Кто участвует в её создании?