Старинная русская игрушка из глины. Народные промыслы России

Вступление

“Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути” (народный мастер Н. Фролова).

Особое место среди изделий из глины занимают игрушки. Глиняные игрушки на Руси известны с глубокой древности (самые ранние игрушки в Х--ХI вв. были найдены на территории древних русских городов -- Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа), когда наши далёкие предки поклонялись языческим богам. Особым почитанием пользовались богиня домашнего очага Рожаница, которую изображали крепкой и здоровой женщиной, и бог Солнца Ярило -- двух или трёхглавым конём, с символом солнца на груди (круг с лучами). Поклонение божественным силам природы было связано с пожеланием благополучия и хорошего урожая. Нужного бога лепили из глины, а чтобы боги поняли, чего от них хотят, рядом с ними изображали то, о чём просят. Поэтому Рожаницу лепили с домашними животными, а если молили её о ребёнке, то делали фигурку с младенцем на руках. Любимым образом была и птица Сирин, которая воплощала собой кормительницу рода, женское начало природы. На смену языческой вере пришло христианство, но по традиции женщины продолжали лепить из глины фигурки языческих богов а, чтоб церковь не запретила этого делать, их стали называть игрушками.

С потерей первоначального смысла ритуальных фигурок одновременно менялся и их облик. Так, например, в ХХ столетии богиня Рожаница стала барыней с зонтиком, дамой с собачкой, нянькой, водоноской. Птица Сирин превратилась в райскую птицу, божью посланницу. Сюжеты игрушек того времени: кони, медведи, птицы-свистульки и др. животные, а также мужские и женские фигурки. Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось по семейной традиции из поколения в поколение. От новых мастеров не требовалось заново создавать образ, а лишь улучшить традиционные формы игрушек, сделать их занимательнее, не отступая от принятых норм. В дореволюционной России сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек и многие из них, к счастью, сохранились. Так, в Архангельской области славятся каргопольские игрушки, в Кировской -- дымковские, в Тульской -- филимоновские, в Калужской -- хлудневские и т.д. Все они имеют характерные отличительные особенности, что связано с культурой и местными традициями тех мест, где зарождался промысел.

История создания глиняной игрушки

Игрушка -- одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) -- свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне -- три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры -- деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка -- свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой -- женский, "бабий" промысел -- изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время -- большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

2. Особенности глиняной игрушки в разных регионах

1. Дымковская игрушка

Самой большой известностью и любовью в нашей стране пользуются дымковские (вятские) глиняные игрушки. Этот промысел возник в селе Дымково, расположенного недалеко от города Кирова, где отличные залежи глины и песка. Промысел развивался от примитивных простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре, многофигурным сложным жанровым композициям на темы городской жизни с элементами архитектуры (домики, карусели) и пейзажа. В ассортименте игрушек, кроме женских фигурок - модниц, барынь, кормилиц (они же со временем обновлялись в образах воспитательниц в детском саду, учительниц, колхозниц и т.д.), красавцы индюки, кони, козлы и олени, различные жанровые сценки, хороводы, музыканты и др. скульптурные композиции. Происхождение промысла связывалось с майским народным праздником "свистунья" (прежнее название - «свистопляска»), когда по всей округе раздавались трели и свист ярких, веселых глиняных свистулек, которых в качестве товара к ярмарке грудами готовили дымковские игрушечницы. Эта игрушка отличается особым стилем и колоритом, она красочна и богата деталями, всяческими украшениями, отличается теплотой и естественностью форм. Так, например, женские фигурки в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах -- кокошниках, (няньки, кормилицы, барыни, водоноски) отличаются выразительными деталями: нарядные прически, роскошные головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и др. характерные детали. Традиционные в дымковской игрушке всадники, петухи и другие скульптурки расписываются ярко и фантастично: индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. У разнообразных свистулек (всадники, птички, кони с одной, двумя и тремя головами, козлы, бараны, фигурки военных и т.д.) лепят более тщательно только верхнюю переднюю часть фигуры. Во всех этих наивных и красочных образах воплощены присущие русскому народу черты - простодушие, удаль, оптимизм и склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности.

Праздничный облик игрушек создается росписью по меловому белому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись (4--8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце и др. краски. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку, пятна наносили торцом ровно срезанного прутика, теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь--медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. В росписи игрушек используются яркие цвета: синяя, красная, желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали.

Современная дымковская игрушка отличается особой пластикой, разнообразием форм и сюжетов, росписью. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это -- народная декоративная скульптура, которая прекрасно вписывается в современный интерьер и не просто его украшает, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд, обеспечивая ее высокую популярность и не только в России.

Глиняные игрушки.

Глиняная игрушка - особый вид народного искусства: непосредственная функция далеко не всегда играла в нем существенную роль. За исключением некоторых свистулек и погремушек, предназначенных для определенных игровых действий, многие лепные и раскрашенные фигурки исполнялись для развлечения, разглядывания, а в XIX-XX веках даже как украшения в быту, наподобие фарфоровых статуэток. Видный исследователь русского народного искусства В.С. Воронов называл игрушку "малой бытовой скульптурой" и справедливо отмечал ее "внутреннюю непрактичность", что, по его мнению, только расковывало творческую фантазию мастеров. Он полагал, что сами создатели игрушек "часто чувствовали в них гораздо большее содержание, чем минутная утеха детства". Народные мастера выражали в них свои представления о мире, природе, людях. С минимальными затратами материала и технических усилий они создавали выразительные образы, и поныне впечатляющие своеобразным сочетанием искусства пластики и живописи. Один из исследователей верно заметил, что "игрушечное гончарное дело было не простым ремеслом, а творчеством крестьянина, где он как художник решал задачи формы и содержания".

В Санкт-Петербурге насладиться глиняной игрушкой можно в Русском музее, здесь представленная большая и разнообразная коллекция. Есть и самая знаменитая дымковская игрушка, и каргопольская, и филимоновская, и тульская, и другие. Все они схожи, но все-таки отличаются друг от друга: характером росписи, сюжетом, техникой лепки. Каждая имеет свой характер, свою энергетику, которую в нее заложил автор.

Самые ранние произведения, выставленные в музее, датируются XIX - началом XX в. Некоторые из них находились в музее еще до образования отдела народного искусства - в историко-бытовом отделе. Основная же часть, в которой оказались очень редкие экземпляры, поступила в 1938 г. из Кустарного музея. В последующие годы собрание пополнялось, главным образом, изделиями советских мастеров. Игрушки приобретались у авторов во время экспедиций.

История русской глиняной игрушки.

История русской глиняной игрушки начинается в дали веков. Но дошедшие до нас страницы ее очень отрывочны. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов II тысячелетия до н.э. Это глиняные топорики, посуда, погремушки. В славянских погребениях VI-VIII веков н э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. X-XII веками датируются свистульки (коньки, птицы, бараны), погремушки, обломки человеческих фигурок, найденные на территории древних русских городов - Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Коломны, Радонежа, Дмитрова, Зарайска и др. Все это фрагментарные, часто разбитые экземпляры игрушек, позволяющие судить не столько об их художественных достоинствах, сколько о давности происхождения и способе изготовления. Игрушки были вылеплены вручную из комочков глины, обожжены; на некоторых видны следы окраски и росписи.

Для изучения глиняных игрушек средневековья много нового дали археологические работы 1940-1950-х годов в Москве - в Зарядье и на территории бывшей Гончарной слободы. Здесь было обнаружено несколько сотен игрушек XIV-XVII веков, которые впервые позволили детально ознакомиться с их массовым производством. Среди многочисленных обломков и фрагментов фигурок сохранились и целые экземпляры, свидетельствующие о высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников.

Сюжеты этих игрушек довольно разнообразны: традиционные кони, птицы-свистульки, бараны, шары-погремушки, фигурки медведей. В них уже в полной мере проявляется едва ли не основная особенность глиняной игрушки - обобщенный и выразительный образ-тип, созданный простейшими приемами лепки основных частей фигуры с двумя-тремя характерными деталями. При этом черты реальности, жизненной достоверности или преувеличены и заострены до гротеска, или опоэтизированы, что в обоих случаях лишает образы будничности. Эти черты - исконные и главные в народном творчестве - в игрушке получили особую широту и свободу воплощения. Само назначение игрушки позволяло фантазии мастера отвлекаться от повседневности, усиливать и видоизменять реальные черты.

Игрушки старой Москвы вылеплены из той же красной глины, что и посуда. Большинство игрушек вылеплено по частям, из отдельных комочков глины, которые соединялись воедино, а швы тщательно заглаживались. Многие игрушки сплошные, но есть и пустотелые, с отверстиями для свиста или с помещенными внутри камешками, как в погремушках. Вылепленные игрушки просушивали, а затем одни закаливали до темно-бурого цвета, как фигурки медведей, а другие покрывали слоем белой глины с примесью извести (так называемым ангобом) и обжигали. Ангобом украшали фигурки людей, коней, птиц, погремушки. Его наносили пятнами и кругами или сплошь на всю поверхность, а потом, как по грунту, раскрашивали или исполняли простейшие орнаменты в виде полос, кругов, крестов и овалов. Находки археологов в Москве свидетельствуют о том, что уже в XVI-XVII веках глиняные игрушки были произведениями развитой народной пластики.

Глина - материал хрупкий и недолговечный. Несмотря на очевидные даже по Москве XVI - XVII веков большие масштабы производства глиняных игрушек, их дошло до нас мало, так как они легко ломались, разбивались и уходили с поколениями людей. Поэтому в собрании Русского музея глиняная игрушка представлена главным образом произведениями второй половины XIX-начала XX века.

Орловские глиняные игрушки.

В собрании Русского музея есть несколько игрушек из деревни Плешково Ливенского района Орловской области (см приложение 1, рис.1.). Они исполнены в 1960-е года мастерицей Александрой Михайловной Иваниловой, перенявшей это искусство от своей матери. Любимые персонажи Иваниловой - барыни, всадники, коровы, петухи, причем все они свистульки. Игрушки грубоваты и примитивны по лепке и росписи, но обладают особой выразительностью, позволяющей узнать руку этой мастерицы. Корова Иваниловой приземистых пропорций, на толстых коротких ножках, с упругим гладким телом, подчеркнутой грудью. Вскинутая голова с поднятыми и сведенными рогами; глаза и нос - отверстия, проколотые палочкой, - придают изображению комичное выражение гордого упрямства.

Фигурка барыни невелика по размерам. Форма ее близка к цилиндрической, несколько суженной в середине - для обозначения талии. Левая рука, прижатая к телу, примазана отдельно. Правая же, как бы поднятая в неопределенном жесте, является одновременно свистком, скрытым в теле фигурки. Три дырочки на плоском лице передают глаза и рот. Маленькую головку окружает ряд зубчиков, что означает уложенную в кольцо косу. На платье барыни по белому фону глины ритмично положены пятна темно-красного, лилово-коричневого и сине-голубого цвета. Среди пятен разбросаны косые кресты с кружочками на концах. И по рисунку, и по цвету они близки типичным орнаментам крестьянских кубовых набоек. Роспись исполнена ощипанным гусиным пером анилиновыми красками или самодельными - из листьев растений, тертого кирпича, разведенных чернил. Краски легко легли на поверхность игрушки и отчасти впитались в поры слабо обожженной глины.

Скопинские глиняные игрушки

Вырковские глиняные игрушки

Абашевские глиняные игрушки

Курские глиняные игрушки

Каргопольские глиняные игрушки

Филимоновские глиняные игрушки

Тульские глиняные игрушки

Дымковские глиняные игрушки

Таким образом в Русском музее представлена разнообразная и крупная коллекция русской глиняной игрушки, позволяющая узнать о разнообразии форм и представлений этого ремесла в разных регионах страны, проследить историю развития глиняной игрушки и просто насладиться этим прекрасным видом народного искусства.

Много работ отдельных мастеров представлено в музее, по ним можно охарактеризовать стиль автора, его влияние на игрушку региона, в котором он творил. Особенно широко представлена коллекция дымковской игрушки разных мастеров. В этом регионе было много известных мастериц: Анна Афанасьевна Мезрина, Елизавета Александровна Кошкина, Елизавета Ивановна Пенкина и другие. В музее представлены их работы разных периодов, сюжетов. Есть и игрушки созданные в творческом союзе. Одна из таких знаменитая "Спорщица". Эта глиняная игрушка - самая большая в собрании музея.

Особенная гордость музея - коллекция игрушек из Тулы. В Русском музее самое большое собрание этой игрушки. Здесь представлены не только характерные для Тулы барышни с зонтиками, но и всадница, монашки и другие глиняные игрушки.

Интересна коллекция абашевской игрушки. В музее представлены ранние работы мастеров - это игрушки-свистульки покрытые глазурью, простые по форме. Работы сделанные позднее представлены в основном творчеством мастера Т.Н. Зоткина, который оказал сильное влияние на глиняную игрушку в Абашево. Это уже совсем другие игрушки - фантастические звери, расписанные темными насыщенными цветами.

Таким образом коллекция Русского музея показывает нам глиняную игрушку - как особый вид искусства, имеющий свои направления, сюжеты, формы, обладающий особым очарованием. Экспозиция музея раскрывает перед нами удивительный мир русской глиняной игрушки. Этот прекрасный мир доброты и тепла, которое вложили в свои творения мастера этого дела.

русская глиняная игрушка музей.

Народная глиняная игрушка

Народная глиняная игрушка является одной из составляющих скульптурного образа. При работе с народными глиняными игрушками дети получают навыки, которые используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел, украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.

Народная игрушка открывает большие возможности и для обучения детей композиции. Она разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными.

Показывая детям игрушку, преподаватель может направить внимание ребят на раскрытие образа с точки зрения его выразительности. Например, предлагая лепить куклу с коромыслом -- «Водоноску», педагог рассказывает, что изображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду на коромыслах, затем обращает их внимание на пластичность формы, анализирует детали одежды, положение рук, ведер, которые забавно раскачиваются на коромыслах.

Почти все народные игрушки однообразны по способу изображения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони бараны, олени и медведи изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно изображаются и птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда, когда дети впервые лепят предмет. Использование народных игрушек в процессе лепки может привести к однотипности работ не только по способу изображения, но и по форме. Поэтому игрушки следует подбирать таким образом, чтобы каждый персонаж был представлен в разных вариантах. Это даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек. Нужно также помнить, что народная игрушка используется лишь в процессе знакомства детей с окружающей жизнью.

Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы.

В России существует несколько центров по изготовлению традиционной глиняной игрушки и каждый из них имеет свои особенности в лепке и росписи. Самыми известными являются: дымковские, филимоновские, каргопольские и калининские игрушки.

Дымковские игрушки.

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811 году. Автор его -- Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике -- «Свистопляске» (позднее его стали называть свистунья»), во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором.

До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями, Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделий обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Всем известны имена прославленных мастеров дымковской игрушки. Это А.А. Мазурина, Е.3. Кошкина, 3.В. Пенкина. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Перед каждой мастерицей лежат нужные ей в данный момент материалы. При лепке на столах лежит глина в целлофановом мешке. Глина местная, кировская, очень приятная в работе по своим лепным качествам. Мастерицы говорят: «Наша глина, как масло». Кроме глины, на столе находятся таз с водой, тряпки для заглаживания поверхности изделия и стеки. В том случае, если мастерицы занимаются росписью, на столах в стаканчиках -- краски, кисти, и рядом стоят уже обожженные и отгрунтованные игрушки.

Изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. -- лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами. Так ловко и уверенно наносят мастерицы узоры на белую поверхность изделия, что не успеваешь следить за их руками.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего, в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них.

Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. У одних куклы высокие, статные, у других -- немного меньше по размеру, шире в плечах. По-разному укладываются локоны у барынь-франтих, различный поворот головы у животных. Отличаются изделия и по колориту. Одни мастера работают в теплых тонах: у них преобладают охра, красный и оранжевый цвета; другие -- в холодных -- голубых и синих. Одни изделия украшаются густой сетью орнамента, другие же, покрыты узором.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором (например, «Сцена у колодца» или «Разряженные куклы едут на базар»), что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы педагога том, где и как их делают.

Филимоновские игрушки.

Не менее известным народным промыслом является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит; что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны -- это барыни-крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных -- коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Забавные игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны, которые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте -- цыпленок. Особой пластикой отливаются игрушки животные. У баранов, коров и коней- маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.

Все игрушки очень веселые и, когда их много - это праздник. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Можно только удивляться, как, сочетая простые элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звезды), мастерицы создают удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами намечаются глаза, рот, нос.

Маленький ребенок, прежде всего, видит в филимоловской игрушке забаву, фантастические изображения предмета, которые пробуждают его творчество. И там, где взрослый задумывается над определением содержания игрушки, ребенку все ясно. Его не смущает ни пестрая окраска, ни фантазия мастериц в отношении условной трактовки образа. Филимоновские игрушки, как правило,-- свистульки и рассчитаны на то, чтобы ребенок играл с ними

Каргопольские игрушки.

Интересной игрушкой является каргопольская. Каргополь -- древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. большей частью они делали обливную посуду, горшки, кринки, миски для сметаны. Некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку.

Исследования показали, что современная каргопольская игрушка возникла на основе домашнего крестьянского гончарного промысла, существовавшего еще в XIX веке в деревне Гринево, расположенной недалеко от Каргополя.

Однако в 1930г. художественный промысел пришел в упадок. Продолжала делать игрушки лишь талантливая мастерица У. И. Бабкина. Именно ее изделиям свойственны лучшие черты народной игрушки. В 1967г. были созданы каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек. Среди них большое место занимают образы полуфантастические, связанные с народными языческими праздниками, сопровождаемыми музыкой, плясками, ряжеными. Игрушки-свистульки были неотъемлемой частью праздников.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. В игрушке мы видим отражение деревенской темы: бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках куклы с прялками, бородатые мужики во время работы или отдыха. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции - веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Характерно изображение одежды персонажей: бабы в кофтах и юбках, а иногда в платьях, на голове платок или шляпка, мужики в кафтанах. В основном сюжеты динамичные, взятые из жизни. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. Среди игрушек данного промысла можно встретить и такие, прообразы которых связаны с легендами, например. Полкан -- полузверь-получеловек, двуглавые кони и олени. В ассортименте современных каргопольских игрушек встречаются сюжеты на темы народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.

Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея, и сравнительно большая голова. Фигурки, изображающие мужчин,-- всегда с окладистой бородой, которая выполняется способом оттягивания глины от общего объема головы. У женских фигурок юбки в виде низких колоколов, что может создать впечатление приземистости. Но так как талии у кукол вытянуты, это уравновешивает фигурку, делая ее стройной и монолитной.

Каргопольские мастера изображают зверей толстоногими и порой динамичными, например медведь стоит на задних лапках -- момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть; утка с распростертыми крыльями и вытянутой шеей, готовая к полету. Что касается росписи, то она по своему колориту суровая и сдержанная. Однако сейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Ими расписываются пуговицы, бусы, клювы у птиц, оттеняется одежда. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит туловище, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Места соединений деталей тщательно сглаживаются, фигурки приобретают пластичность. Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи.

И по форме, и по окраске современная игрушка выполняется более тщательно, она стала красивее, ярче. Но при этом утратилась ее наивность, что составляло главную прелесть образцов старых мастеров.

Среди мастеров, донесших до нашего времени традиции старой игрушки, наиболее известны У.И. Бабкина и И.В. Дружинин. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин. Однако в основе изображений лежат старые народные традиции.

Калининские игрушки.

Мастера украшают игрушку налепами, которые хорошо связываются с ее основной формой. Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожженной глины. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с резко повернутыми шейками и головками, что придает им особую пластичность. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с утятами.

Эта первоначальная деятельность подводит детей к пониманию того, что выполненную работу можно украсить, она станет интереснее и красивее. С возрастом знакомство детей с народным искусством расширяется, в связи с чем и задачи по украшению предметов становятся более сложными. Дети начинают лепить и украшать орнаментом посуду, кукол, животных по типу народных игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор, помещать его сначала на плоский, а затем на объемный предмет. Все это в свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус. В каждой местности создавались свои глиняные игрушки. Отличались игрушки особенностями лепки и росписью.

Таким образом, народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке. Народные глиняные игрушки следует изучать, учитывая возрастные особенности детей.

Расписные глиняные игрушки давно стали одним из символов самобытной русской культуры. Когда-то, в далеком прошлом, глиняные игрушки были предметами культа. Древнейшие игрушки из глины, найденные археологами на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Расцвет гончарных народных промыслов, к которым относится и глиняная игрушка, в нашей стране приходится на XVIII - конец XIX веков. В это время на Руси было около 200 центров гончарных промыслов.

Крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг, это давало дополнительные средства к жизни. Женщины и дети лепили маленькие забавные фигурки. Дети перенимали ремесло от родителей, получали в наследство чуткое ощущение пластики народных малых форм, которые оттачивались веками и таким образом приходили к своему совершенству. Изменение формы глиняных изделий не приветствовалось: считалось, что это может навлечь на людей беду. В этом консерватизме огромный смысл. Народные мастера подсознательно донесли до нас культуру своих предков.

Наиболее традиционные типы русской игрушки - фигурки женщин, занимающихся хозяйством или воспитанием детей, изображения животных, жанровые бытовые сцены. Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать как своеобразный музыкальный инструмент.

Каждый образ народной глиняной игрушки несет свой смысл:

· Птица олицетворяет душу предков, а также является символом счастья и радости;

· Конь считался главным оберегом, символом солнца;

· Олень является оберегом, приносящим изобилие;

· Медведь - символ силы, могущества;

· Баран, корова - плодородие, успех в ведении хозяйства;

· Козел - добрая сила.

Современные мастера сохраняют традиционные сюжеты и разрабатывают новые. Мы сейчас переживаем своеобразный ренессанс народного искусства.

Хранящиеся в музейных собраниях и созданные уже в наши дни глиняные фигурки можно разделить на две группы: произведения архаические (символические) и сюжетные игрушки нового времени, все больше тяготеющие к повторению натуры.

Яркая, жизнерадостная народная глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Центры народных промыслов зарождались там, где находили хорошую глину.

Дымковская игрушка.





В слободе Дымково на берегу реки Вятки мастера лепили дымковскую игрушку. У этих игрушек пышные формы и яркие краски. Это барышни, петухи, индюки и бытовые сцены… Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие - пестро и весело как в хороводе! Мастера добавляли золото на кокошники и шляпы барышням и водоноскам, на гребешки петухам, индюкам.

Филимоновская игрушка.



В Тульской области в деревне Филимоново делали своеобразные филимоновские игрушки-свистульки. Они рассчитаны на то, чтобы ребенок играл с ними. Звери смешные и причудливые, просты по исполнению и выразительности, преобладает желтый, красный, оранжевый, белый, синий, зеленый и золотой цвета.

Каргопольская игрушка.



Недалеко от древнерусского города Каргополя, окруженного лесами, в деревне Гринево, мастера изготовляли каргопольскую глиняную игрушку. Эти игрушки отражают быт и уклад жизни местных жителей - барышни, бородатые мужики. Любят каргопольские мастера изображать животных: медведя, зайца, собаку, свинью, гуся, утку… Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера изображают зверей толстоногими и порой динамичными, например медведь стоит на задних лапах - момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть; утка с распростёртыми крыльями и вытянутой шеей, готовая к полету. Роспись игрушки по своему колориту суровая и сдержанная.

Гжель.




Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Там с ХIV века занимаются гончарным промыслом. Посуду украшают лепными фигурками, что делает её еще привлекательнее. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Однако синева узора не однотонна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озер и рек. Иногда цвет росписи бывает коричневого и желтовато-зеленого цветов.

Гжельские мастера удивительно точно сочетают рисунок орнамента с формой изделия, что является еще оной традицией промысла. Среди глиняных игрушек гжельских мастеров можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей Аленушку в длинном платье и платочке, Емелю с пойманной щукой. Интересна игрушка «Чудо-юдо, рыба-кит». Хорош игрушечный чайный сервиз и самовар. Все скульптуры тонко расписаны и, несмотря на один цвет росписи и легкую позолоту выглядят весело и изысканно.

Народная глиняная игрушка

з класс

Цели:

  • Продолжить знакомство с народным творчеством (дымковская, филимоновская, каргопольская, и абашевская игрушки), познакомить с новыми способами выполнения некоторых деталей.
  • Развивать познавательный интерес, умение обобщать и сравнивать;
  • Развивать творческие способности;
  • Формировать самостоятельность, чувства взаимопомощи.

Формы работы: фронтальная индивидуальная.

Основные понятия: глиняная игрушка

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор; экран, презентация, выход в интернет.

Практическая значимость

После знакомства с видами глиняной игрушки была организована экскурсия в деревню Нижние Таволги близ Невьянска, которая известна благодаря производству керамических изделий. Здесь производят керамику из местных красных глин, отличающихся хорошим качеством. Учащиеся вместе с родителями познакомились со всем процессом изготовления керамических изделий, а также смогли попробовать себя в качестве гончара. (Приложение 1)

Здесь будет файл: /data/edu/files/f1461659644.pptx (презентация)

Ход урока:

I .Формулирование темы урока

Хотите отправиться в сказку

Про компьютер и яркие краски?

Глиняной игрушке

Урок мы посвятим,

Компьютерные технологии

С трудом мы соединим.

Учащиеся настраиваются на работу. На экране появляется тема урока.

(Презентация, Слайд 1)

II Введение нового материала.

Издавна многие города и сёла России славились изделиями своих гончаров. Лепить из глины люди начали давным-давно. Сначала это были сосуды. Для прочности глиняные изделия сушили на солнце. Но огонь сделал посуду прочной, а красивой её делали руки и фантазия людей. Глиняная игрушка - это особый вид народного творчества. Её лепила повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмёт да и слепит что-нибудь эдакое, потехи ради. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом керамистов-игрушечников. Керамикой же называют обожженные изделия из глины. Это кувшины, вазы, тарелки, игрушки, фигурки людей, зверей, а также различные украшения.
В каждой местности игрушки имели свои особенности.

- Давайте подробнее узнаем об этих игрушках.

Учащиеся смотрят видеопрезентацию разработанного электронного урока на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo

II Актуализация знаний.

- Какая же сказка без испытаний?

Ответить на вопросы первое задание.

Учащиеся по описанию игрушек, местности, в которой их изготовляют, вспоминают и называют промысел. После этого на экране появляется фотография села, а затем изображение соответствующих игрушек.

На экране фотография с видом Дымкова.

(Презентация, Слайд 2)

Как игрушки те зовутся,

Что на Свистунью продаются?

(Дымковская игрушка)

На экране - изображение дымковской игрушки.

(Презентация, Слайды 3, 4)

На экране - фотография с видом Филимонова.

(Презентация, Слайд 5)

На экране - изображение филимоновской игрушки.

(Презентация, Слайды 6, 7)

На экране фотография с видом Каргополя.

(Презентация, Слайды 8, 9)

На экране - изображение каргопольской игрушки.

(Презентация, Слайды 10, 11, 12)

На экране - фотография села Абашаева.

(Презентация, Слайд 13)

Как игрушки те зовут,

Что в Абашаеве живут?

(Абашаевские игрушки)

На экране - изображение абашаевской игрушки.

(Презентация, Слайд 14)

III Повторение особенностей глиняных игрушек разных промыслов.

- Испытание второе.

Нам компьютер приготовил

Описание игрушек,

Ты внимательно читай,

Название промысла

Сам определяй.

Учащиеся выполняют второе задание «Think» из интерактивного урока на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#review

Задание содержит описание в стихотворной форме основных особенностей игрушки и названия четырех промыслов. Необходимо прочитать задание и вписать ответ в пустое окно.

1.Какие так расписаны игрушки?

На одеждах барынь и на зверушках -

Точки, ягодки, кружки,

Волнистые линии и завитки.

2.Гусиное перо - не кисть!-

Художники возьмут,

Елочки, полоски

На игрушки нанесут.

Необычные цветы

Соединят в орнамент,

«Звездочки» и «солнышки»

На юбках засверкают.

Символы земли и солнца -

Треугольники и круг -

Сплетут в узорные соцветия.

В какой игрушке мы найдем

Особенности эти?

3.Круги и линии, двулистники-мазки,

Солнце, ромбы и цветки

Весело в узор ложатся,

Чтобы в нем переплетаться

«Елочка» и «колосок»

Украсят юбку или стог.

4.Затейливых узоров на игрушках нет.

Отдельные детали имеют особый цвет.

Их серебром или золотом покрывают.

Как промысел этот называется?

IV Анализ образца

Посмотрите внимательно на образец нашей игрушки.

Показ образца.

(Презентация, Слайд 15)

- Какой материал будем использовать для изготовления игрушки?
- Какими свойствами обладает пластилин в отличие от глины?
- Из каких деталей состоит игрушка? (Голова, туловище, лапы, хвост)
- Каким способом изготавливают игрушки?

(Из раскатанного пласта, вытягиванием из целого куска, скатыванием)

V Планирование работы

А. Лепка туловища путем раскатывания пласта.
Б. Из куска пластилина вытягиванием лепим голову собачки.
В. Лепим лапы и хвост скатыванием.
Г. Соединяем все детали игрушки.

4. Правила безопасной работы

Повторение санитарно-гигиенических правил.

VI Практическая работа

Овладение приёмом работы (по инструкционной карте).

(Презентация, Слайд 16)

Туловище

Для лепки туловища потребуется кусок пластилина лепёшкой имеющий форму полукруга, из которого затем сворачивают конус.

Вылепите из пластилина пласт.

Пластиковой крышкой отмерим 3 раза её высоту. Чтобы определить размер полукруга.

Сворачиваем полукруг в конус.

Лапы и хвост

Для лепки лап и хвоста потребуется 1 кусок пластилина. Делим его на две части: хвост и лапы. Кусок пластилина для лап делим ещё на две половины (2 лапы).

Заготовка остальных деталей

Обратить внимание на наличие ушей.

2. Сборка изделия.

Соединять детали можно по-своему. Голова собаки может смотреть вверх, можно спрятать голову под хвост и т.д.

VII . Итог урока

Демонстрация готового изделия

Оформлять и раскрашивать игрушку мы будем на уроке рисования. Сейчас подпишите свою игрушку, и мы устроим выставку ваших работ.

Рефлексия

С какими центрами народной глиняной игрушки познакомились на уроке?

Сумеете теперь отличить дымковскую и абашевскую, филимоновскую игрушку друг от друга? По каким признакам?

Какую игрушку мы сегодня лепили?

Понравился ли вам урок?

Учащиеся отвечают на эти вопросы в интерактивном уроке в разделе « Discussion » на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#discussion

Оценивание работ:

Критерии:

Правильность выполнения работы согласно полученному заданию и инструкции.

Творческий подход к выполнению изделия.

Организация рабочего места.

Время, затраченное на изготовление изделия.

Оценивание:

«5» - когда выполнены все критерии;
«4» - с учётом тех же требований, но допускаются исправления и недочёты в работе;
«3» - если работа выполнена неаккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

VIII . Домашнее задание.

1)Познакомится с изделиями «Гжель» и «Калининская игрушка» в интерактивном уроке в разделе «Dig Deeper» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#digdeeper

2)Узнать практическое назначение изделия, которое выполняли на уроке в интерактивном уроке в разделе «And Finally» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#finally