Курсы по выбору профессии для подростков. Особенности подростковой профориентации

Профориентация школьников старших классов является важным и нужным мероприятием. Что это такое? Можно ли ее пройти самому? Из каких этапов состоит процесс? На что следует обратить внимание подросткам при выборе профессии? На эти и многие другие вопросы вы получите ответ, прочитав соответствующий раздел.

Разработано множество методов и методик, чтобы помочь человеку с выбором. Но даже после прохождения даже ста тестов процесс выбора может не начаться. Ведь это - внутренний процесс. Старшеклассники иногда представляют себе профориентацию, да и любую другую работу с психологом, как некое чудо: придет волшебник, задаст пару вопросов - и всё мне расскажет о том, кто я и что мне делать. Это, конечно, не так. Психологические и профориентационные тесты - лишь инструмент, помогающий разобраться в себе. Однако без желания и внутренней работы самого человека прохождение любых тестов - бесцельная трата времени.

Итак, разберемся в схеме профориентации, этап за этапом.

Первый этап: обрисуйте свое «хочу» (желания, склонности, предпочтения) относительно будущей профессии (да и вообще жизни: ведь профессия во многом определяет весь ее уклад). Для начала вспомните профессии , которые вам нравились в детстве, которые почему-то привлекают сейчас. Постарайтесь просто набросать список, невзирая ни на престижность профессии, ни на то, насколько реально ее получить.

Попробуйте понять, что общего во всех этих профессиях . Может, то, что все они творческие? Может, все они дают определенную степень свободы? Может, все они направлены на помощь людям? Цепляйтесь за любое сходство. Так вы сможете понять, что вам важно в профессии. И сможете найти это же и в других специальностях (если вдруг те, что первыми пришли в голову, почему-то недоступны для вас).

Работа с какими объектами труда вам наиболее интересна и доставляет удовольствие ? С людьми или с документами, с животными или с техникой? Может быть, работа, связанная с любого рода информацией? Или деятельность, связанная с художественными образами (танец, актерское искусство, живопись и т. д.)? Даже если вы еще ни дня в своей жизни не работали в обычном понимании этого слова, то опыт повседневной жизни, учебы, предпочтение того или иного хобби подскажут вам ответ. Только не перепутайте: если вы любите часами сидеть за компьютером в Интернете, это не означает, что вы склонны к работе с техникой: может быть, компьютер для вас в данном случае - просто способ общения с людьми?

Составьте список своих требований к условиям труда . На улице вам хотелось бы работать или в офисе? Заниматься сидячей работой или постоянно перемещаться? А как насчет командировок? Есть желание работать в тесном общении с коллегами - или полностью в индивидуальном режиме? Важен для вас расписанный, четкий график дня или больше нравится гибкий, который вы можете регулировать самостоятельно? Второй этап: проанализируйте свои возможности и способности («могу»).

Вспомните предметы, которые вам лучше всего давались или даются в школе ; задачи какого типа вам всегда легко решать; к точным наукам или гуманитарным у вас больше способностей; какие задачи вы предпочитаете, на четкий алгоритм действий - или творческие.

Оцените свой уровень интеллектуальных способностей, коммуникативных (умение эффективно общаться, убеждать других, разрешать конфликты, вступать в контакт с незнакомыми людьми) и организаторских умений. Опирайтесь на свой опыт, а также спросите у ваших близких, как они вас видят.

Опишите свои личные качества - какой вы человек? Ответственный или не очень, аккуратный или неряшливый, индивидуалист или коллективист? Можете записать 10 основных качеств, вам присущих.

Третий этап: изучите разные профессии.

Каждая из них требует от человека определенных способностей, умений, личностных качеств. Всё это называют профессионально важными качествами. Очень важно понять, есть ли они у вас.

Профессия может давать возможность реализовать те или иные ценности, предоставляет те или иные условия труда… Даже если вам кажется, что вы знаете о желаемой профессии всё, найдите ее полную профессиограмму (это описание профессии, их можно найти в разделе " ") и ознакомьтесь с ней. Для тех, кто имеет доступ к Интернету, не составит труда найти базы профессиограмм там. Их довольно много. Можно просто задать в любом поисковике соответствующий запрос.

Уверяю: вы узнаете много нового. Кроме профессионально важных качеств каждая профессиограмма содержит описание видов деятельности, которые выполняет данный специалист, требования к образованию, информацию о смежных специальностях и т. д. В рамках одной профессии разные специальности могут предполагать несколько разные требования к тем, кто их выполняет, обращайте на это внимание.

Читая информацию о профессии, сразу соотносите ее требования к личности и возможности, которые она дает, с теми своими особенностями, о которых шла речь выше.

Возникает вопрос: а какие профессии изучать? Конечно, сначала вы прочтете описания тех профессий, которые вас чем-то привлекают. Однако важно не останавливаться на этом - и познакомиться с большим количеством профессий - родственных тем, что вы выбрали в первую очередь, и даже не родственных: будьте открыты новому, не избегайте вариантов, которые кажутся вам, на первый взгляд, совершенно неподходящими. К сожалению, часто бывает, что школьник сосредоточивается на одной профессии, даже не рассмотрев альтернатив и тем более не видя существующего огромного разнообразия интересных профессий.

Допустим, решил для себя старшеклассник, что будет психологом, потому что ему нравится анализировать поведение людей. Почему бы в таком случае не рассмотреть профессию маркетолога? Ведь и этот специалист изучает поведение людей и моделирует его - только в другой сфере. Маркетологу требуется больше математических знаний, а в остальном всё очень похоже. И теперь представьте себе, что у нашего старшеклассника как раз неплохие математические способности. Выбрав профессию психолога, он, скорее всего, не сможет их реализовать, а выбрав профессию маркетолога - вполне. Поэтому так важно на этапе выбора избежать сужения круга рассматриваемых профессий. В идеале следует прочесть описания всех профессий, особенно незнакомых: а вдруг среди них найдется как будто созданная для вас?

Существует и другой вариант знакомства с профессиями. Если у вас есть такая возможность, посмотрите на них «изнутри» и пообщайтесь с работающими специалистами. Старшекласснику можно устроиться по многим специальностям стажером или помощником - было бы желание.

Четвертый этап: проанализируйте ситуацию на рынках обучения и труда

Очень важно найти информацию о том, какие профессии сейчас наиболее и наименее востребованы в стране и в вашем регионе . Имейте в виду: если рынок перенасыщен специалистами данного профиля, то вам нужно иметь гораздо более высокую квалификацию, чтобы найти работу.

Обратите внимание и на уровень зарплат в интересующих вас отраслях. Даже в определении профессии говорится, что это «род трудовой деятельности, являющийся источником существования».

Где найти эту информацию? Опять же, если Интернет под рукой, зайдите на любой сайт по трудоустройству и пройдитесь по базе предлагаемых вакансий в вашем регионе. Это самые объективные данные. Аналогичные сведения можно получить в центре занятости своего города либо на молодежной бирже труда, которая также есть во многих городах.

Обратите внимание и на возможности получения образования по профессиям, которые вы рассматриваете. Обучают ли этой профессии в вашем регионе - или придется переезжать? Есть ли возможность бесплатно получить такое образование - а если нет, то сколько придется заплатить за обучение? Пятый этап: делайте выбор!

Это, конечно, самое сложное. Одна профессия нравится, позволяет реализовать склонности и интересы - но для нее не хватает тех или иных способностей. Другая будет легкой для вас, но не даст возможности само реализоваться. А третья полностью подходит вам по возможностям и интересам, но она совершенно не востребована в вашем регионе. Либо зарплаты специалистов в этой отрасли очень низкие. Так или иначе, невозможно, чтобы все факторы сошлись в одной точке, сделав выбор однозначным.

Решайте, что для вас менее затратно. Переехать в другой регион учиться и работать? Отказаться от своих интересов, оставив их в качестве хобби, выбрав профессию, приносящую, прежде всего, хороший доход? Заниматься любимым делом, несмотря на низкую зарплату? Взяться развивать необходимые способности, лишь бы заниматься той профессией, которая позволит реализовать себя в полной мере? Решать только вам!

Однако вы всегда можете обратиться к специалисту-профконсультанту или к психологу, например школьному. Эти люди не примут за вас решений, но помогут разобраться в себе.

Итоговое решение будет только вашим. Отнестись к нему нужно, конечно, серьезно. Но не мешает и помнить, что выбор это всё-таки не окончательный. Позднее вы сможете сменить профессию, если окажется, что выбранная - не для вас. Так что не нужно нагнетать обстановку, если пока нет ощущения «своей профессии». Ко многим людям это понимание приходит уже в достаточно зрелом возрасте. В случае неопределенности выберите оптимальный на данный момент вариант, взвесив все «за» и «против». А опыт подскажет, в какую сторону двигаться дальше.

Профессиональная ориентация подростков представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь в выборе профессии.

Именно в подростковом периоде процесс самоопределения является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности.

Профориентация подростков: зачем нужна

Необходимость в ней представляется значительной и необходимой по нескольким причинам:

  • позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить цель, к достижению которой он будет стремиться;
  • выявляет сильные и слабые стороны школьника, что позволяет сделать правильный выбор профессии в соответствии с выявленными способностями и особенностями характера;
  • повышает у подростков желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии.

Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, т. е. проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.

Социально–экономические

  • весь спектр профессий;
  • перспективное развитие той или иной профессии;
  • социальная необходимость в определенной профессии;
  • престиж профессии, статус, который она дает;
  • материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.

Социальные

Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.

На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы:

  • материальные , выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;
  • социальные , когда подросток желает занимать достойное место в обществе;
  • моральные , связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;
  • мотивы престижности , когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;
  • профессиональные и познавательные , целью которых является глубокое освоение профессии;
  • утилитарные , позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т.д.;
  • творческие , дающие волю фантазии и креативности;
  • эстетические , учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.


Психологические

Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.

Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.

Психофизиологические особенности

  • особенности темперамента;
  • специфика нервной системы;
  • общее состояние здоровья школьника.

Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но они могут подойти в профессии окулиста, где вероятность экстренной ситуации практически нулевая. Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным противопоказанием к выбору профессии, но учитывать это стоит обязательно.

Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.

Вышеперечисленные факторы необходимо учитывать в комплексе, иначе ошибки в выборе профессии неизбежны.

Методики

Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик. Наиболее распространенными из них являются следующие.

ДДО. Автор Е.А. Климов

Дифференциально-диагностический опросник. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре.

По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий:

  • «человек-природа» — профессии, связанные с растение- и животноводством, лесным хозяйством;
  • «человек-техника» — технические специальности;
  • «человек-человек» -профессии, построенные на общении и обслуживании людей;
  • «человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами;
  • «человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество.

«Карта интересов». А. Голомшток

Целью методики является определение структуры интересов подростка.

Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний:

  • физика и математика;
  • химия и биология;
  • радиотехника и электроника;
  • механика и конструирование;
  • география и геология;
  • литература и искусство;
  • история и политика;
  • педагогика и медицина;
  • предпринимательство и домоводство;
  • спорт и военное дело.

«Якоря карьеры». Автор — Э. Шейн

Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций:

  • профессиональная компетентность – желание стать профессионалом в конкретной профессии;
  • менеджмент – стремление управлять людьми;
  • автономия – стремление к независимости в работе;
  • стабильность – желание работать в одной сфере долгое время;
  • служение – иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности;
  • вызов – находить уникальные решения сложных задач;
  • интеграция стилей жизни – выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой;
  • предпринимательство – создавать новые услуги и товары.

Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком.

  1. Родители должны дать ребенку право выбора . Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение мамы, папы, бабушки и т.д..
  2. Ребенку стоит прививать идеалы , к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка.
  3. Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов. Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности.

  1. Если подросток пробует себя во многих сферах : различные кружки, спортивные секции, посещение художественных, танцевальных школ, это очень хорошо, но стоит проследить, чтобы каждый вид деятельности прошел полный цикл. Только в этом случае он сможет увидеть все достоинства и недостатки каждой пробуемой профессии.
  2. Необходимо дать подростку возможность посещать самые разные занятия и курсы. Пусть что-то ему не будет нравиться, что-то и вовсе никогда не пригодится, но полученные знания сформируют тот фундамент знаний, на котором будут построены такие важные в современном мире качества, как лабильность, креативность, общительность и, конечно, высокие интеллектуальные способности.

Профориентация подростков представляет собой трудоемкий и долгий по времени процесс. Но грамотный подход, терпение со стороны педагогов и родителей позволят детям делать правильный выбор и не совершать досадных ошибок, которые сложно исправить, а порой и совершенно невозможно.

Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека, значит и подход к ней должен быть серьезный и взвешенный.

Видео: Профессиональная ориентация

Мнение многих родителей ошибочно в том, что свою будущую профессию следует выбирать, будучи старшеклассником. Специалисты советуют над этим вопросом задуматься намного раньше.

Сегодня существует выбор клубов, центров, готовых предложить специально подготовленные программы, главной целью которых, выступает профориентация школьников. Индивидуально проводимые занятия, помогут ребенку понять, кем он хочет стать, его наибольшие способности, внутренняя склонность к определённому предмету (математика, биология, литература и др.) или к видам искусства. Что будет способствовать успешному выбору своей профессиональной деятельности в будущем.

Профориентация подростков проводится с учениками, начиная с 7 по 11 классы, в этой программе, предусмотрена работа по выявлению его наклонностей, интересов, в результате которой подростку будет намного легче определиться с высшим учебным заведением.

Профориентация в школе проходит при работе психолога с детьми. Как правило, они внештатные работники и приглашены со стороны. Поэтому психолог проводит работу не на постоянной основе, хотя это должно выступать стержнем образовательного процесса, который должен объединить работу со школьниками, с и с родителями.

Профориентация младших школьников осуществляется как дополнительные занятия в некоторых специализированных центрах. Главной задачей, которых, для ребенка – это поверить в самого себя и в свои силы. Индивидуальные занятия или групповые дискуссии, обычно проходят с использованием различных увлекательных энциклопедий, развивающих игр, что помогает узнать, какие знания, и в какой сфере, больше всего интересны для ребенка, математика, астрономия, спорт или музыка.

Профориентация это комплекс мер, направленный на оказание помощи молодёжи в выборе своей будущей профессии.

Профориентация учащихся важна и обязательна. В этом заинтересованы родители, которые хотят видеть, в недалеком будущем, своего ребенка успешным, состоявшимся человеком, со стороны работодателя – это не менее важно, нанимая на работу сотрудника, он желает всегда видеть образованного специалиста.

Профориентация в начальной школе все – таки должна найти свое определенное место и проводится среди учеников младших классов. Ведь именно это станет началом к правильному выбору своей успешной профессиональной деятельности.
Профориентация для школьников – это ориентир на престижную и интересную работу в будущем, и еще способность повлиять на настоящий учебный процесс. Особенно это важно для подростков, которым учебные мотивации становятся неактуальны, и их довольно быстро замещает соблазн вредных привычек и криминальных компаний.

Профориентация тестирование комплексное, возможно пройти на любом специализированном сайте в режиме онлайн. Для школьников и студентов - это возможность узнать, к какой профессии они испытывают большую склонность.

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка успешным человеком. Именно семья должна подсказать и направить ребенка в правильное русло, распознать зачатки таланта в определенной области. Но в настоящее время существует большое количество специализаций. Зачастую это в момент выбора будущей профессии ставит в тупик не только подростков, но и взрослых. Для таких случаев разработан специальный тест, и многие родители задаются вопросом: «Где пройти тест на профориентацию в Москве?». Для этого достаточно обратиться в наш французский психолого – педагогический центр «Сократ».

В процессе профессиональной ориентации важным является изучение многих компонентов личности, а именно:

  • Доминирующий тип мышления;
  • Тип высшей нервной деятельности;
  • Степень социальной адаптации;
  • Уровень социальной одаренности;
  • Уровень интеллектуальных способностей;
  • Одаренность ребенка в различных областях деятельности;
  • Структура мотивации;
  • Уровень самооценки.

Учитывая все компоненты психологического портрета ребёнка, специалист максимально точно сможет подобрать будущую профессию, которая позволит подростку реализовать себя как высококлассного специалиста.

Данный вид тестирования особенно актуален для подростков, которые стоят перед выбором высших учебных заведений. Благодаря многофакторной оценке психологического портрета, можно рекомендовать список ВУЗов и уровень образовательной нагрузки, который будет оптимален для каждого ребенка в отдельности. Грамотный и индивидуальный подход к выбору будущей профессии – залог счастливого будущего вашего ребенка.

Что такое тест на профориентацию?

Тестирование на профориентаця – это мероприятие, на котором проходя тесты и задания различного характера, ребёнку подбирается будущая профессия. При выборе места, где пройти профориентацию, важно учитывать, чтобы его специалисты применяли индивидуальный подход, а не действовали шаблонно. Психологи центра «Сократ» используют не только тесты международного научного сообщества, но и методы личностного взаимодействия с ребенком. Поэтому наши результаты достоверно отражают профессиональные возможности подростка.

Как проходит тест на профессиональную ориентацию?

Если ребенок ощущает трудности в выборе будущей профессии, делать выбор наугад не рекомендуется. В худшем случае вы можете получить неудовлетворенного жизнью человека, который всем сердцем будет ненавидеть свою работу. В этой ситуации важно вовремя обратиться к грамотному клиническому психологу. Пройти профориентацию в Москве можно в нашем психолого – педагогическом центре «Сократ», в котором работают ведущие клинические психологи.

Профориентационное тестирование включает в себя батарею тестов, как в письменной, так и устной форме. Формат тестирования определяется психологом во время первой встречи. Благодаря диалогу с психологом, проводится более глубокая оценка всех граней личности подростка.

В ходе тестирования определяется, в каких областях подросток наиболее заинтересован и способен. В завершении исследования ребенку и его родителям предоставляют список профессий, которые больше всего подходят под его тип личности.

Работа с детьми в нашем центре «Сократ» проходит в 3 этапа:

  • Первая встреча – это знакомство клинического психолога, ребенка и его родителей. В ходе данной встречи специалист определяет круг проблем, выстраивает примерный план работы, мягко подготавливает ребенка к работе и начинает процедуру тестирования;
  • Вторая встреча – продолжение и завершение тестирования. Ребенку предлагаются разнообразные задания в устной и письменной форме. Это довольно увлекательный процесс, поэтому тестирование проходит в непринужденной форме и не заставляет ребенка нервничать. После второй встречи специалист проводит глубокий анализ всей собранной информации – от первых сказанных фраз и жестов ребенка до анализа количественных показателей пройденных тестовых заданий. Аналитическая работа психолога занимает от 8 до 12 часов;
  • Третья встреча – оглашение ребенку и родителям результатов теста. Психолог дает рекомендации относительно не только будущей профессии, но и занятий в кружках и секциях, которые позволят максимально развить в ребенке его лучшие стороны. Определяется дальнейший план работы с детьми и их родителями, возможно составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Неоднократная встреча ребенка и специалиста нашего центра является ключевым компонентом диагностики. Часто психологи встречаются с проблемой замкнутости детей и подростков. С каждой новой встречей барьер в общении между психологом и ребенком уменьшается, что позволяет оценить его психологический портрет максимально точно. В результате эта тактика позволяет специалисту давать более компетентные рекомендации относительно каждого клиента. Именно поэтому на вопрос «Где пройти профориентацию школьнику?», мы предлагаем психолого-педагогический центр «Сократ».

Почему стоит выбрать психолого – диагностический центр «Сократ»

Перед выбором, где пройти тестирование на профориентацию, важно изучить информацию о центре, куда Вы хотите обратиться. Для определения профессиональной ориентации требуется индивидуальный подход. Личность каждого ребенка и подростка не только интересна, но и очень сложна, поэтому разобраться в ее тонкой структуре может лишь опытный специалист. В нашем центре работают ведущие клинические психологи с многолетним стажем работы. Они уделяют особое внимание каждому клиенту.

При желании вы можете пройти пробную бесплатную версию онлайн-тестирования на сайте нашего центра http://сайт/test.

Помимо теста на профориентацию центр «Сократ» предлагает и другие виды тестирования, которые помогут семье в воспитании успешного человека:

  • Диагностика и коррекция нарушений личностного развития и поведения детей и подростков;
  • Уровень интеллекта детей и подростков;
  • Ведущие тенденции личностного развития;
  • Готовность ребенка к обучению в школе;
  • Готовность ребенка к обучению в профильных классах или к обучению за рубежом;
  • Определение доминирующего типа мышления;
  • Определение склонностей и специальных способностей ребенка.

Акция «Многоаспектный выбор профессии»


Теоретическое обоснование:
На выбор профессии влияют многочисленные факторы, которые обусловливают выбор человеком той или иной профессии. По методике Е.А. Климова определено 8 позиций выбора профессии: позиция старших членов семьи, позиция товарищей, позиция учителей, личный профессиональный план, способности, уровень притязаний, информированность, склонности. Данная классификация послужила основой для трансформации позиций выбора профессий в аспекты выбора профессий.
Аспект (от лат. aspectus - вид, облик, взгляд, точка зрения) - одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определённой точки зрения.
Профессиональная ориентация – многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов.
Многоаспектный выбор профессии – это многочисленные стороны профессионального выбора, которые необходимо и крайне важно учитывать при выборе профессии, так как от учета этих аспектов: состояния здоровья, информированности, способностей, склонностей, мнения учителей и старших членов семьи, а также личного профессионального плана, диагностики и консультации у психолога-профориентатора зависит успешный выбор.
Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни родителя и его ребенка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, так как они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.
Цели: побуждение родителей к дальнейшему совместному (вместе с ребенком) учету многоаспектности выбора профессии.
Задачи:
- информирование участников акции о многогранности и многоаспектности профессионального выбора;
- мотивирование родителей учащихся на выработку гибкой системы взаимодействия родитель – ребенок в вопросе успешного выбора профессии;
- формирование установки на осознанный выбор профессии, через объяснение влияния аспектов на выбор профессии;
- визуализирование, фиксирование мнений и положительных сторон каждого аспекта выбора профессии.
Условия проведения:
Место проведения: учебная аудитория, оснащенная в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, оснащенная мультимедийным оборудованием.
Целевая группа: родители учащихся 8 – 11 классов.
Количество: 15-25 человек.
Продолжительность акции: 45 минут.
Материально-дидактическое оснащение:
- эталон ответов (Приложение №1);
- карта профаспектов (Приложение №2).
Материально-техническое оснащение:
- мультимедийный комплекс – 1 шт;
- доска, маркер или мел;
- канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, маркеры).
Этапы проведения:
1 этап – организационный. На данном этапе осуществляется объявление названия, цели акции и этапов работы. Объяснение задач, условий их выполнения участниками. Активизация участников путем ведения с ними диалога по теме акции. Мотивация родителей на когнитивную и эмоциональную деятельность.
2 этап – основной. Показ мультимедийной презентации акции «Многоаспектный выбор профессии», обсуждение возникших вопросов, выполнение задания.
3 этап – заключительный. На этом этапе осуществляется подведение итогов, рефлексия.
Результативность: влияние логично и систематично подобранного материала на когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровень участников акции, осуществляемых в виде размышлений и визуализации на протяжении всей акции, позволит побудить родителей к дальнейшему совместному (вместе с ребенком) учету многоаспектности выбора профессии. А также приобрести опыт анализа и систематизации знаний об аспектах выбора профессии.
Ход проведения:
Организационный этап
Здравствуйте, меня зовут …, я педагог-психолог «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Отдела профессионального самоопределения школьников, занимающимся подготовкой детей с 1 по 11 классы к осознанному, правильному выбору своей будущей профессии.
Сегодня мы пригласили вас на акцию «Многоаспектный выбор профессии» для того бы вы приобрели компетенции в вопросе успешного выбора профессии, как дальнейшей основы для совместного (вместе с ребенком) анализа успешного выбора профессии.
Мотивация:
Выбор профессии – первый шаг в самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится дальнейшая судьба Вашего ребенка. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни и быть уверенным в завтрашнем дне. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении. И конечно же поддержка и советы родителей в этом непростом деле является очень значимым для ваших детей.
? Как вы думаете, что служит основанием при выборе будущей профессиональной деятельности (Нужно основываться на мнении старших членов семьи, товарищей, учителей вашего ребенка, составив профессиональный план, учитывая способности, состояние здоровья, информированность, склонности) .
Так вот, наша цель помочь вам узнать о многогранности и многоаспектности выбора профессии, а вы в свою очередь сможете передать полученную информацию своим детям, тем самым обеспечивая успешный профессиональный выбор и активно проявляя свою роль в подготовке к труду и выбору профессии.
Основной этап
А теперь сделаем акцент на главном – что же нужно учитывать в выборе будущей профессиональной деятельности, чтобы он был успешным.
Позиция старших членов семьи (ПС)
В наше время большинство родителей либо дают своим детям полную свободу выбора, либо мудро ограничиваются советами. Лишь немногие навязывают свое мнение, диктуют свою волю детям. Так или иначе, а мнение старших членов семьи детям необходимо знать и хорошо обдумать, потому что зачастую родителям, как никому другому, видны сильные и слабые стороны ребенка, родители знают интересы и склонности, способности и возможности.
Следующий аспект выбора – это позиция товарищей (ПТ)
Дружеские связи детей крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Поэтому этот выбор порой превращается в выбор между друзьями и интересами. Но ребенку необходимо остановиться на втором, то есть на своих профессиональных интересах. Это предпочтительнее, так как риск потерять друзей почти исключен, если это действительно друзья. Гораздо больший риск потерять друзей, потеряв себя. Выпускать из вида это аспект не стоит, так как друзья способны также дать дельные советы, которые возможно не учли бы в других аспектах. Так, например, друг вашего ребенка может ему указать на новые и перспективные специальности, о существовании которой он не знал, и даже не знали и вы.
Следующее, что нужно учитывать - это позиция учителей (ПУ)
Дети порой не знают, какими их видят взрослые, как они расценивают их возможности стать высококлассным специалистом в выбранной ими сфере профессиональной деятельности. Наиболее сведущими и беспристрастными в этом отношении являются учителя. Наблюдая за учебой и внеучебной деятельностью, педагог ставит своего рода прогнозы относительно интересов, склонностей, способностей, характера, подготовленности для взятия профессиональных и жизненных высот вашего ребенка. Он знает о много такого, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от них самих. Обязательно необходимо провести разведку позиции учителей, поинтересоваться их мнением о целесообразности выбора.
Следующее, что необходимо учитывать - личный профессиональный план (ЛПП)
Отсутствие или размытость такого плана обрекает на "слепое" плавание в океане профессий. Личный профессиональный план поможет ответить на следующие вопросы:
чему и где учиться, куда и кем пойти работать после школы, перспективы повышения профессиональной и общеобразовательной подготовки;
пути и средства достижения цели (самообразование, посещение факультатива, кружка, подготовительных курсов, выбор конкретного места учебы или работы);
представление о собственных недостатках (и достоинствах), которые могут повлиять на достижение намеченных целей.
представление о возможных внешних (объективных) препятствиях на пути к целям (кто и что может помешать).
знание путей преодоления внешних препятствий.
знание резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту.
Грубо говоря, личный профессиональный план – это задачи, которые необходимо выполнить на пути достижения цели.
Состояние здоровья (СЗ) – это следующий аспект
Выбирая профессию и планируя свой жизненный путь, очень важно позаботиться о реалистичности оценки своего состояния здоровья. Ну, и конечно, немаловажно знать обладает ли предполагаемая профессия вредным воздействием на состояние физического и психического здоровья работника.
Следующее, что необходимо учитывать – это способности (СП)
Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности и не сводящиеся к знаниям, навыкам. Любые черты человека, начиная с особенностей морального облика и кончая осязательной чувствительностью кончиков пальцев, могут выступать в роли способностей. Способности – это не интересы, это какие-то таланты данные природой, с рождения. Например, высокий уровень развития памяти и внимательности; высокий уровень развития тонкой моторики и ловкости; хорошо развитые аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию); развитые коммуникативные способности; технические способности; способность анализировать, сопоставлять факты; организационные способности; способность к самоконтролю; хорошая зрительная память…
И важно помнить о том, что лишь квалифицированный специалист – педагог-психолог сможет достоверно выявить сильные и слабые стороны вашего ребенка.
Следующий аспект выбора профессии - это склонности (СК)
Склонность - нечто большее, чем просто интерес. Одно дело - хотеть знать, другое - хотеть сделать. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть времени, в том числе свободного. Делать можно что-либо можно не обязательно руками, но и в уме. Например, областью склонностей может быть и сфера общения. Когда есть склонность, то предполагается и наличие интереса. При оценке своих личных качеств важно обратить внимание именно на склонности - не просто желание узнать, а желание заняться делом, от которого потом трудно оторваться. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Пока они не сформированы, нечему и проявляться. Детям надо сознательно включаться в самые разнообразные виды деятельности, не бояться увлечения. Лучше пробовать, как бы проигрывать разные варианты на уровне увлечений, чем потом неоправданно часто менять места учебы и работы. Акцентируем внимание на том, что склонности, грубо говоря, это наши интересы, а способности - это таланты данные нам с детства. Если склонности формируются, то способности у нас уже есть. Например: я умею петь, у меня хорошие голосовые данные - это моя способность, а еще я люблю вышивать - это моя склонность, склонность к кропотливому ручному труду.
Еще один важный аспект - это информированность (ИН)
Необходимость иметь много информации для профессионального самоопределения очевидна. Но важно также учитывать и ее качество. Для этого следует обратить внимание на то, чтобы приобретаемые сведения не оказались искаженными, что может быть при использовании устаревших или недостоверных источников, а также из-за предвзятого отношения к тем или иным областям труда.
Аспект диагностика у психолога-профориентатора (ДП)
Задача психодиагностики - выявить и дать информацию об индивидуально-психологических особенностях учащихся, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям. Средства психологической диагностики, используемые в МУК: наблюдение, беседа, психологическое тестирование.
Аспект консультация у психолога-профориентатора (КП)
Задача психологического консультирования - помочь участникам педагогического процесса самим решать возникающие проблемы. Консультации проводятся для учителей, обучающихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.
Текущий инструктаж:
Сегодня вам предстоит работа в группах. Каждой группе будет выдано по две карты профаспекта. В течение пяти минут каждая группа в своих двух картах профаспекта фиксирует только по две положительных стороны данных аспектов. Вы путем обсуждения главных на ваш взгляд положительных сторон должны будете прийти к единому мнению и в каждой карте профаспекта фиксируете свой ответ, свое мнение.
Необходимо соблюсти принцип «неповторяемости» как для каждого аспекта, так и для мнений каждой группы.
Для структурированности материала в каждой карте профаспекта начало предложения обозначено в виде одного из главных членов предложения – глагола. Начало этого предложения необходимо продолжить. Продолженное вами предложение поможет увидеть действительную значимость данного аспекта для вас и вашего ребенка.
По истечении пяти минут я попрошу группы поменяться местами (по часовой стрелке) и преступить к обсуждению следующих двух карт профаспекта, а также указать в них по две положительные стороны.
Удачи! Надеемся на продуктивную, активную, инициативную работу. Начинаем.
Заключительный этап
А сейчас подведем итоги: каждая группа называет по четыре положительных стороны в каждой из карт профаспекта; и одновременно ваши ответы будут фиксироваться на доске.
После проделанной работы обсуждаются полученные результаты, участники делятся своими впечатлениями и озвучивают свои пожелания.
Вопросы для рефлексии:
1. Что Вам больше всего запомнилось в работе?
2. Что ценного сегодня Вы узнали?
3. Как Вы будете использовать полученную информацию?
4. Как Вы оцените свой вклад, внесенный в общую работу (оцените по шкале от 1 до 5)?
5. Что сегодня Вам помогало в работе, а что мешало?
6. Поделитесь ли приобретенной информацией со своими детьми?
7. Что сказал бы Ваш ребенок по поводу этой акции?